Начиная с первой половины 1990-х годов, итальянская компания "Aermacchi" и
российское ОКБ им. А. С. Яковлева вместе работали над проектом создания нового
реактивного учебного самолета Як/АЕМ-130, однако в конечном итоге сотрудничество
было прекращено, и компании продолжили работу над таким самолетом
самостоятельно. Российский самолет Як-130 совершил первый полет в 1996 году, а в
2009 году был принят на вооружение ВВС России. Итальянская компания "Alenia
Aermacchi" продолжила работы по созданию собственного учебно-тренировочного
самолета, конструктивно во многом схожего
с Як-130, но полностью оснащенного западными системами, авионикой и вооружением.
Позже была разработана и учебно-боевая модификация самолета.
Основное предназначение М-346 - подготовка пилотов для современных реактивных
боевых самолетов, поэтому М-346 оснащен соответствующими органами управления и
обладает высокой маневренностью. Силовая установка включает два двухконтурных
турбореактивных двигателя Honeywell/ITEC F124-GA-200 производства компании "Fiat
Avio". Каждый из двигателей развивает тягу 27,80 кН, что дает возможность
развивать максимальную скорость до М=1,2. Двухдвигательная силовая установка
обеспечивает самолету хорошую тягово-оруженность, а также повышает надежность
эксплуатации и живучесть машины. Двигатель оснащен системой FADEC, органы
управления скомпонованы по принципу HOTAS, а система управления самолетом имеет
четырехкратное резервирование.
Одной из основных особенностей М-346 является встроенная система имитации
тактической обстановки ETTS (Embedded Tactical Training Simulation), которая
является структурной частью интегрированной системы подготовки (Integrated
Training System) и позволяет для обучения пилотов на М-346 имитировать различные
сценарии тактической обстановки (с применением цифровой карты, на которой
обозначаются угрозы и цели, расположение своих сил и пр.), а также использовать
различные авионику и вооружение.
С самого начала М-346 создавался не только как учебно-тренировочный, но и как
учебно-боевой самолет, способный решать задачи штурмовки наземных и перехвата
отдельных воздушных целей, а также бороться с кораблями противника и
обеспечивать объектовую ПВО. В данном варианте он может нести на девяти внешних
узлах подвеску массой до 2994 кг: УР "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", УАБ/КАБ,
обычные бомбы семейства Мк 80, блоки НАР и пушечные контейнеры.
Первый опытный М-346 был облетан 15 июля 2004 года, а второй - в мае 2005 года.
В процессе доводки самолета в его конструкцию вносились
изменения:воздухозаборники были доработаны, шасси - модифицировано, для снижения
массы машины применены новые конструкционные материалы.
В июне 2008 года был облетан третий прототип, а в июне 2009 года стартовый заказ
разместили ВВС Италии. Был подписан контракт на 6 самолетов установочной партии,
получивших обозначение Т-346А. Первый из них поднялся в воздух в марте 2011
года, в ноябре его передали ВВС. Позже ВВС увеличили заказ до 15 машин.
В 2010 году контракт на 12 единиц М-346 подписал Сингапур; поставки должны
начаться с 2013 года. Эти машины должны заменить сингапурские A-4SU Super Skyhawk, дислоцируемые во французском Казо. В 2012 году Израиль подписал
контракт на 30 М-346 - они должны заменить A-4H/N Skyhawk.
Совсем недавно компания "Alenia Aermacchi" в сотрудничестве с "General Dynamics" решили предложить модификацию М-346, Т-100, в качестве перспективного
учебно-тренировочного самолета ВВС США, предназначенного для замены Northrop
Т-38 Talon. В случае успеха самолеты будут выпускаться в США.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
M.346 |
Размах крыла, м |
9.72 |
Длина самолета,м |
11.49 |
Высота самолета,м |
4.76 |
Площадь крыла,м2 |
23.52 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4627 |
нормальная взлетная |
7400 |
максимальная взлетная |
10200 |
топлива |
1950 |
Тип двигателя |
2 ТРД ITEC (Honeywell) F124-GA-200 |
Тяга, кгс |
2 х 2835 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
1084 |
у земли |
1060 |
Практическая дальность, км |
|
нормальная |
1980 |
с двумя ПТБ |
2720 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
6705 |
Практический потолок, м |
13700 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
8 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
боевая нагрузка -3000 кг на 5 узлах подвески Возможна подвеска: 3 580-л ПТБ различные комбинации бомб - Mk.82, Mk.83, Mk.84, GBU-12, GBU-16, Mk. 20 Rockeye, BL-755, Durandal, ПУ 70 и 80-мм НУР, УР воздух-воздух AIM -9L/M Sidewinder УР воздух-земля AGM-65 Maveric, Brimstone ПКР Marte Mk-2A, контейнер DEFA с 30-мм пушкой, фотоконтенер Vicon 18, контейнер РЭБ ELT 555 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|