На статической стоянке итальянской компании Alenia Aermacchi на
салоне в Ле-Бурже 2013 года был впервые представлен новый реактивный учебно-тренировочный
самолет основной подготовки военных летчиков М-345. Само название машины как бы
намекает, что его планируется использовать и продвигать на рынок совместно с
другим итальянским УТС - более крупным самолетом повышенной подготовки М-346,
созданным на базе нашего Як-130 (а вернее, его российско-итальянского прототипа
Як/АЕМ-130).
По большому счету, М-345 не является принципиально новой разработкой, а станет
серийным вариантом уже известного итальянского самолета М-311, являющегося, в
свою очередь, дальнейшим развитием УТС типа S.211, совершившего первый полет еще
в 1981 г. Компания SIAI-Marchetti в 1984-1994 гг. поставила заказчикам около 60
самолетов S.211. Они несли службу в ВВС Сингапура, Филиппин и Гаити, а сейчас
используются в основном только частными операторами в Австралии и США. В 1997 г.
права на машину перешли к компании Aermacchi, которая разработала на ее базе
модернизированный УТС, названный М-311, с немного удлиненным фюзеляжем,
возросшей с 2750 до 4100 кг максимальной взлетной массой и улучшенными летными
характеристиками. Двигатель JT15D-4C тягой 1130 кгс уступил место более мощному
JT15D-5C тягой 1450 кгс. Было построено два самолета-демонстратора М-311, первый
из которых поднялся в воздух 1 июня 2005 г.
В мае 2008 г. Aermacchi (ныне -Alenia Aermacchi) заключила соглашение с
американской компанией Boeing по совместному продвижению на рынок
учебно-тренировочных самолетов М-311 и М-346. Аналогичное соглашение, касающееся
рынка стран Южной Америки, в апреле того же года было подписано с чилийской
ENAER. Однако конкретных результатов зто сотрудничество пока не принесло.
Предлагаемый в настоящее время М-345 не отличается по конструкции от М-311, а в
качестве его демонстратора с заводским No.201 и бортовым СРХ619 в Ле-Бурже, скорее
всего, и показывался один их двух ранее построенных М-311. В то же время,
согласно материалам Alenia Aermacchi, максимальная взлетная масса машины
возрастет до 4500 кг. а тяга двигателя-до 1600 кгс. При этом будет обеспечена
полная унификация по кабине экипажа с М-346, что повысит эффективность процесса
обучения летчиков.
Во время нынешней парижской выставки между Alenia Aermacchi и Минобороны Италии
было заключено соглашение о совместной работе по самолету М-345, серийные
поставки которого могут начаться после 2017 г. Ожидается, что он заменит в
итальянских ВВС учебно-тренировочные МВ339 (начиная с 1978 г. компанией
Aermacchi выпущено более 200 таких машин, и именно на них сегодня летает
знаменитая пилотажная группа Frecce Tricolori), став самолетом основной
подготовки летчиков, в то время как на М-346 планируется вести их повышенную
подготовку. В компании считают, что на мировом рынке М-345 может составить
конкуренцию не только ряду известных реактивных УТС основной подготовки, но и
популярным на рынке турбовинтовым машинам Super Тисапо бразильской компании Embraer и РС-7 швейцарской фирмы
Pilatus.
Решение о прекращении
разработки нового учебного самолета в версиях M-311 и M-345 было принято
в 2015 году. Разработчики решили полностью пересмотреть проект и внести
в него серьезные изменения, большая часть которых нацелена на улучшение
качества подготовки пилотов. В результате появился проект
M-345 HET (Нigh-Еfficiency Тrainer), который
уже представила компания Leonardo.
21 декабря 2018 года на аэродроме в Венегоно-Супериоре близ Варесе
(бывший завод Aermacchi) совершил первый полет первый построенный для
ВВС Италии серийный реактивный учебно-тренировочный самолет М-345 НЕТ
(итальянский военный номер С.Р.Х.624). Фактически это первый самолет
М-345 НЕТ новой постройки в целом.
Самолет M-345 HET представляет собой модернизированный и "ребрендированный"
в 2012 году реактивный учебно-тренировочный самолет М-311, маркетинг
которого компания Alenia Aermacchi (часть группы Finmeccanica, ныне
дивизион Velivoli компании Leonardo) безуспешно осуществляла с 2005
года, так и не получив заказов.
M-345 HET отличается от предыдущих версий полностью цифровой кабиной
пилотов. "Стеклянная" кабина имеет трехцветный сенсорный экран MFD (Multi-function
Display) и индикатор на фоне лобового стекла (ИЛС), который отражается
на четвертом экране задней кабины. Современное БРЭО самолета,
включает коллиматорный индикатор в передней кабине и репитер в задней
кабине, систему генерации кислорода, многофункциональные дисплеи,
средства управления типа HOTAS (Hands On Throttle-And-Stick).
Кабина М-345 имитирует
кабину истребителей и обеспечивает хороший обзор. Благодаря различным
режимам полета, высокой маневренности на максимальной скорости, больших
и малых высотах, современному БРЭО, высокой грузоподъемности М-345 также
потенциально может применяться в боевых операциях. Высокий усталостный
ресурс самолета, двухуровневая философия обслуживания позволяют
отказаться от дорогостоящего капитального ремонта, а система мониторинга
состояния и использования оборудования (HUMS) позволит снизить затраты
на эксплуатацию М-345. Благодаря комплексной интегрированной учебной
системе моделирования пилот самолета сможет пройти подготовку
пилотированию в различных сценариях, включая взаимодействие с другими
самолетами и наземными средствами подготовки. Система также
предусматривает наличие станции планирования и разбора полета (MPDS).
На первые версии M-345 устанавливались
американские турбореактивные двигатели Pratt & Whitney JT15D-5C,
способные развивать тягу до 14 килоньютонов. M-345 HET получил
турбовентиляторный двигатель Williams International FJ44-4M-34 с тягой
до 1540 кгс, что обеспечит высокие коэффициенты перегрузки (от +7 до
-3,5g) и большую продолжительность эксплуатации.
Компания Leonardo в январе 2017 года подписала контракт с ВВС Италии на
поставку им пяти первых серийных самолетов М-345 НЕТ (обозначение в ВВС
Италии Т-345А) с поставкой в 2019 году. Всего ВВС Италии, согласно
пресс-релизу Leonardo, рассматривают возможность закупки 45 самолетов
М-345 НЕТ для замены большей части своих самолетов Aermacchi MB-339.
M-345 HET предстоит
непростая конкурентная борьба на мировом рынке. За последнее время
появилось немало новых учебно-тренировочных самолетов: они родились
благодаря программе Т-Х, объявленной ВВС США. Совсем недавно, кстати, в
воздух впервые поднялся самолет, разработанный совместными усилиями
компаний Boeing и Saab. А еще раньше о своем участии в тендере Т-Х
объявила компания Sierra Nevada Corporation.