В конце 80-х годов прошлого столетия политическая ситуация изменилась
коренным образом. Рухнула ОВД, а за ней перестал существовать СССР. Главный
заказчик "Альбатроса"
исчез, что вообще поставило под вопрос производство реактивных УТС в
Чехословакии. Тем не менее, водоходовцы не опустили рук и предприняли воистину
титанические усилия для продолжения совершенствования L-39 и поиска новых рынков
его сбыта.
К работе над созданием Aero L-39MS Albatros
приступили в начале 1980-х годов, это была попытка улучшить страдавший от
недостатка мощности L-39. Первый из трех прототипов поднялся в воздух 30
сентября 1986 года.
Получилась более совершенная модель, которая отличалась усиленными элементами
планера, новым электронным оборудованием и более мощным двигателем ДВ-2
советско-чехословацкого производства. Он развивал мощность 21,57 кН и был
совместим с уже существующими L-39. К другим появившимся на L-59 новшествам
можно отнести конструктивные изменения в механизации крыла и установку
улучшенного шасси с новыми тормозами. Внешне L-59 не сильно отличался от L-39 (за
исключением более заостренного носового обтекателя и несколько измененного по
форме хвостового стабилизатора). На внешнем рынке самолет L-39MS стали рекламировать
под обозначением L-59 (интересно, что этот индекс
носил нереализованный проект легкого штурмовика, разработанный Влчеком в начале
1960-х гг.). Активный маркетинг вскоре принес первые результаты: новинкой
заинтересовался старый клиент чехословацкой "оборонки"
Египет. Каир подписал с "Аэро-Водоходами"
контракт на закупку 48 самолетов, получивших обозначение L-59E. По требованию
заказчика эту версию "Альбатроса" оснастили американской
электроникой фирмы AlliedSignal Bendix/King, а подкрыльевые пилоны приспособили для подвески как западных, так и советских
образцов вооружения. Прототипом стал переоборудованный самолет 0101, который
облетали после доработок 22 апреля 1992 г. Поставки начались 29 января 1993 г. и
завершились в начале 1994 г.
Очевидно, пример Египта вдохновил приобрести новую технику Тунис, который
заказал 12 L-59T. Эта модификация отличалась от египетской лишь тем. что на ней
не предусмотрена подвеска советских образцов вооружения. В качестве прототипа
использовали все тот же самолет 0101. Поставки были осуществлены в 1995-96 гг.
О модернизации L-59 речь
пока не идет. Однако поставленные в Тунис самолеты эксплуатировались
очень интенсивно, что потребовало провести их капремонт. С помощью чехов
он был организован на тунисской авиабазе Бизерта. Работы начались в 2002
г., а первый отремонтированный здесь L-59T
поднялся в воздух 23 августа 2003 г. под управлением водоходовских
летчиков-испытателей М. Шютцера и Р. Стройна.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
L-59 |
Размах крыла, м |
9.54 |
Длина самолета,м |
12.20 |
Высота самолета,м |
4.77 |
Площадь крыла,м2 |
18.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4030 |
нормальная взлетная |
5390 |
максимальная взлетная |
7000 |
Топливо, кг |
|
внутренние топливо |
1200 |
ПТБ |
544 ( 2 х 350 л ) |
Тип двигателя |
1 ТРД ЗМДВ Прогресс ДВ-2 |
Тяга нефорсированная, кН |
1 х 21.57 |
Максимальная скорость, км/ч |
875 |
Крейсерская скорость, км/ч |
776 |
Практическая дальность, км |
1570 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
1500 |
Практический потолок, м |
12200 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
12 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
одна 23-мм двухствольная пушка ГШ-23Л с150 патронами.
боевая нагрузка - 1500 кг на 4 узлах подвески
2 УР воздух-воздух Р-3(АА-2) или Р-60(АА-8),
2х450 -, 4х 250-, 6х 125-кг бомбы,
4 ПУ 130-мм НУРС C-130, ПУ УВ-16-57 16х57-мм НУР.
2 контейнера с пушечным вооружением и
1 контейнер с разведывательной аппаратурой |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|