В середине 1980-х годов Китай
и Пакистан договорились о совместной разработке и производстве
реактивного учебного самолета. Разработка велась Nanchang Aircraft Manufacturing Company
и Pakistan Aeronautical Complex (РАС). Обе компании также участвовали в
производстве самолета. Основным принципом создания самолета была
простота производства и простота использования.
Основное назначение – замена устаревших китайских УТС JJ-5 и
пакистанских самолетов Т-33.
Пакистанский самолет
получил обозначение К-8Р и имя Karakorum. На нем
установлен ряд систем западного производства, включая ТРДД Garrett (ныне
Honeywell) TFE731-2A, "стеклянную" кабину и катапультные кресла
Martin-Baker класса "ноль-ноль". На использование некоторых других
американских компонентов был наложен запрет после событий на площади
Тянь-аньмэнь в 1989 году.
Компания "Nanchang" 21
ноября 1990 года подняла прототип К-8 в воздух, после чего была
построена небольшая серия машин для испытаний в Пакистане (6) и Китае
(18). Затем Пакистан выдал большой заказ на К-8Р.
Отказавшись от двигателя
TFE731, Китай выбрал для своих самолетов, получивших в ВВС обозначение
JL-8 (Jiaolian-8), украинский двигатель АИ-25ТЛК.
Помимо выпуска для стран-партнеров "Hongdu" построила 80 сборочных
комплектов К-8Е для Египта, собранных покупателем самостоятельно. Еще 40
самолетов было построено египтянами "с нуля". K-8/JL-8 приобрел
популярность и у зарубежных заказчиков — Боливии, Ганы, Мьянмы, Намибии,
Шри-Ланки, Судана, Танзании, Венесуэлы, Замбии и Зимбабве. Венесуэльские
K-8W не имеют комплектующих, попадающих под контроль США.
Продолжается выпуск самолета для китайских ВВС, которые с 1998 года заменяют
им устаревшие JJ-5 (двухместные МиГ-17). На самолетах нового выпуска
устанавливается лицензионный вариант ЗМДБ Прогресс АИ-25ТЛК, получивший
обозначение WS-11.
В 2012 году китайский производитель "NAMC" (теперь носящий название Hongdu
Aviation Industry Group (HAIG)), начал летные испытания модификации самолета
JL-8 для экспортных поставок. Самолет стал пригоден для использования с
высокогорных аэродромов (высота над уровнем моря более 4-х километров),
ранее самолеты не использовались с аэродромов, находящихся на высоте более
1.5 километра.
Летные испытания проходят с 50/100 процентной заправкой топливных баков.
Испытания проводятся как китайскими летчиками-испытателями, так и
летчиками-испытателями стран-заказчиков. По имеющейся информации, была
переработана топливная система и кресла с катапультой. Летные испытания
состоят из 2-х фаз, 1-я фаза уже завершена, вторая сейчас проходит – будут
выполнены около десяти полетов с аэродрома, расположенного на высоте 4060
метров.
Модификации
: |
|
|
L-8 |
заводское обозначение самолета. |
JL-8 |
вариант для ВВС КНР с ТРДД АИ-25ТЛК и китайским БРЭО |
К-8P |
обозначение самолета в ВВС Пакистана c ТВД Garrett (Allied Signal) TFE-731-2A c Collins EFTS-86
MFD. |
К-8E |
обозначение самолета в производимого по
лицензии в Египте. |
К-8ES |
модификация К-8Е. Ожидается выпуск 40 самолетов;. |
К-8V |
экспериментальный самолет с современной БЦВМ и аналоговой электродистанционной системой управления полетом, предназначенный
для имитации особенностей пилотирования самолетов других типов. |
К-8S |
модификация для ВВС Судана. |
К-8W |
модификация для ВВС Венесуэлы. Поставлено 18 самолетов,
ожидается поставка еще 40 самолетов;. |
К-8VB |
модификация K-8W, поставлено 6 самолетов, ожидается поставка
еще порядка 12 экземпляров.. |
L-11 |
вариант JL-8 с двигателем WS-11. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
K-8 (JL-8) |
Размах крыла, м |
9.63 |
Длина самолета,м |
11.60 |
Высота самолета,м |
4.21 |
Площадь крыла,м2 |
17.02 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2687 |
нормальная взлетная |
3630 |
максимальная взлетная |
4330 |
Топливо, кг |
|
внутренние топливо |
780 |
ПТБ |
390 (2 х 250) |
Тип двигателя |
1 ТРД Garrett TFE731-2A (WS-11) |
Тяга нефорсированная, кН |
1 x 16.01 (16.87) |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте 11000 м |
800 |
у земли |
680 |
Перегоночная дальность, км |
2140 |
Боевой радиус действия, км |
1400 |
Продолжительность полета, ч.мин |
4.25 (с ПТБ) |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
1620 |
Практический потолок, м |
13600 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
7.33 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
одна 23-мм пушка Type 23-1 (на китайском варианте)
боевая нагрузка - 1000 кг на 4 узлах подвески 4 УР воздух-воздух PL-2,-5,-7 или R.550 Magic 4 250-кг или 100-кг обычные бомбы или кассетные типа BL755 или другие, или 4 ПУ 55-мм или 90-мм НУР, или 4 контейнера с 30-мм или 23-мм пушками или пулеметами. |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2013
|