В годы Холодной войны в
Югославии возникла потребность в создании специального самолёта, который
мог бы себя эффективно проявлять в условиях партизанской войны. В случае
потенциального военного конфликта и возможного уничтожения аэродромов
ВВС Югославии подобный самолёт мог бы взлетать с короткой
импровизированной травяной ВПП.
В начале 1960-х годов югославский Военно-технический институт (VTI)
разработал для этих целей самолет P-2
Крагуй (P-2 Kraguj). Первый полёт самолёта
состоялся 21 ноября 1962 года.
Серийное производство началось в 1964 году.
Производился в двух сериях на заводе фирмы
SOKO в Мостаре: итого был собран 41 самолёт (14 в первой серии и 27 во
второй). В ВВС Югославии самолет получил обозначение
J-20.
J-20 - это цельнометаллический низкоплан с
фиксированным шасси и высокорасположенной кабиной экипажа,
обеспечивающая пилота хорошим обзором. Силовая
установка самолета состоит из одного шестицилиндрового двигателя
Lycoming GSO-480-B1A6 мощностью 340 л.с. (254
кВт), приводящего в движение трехлопастной
металлический пропеллер Hartzell HC-B3Z20-1/10151C-5.
Вооружение самолёта, которое по качеству значительно уступает
современному вооружению, тем не менее, полностью отвечало требованиям
технического проекта и предназначению самого самолёта. J-20 был вооружён
двумя пулемётами калибром 7,7 мм, на подвесках ставилось
ракетно-бомбовое вооружение. В состав последнего могли входить две
неуправляемые ракеты калибром 127 мм, 24 ракеты калибром 57 мм (две
пусковые установки), две зажигательные бомбы массой 150 кг или
многочисленные малые бомбы массами по 2, 4 или 16 кг.
Всего компания SOKO построила около 85 самолетов,
которые после 20 лет службы в югославских ВВС были списаны в 1990 году.
Несколько уцелевших машин передали Национальной гвардии Словении. Но в
июне1991 года они были конфискованы ВВС Югославии после выхода Словении
из состава федерации. Милиция боснийских сербов использовала Kraguj в
ходе гражданской войны.
В настоящее время оставшиеся на службе самолёты
используются в качестве учебных или участвуют в показательных полётах.
J-20 являлись неотъемлемой частью авиации Территориальной обороны
Югославии. Эти же самолеты были задействованы
в съёмках фильма "Партизанская эскадрилья".