14 сентября 2015 года с аэродрома чешской авиастроительной компании Aero
Vodochody Aerospace в Одолена-Вода близ Праги совершил первый полет первый
опытный образец-демонстратор реактивного учебно-боевого самолета L-39NG -
глубокой модернизации выпускавшегося этим предприятием широко известного
самолета L-39 Albatros.
О программе модернизированного самолета, получившего обозначение L-39NG (Next
Generation), было объявлено в июле 2014 года на авиасалоне в Фарнборо
(специальный сайт, посвященный проекту L-39NG).
Согласно материалам компании, L-39NG должен оснащаться американским двигателем
Williams International FJ44-4M максимальной тягой 1700 кг и с цифровой системой
управления (вместо старого советского АИ-25ТЛ), получить новое облегченное
крыло, выполненное частично из композиционных материалов, а также новый комплекс
цифровой бортовой авионики компании Genesys Aerosystems, индикатор на фоне
лобового стекла разработки чешской компании SPEEL Praha и современные бортовые
системы. Пилотская кабина будет оснащена новыми катапультируемыми креслами
класса "0-0". Переработанная конструкция самолета будет иметь ресурс 15 тысяч
летных часов. L-39NG будет также иметь возможность нести вооружение на четырех
подкрыльевых и одной подфюзеляжной точках подвески.
Первый прототип-демонстратор L-39NG (бортовой номер "2626", серийный номер
332626), совершивший полет 14 сентября, представляет собой переделку
принадлежащего компании самолета L-39С, с оснащением двигателем Williams
International FJ44-4M, комплексом бортовой авионики компании Genesys Aerosystems
и индикатором на фоне лобового стекла SPEEL Praha. Крыло сохранено старое, хотя
вместо традиционных для L-39 топливных баков на конце крыла там установлены
новые законцовки. Ранее данный борт L-39С под обозначением L-39CA использовался
Aero Vodochody для испытаний новых систем авионики (часть из которых ныне и
планируется устанавливать на L-39NG).
Одновременно Aero Vodochody Aerospace ведет постройку уже полностью нового и
полностью соответствующего проекту опытного образца самолета L-39NG, начало
испытаний которого ожидается в 2016 году (он станет первым самолетом,
построенным на заводе с 2004 года). В случае успеха испытаний начало поставок
заказчикам декларируется с 2018 года. При этом
предполагается, что будут изготавливаться как самолеты L-39NG новой постройки,
так и вестись модернизация в этот вариант наличных самолетов L-39.
Первые заказы поступили в июне 2015 года от трех невоенных заказчиков на
комплекты для модернизации эксплуатируемых L-39. Чешский государственный
авиаремонтный завод LOM Praha законтрактовал модернизацию до уровня L-39NG семи
своих самолетов L-39, используемых на подрядной основе для подготовки летчиков
ВВС Чехии. Модернизацию неназываемого количества машин заказала европейская
(базирующаяся во Франции) частная пилотажная группа Breitling Jet Team (сейчас
он эксплуатирует девять L-39). Одновременно известная американская частная
компания Draken International подписала соглашение о модернизации в L-39NG шести
машин из своего парка L-39 для созданной ею пилотажной группы Black Diamond Jet
Team, а также об участии в продвижении программы модернизации на весьма обширный
рынок частных операторов L-39 в США. Модернизация L-39 этих операторов в случае
получения заказов будет вестись Draken International на своих американских
мощностях.
Тогда же в июне 2015 года Aero Vodochody Aerospace сообщила о том, что находится
в "продвинутой стадии переговоров" по продаже L-39NG с двумя неназываемыми
"правительственными заказчиками". В СМИ одним из этих потенциальных заказчиков
назывались ВВС Вьетнама. Кроме того, компания продвигает L-39NG ВВС Чехии и
намерена предложить его на тендер ВВС Франции на новый реактивный учебно-боевой
самолет (для замены самолетов Alpha Jet). Проявляет интерес Aero Vodochody
Aerospace и к рынку стран СНГ - материалы по L-39NG, в частности, были
представлены компанией на недавнем авиасалоне МАКС-2015.
Напомним, что в 1993 году Aero Vodochody уже построила прототип
модернизированного "вестернизированного" варианта L-39, обозначавшегося L-139
Albatros 2000 (тогда он оснащался американским двигателем Garrett TFE731-4),
однако, несмотря на все маркетинговые усилия, ни один L-139 в итоге продать так
и не удалось.