Вначале 50-х годов прошлого века ВВС большинства стран мира проходили
интенсивный процесс перевооружения на реактивные самолеты. В связи с этим, со
всей остротой встал вопрос о внедрении реактивной тяги не только в боевую, но и
в учебную авиацию. Наметились два концептуальных подхода решения этой проблемы.
Первый предусматривал создание двухместных вариантов реактивных истребителей,
так называемых "спарок". В итоге, появились американский Т-33 (производное от
F-80), британский "Вампир" Т. 11 и советский МиГ-15УТИ.
Сторонники второго подхода выступали за создание учебно-тренировочных машин, так
сказать, "с нуля" - подобным образом были созданы французские СМ.170 и MS-760, а
также британский "Джет Провост". Но главный конструктор итальянской фирмы "Аэрмакии"
Эрмано Базоччи, приступая в 1953 г. к проектированию собственного варианта
учебного самолета, отчетливо видел недостатки обеих концепций. Двухместные
варианты истребителей были относительно дорогими и слишком сложными в
пилотировании для того, чтобы использовать их на ранних стадиях обучения.
В то же время, легкие учебно-тренировочные самолеты не имели достаточного
потенциала для использования в качестве ударных. Это сужало область возможного
экспорта, ведь многие страны не могли позволить себе роскошь содержать
специализированные типы самолетов, предпочитая обходится вариантом "два в
одном", то есть -учебно-боевыми машинами. Новый самолет "Аэрмакки" должен был
занять промежуточное положение, будучи дешевым и одновременно эффективным, как в
качестве учебного самолета, так и в роли легкого штурмовика.
Проект, получивший фирменное обозначение МВ.326, представлял собой вполне
традиционный моноплан с низкорасположенным двухлонжеронным бесстрингерным
крылом со стреловидностью по передней кромке 11°. Угол установки крыла составлял
3°. Механизация включала элероны с внутренней аэродинамической компенсацией и
триммерами с электроприводом, а также закрылки Фаулера. Фюзеляж - полумонокок с
четырьмя лонжеронами и штампованными кольцевыми шпангоутами. Экипаж располагался
тандемом в герметизированной кабине на катапультных креслах "Мартин-Бейкер" Мк4.
Бортовое оборудование было довольно скромным и состояло из УКВ радиостанции
SARAM 5-52, автоматического радиокомпаса "Лир" ADF-14, а также установленного в
передней кабине оптического прицела. В качестве силовой установки выбрали
распространенный ТРД "Вайпер" разработки британской фирмы "Бристоль Сиддли"
(впоследствии поглощенной концерном "Роллс-Ройс").
Представленный на рассмотрение руководству итальянских ВВС, проект получил
одобрение - было заказано два летных прототипа и экземпляр для статических
испытаний. Первый прототип с двигателем "Вай-пер-8" тягой 795 кг впервые
поднялся в воздух 10 декабря 1957 г., пилотируемый шеф-пилотом "Аэрмакки" Гуидо
Каресиато. К сожалению, его карьера оказалась короткой - 22 апреля 1959 г. во
время демонстрационного полета в Египте самолет разбился, похоронив под
обломками летчика-испытателя Николу Маккиа.
Второй прототип, получивший более мощный ТРД "Вайпер-11" (1135 кг), вышел на
испытания 22 сентября 1958-го, а в июне следующего года с успехом
демонстрировался на Парижском авиасалоне. Интерес многих потенциальных
заказчиков стимулировал тот факт, что в декабре 1958 г. "Аэронаутика Милитарэ"
заказала предсерийную партию МВ.326 в количестве 15 единиц.
Поставки этой партии начались в октябре 1960-го, а в начале 1962 г. первые
МВ.326 поступили в учебные части итальянских ВВС. В феврале 1962-го была
заказана серийная партия - 85 машин. Последующие заказы довели общее количество
МВ.326, поставленных ВВС Италии, до 118 штук. В Италии освоили и производство
"Вайперов" - этим занималась фирма "Пьяджо", впоследствии объединенная с
концерном "Фиат".
Стандартный вариант для "Аэронаутика милитарэ", получивший среди пилотов
прозвище "Маччино", не имел вооружения. В некоторых источниках он фигурирует как
МВ.326А, но в действительности эти самолеты обозначались просто МВ.326. А проект
МВ.326А, представлявший собой учебно-боевой самолет повышенной подготовки, так и
не был воплощен в металле -эту функцию в итальянских ВВС выполнял "Фиат"
G.91T/1.
В итальянских ВВС МВ.326 эксплуатировались, главным образом, в авиашколе SVBIA
(Scuoio Volo Basico Inicial Aviogetti) на авиабазе Лечче. Летной частью школы
была 61-я учебная авиабригада, включавшая 212-ю, 213-ю и 214-ю авиагруппы (по
штату в каждой из групп насчитывалось 24 самолета). До перевооружения на МВ.339
в 1981 году здесь на МВ.326 налетали в общей сложности 400 000 часов, подготовив
1728 пилотов "Аэронаутика Милитарэ" и 145 иностранных летчиков.
MB.326D представлял собой редкий случай применения военного
учебно-тренировочного самолета для подготовки гражданских пилотов. Авиакомпания
"Алиталиа" заказала четыре таких самолета, первый из которых построили весной
1963 г. Эти самолеты отличались наличием радиостанции гражданского образца и авионикой, максимально приближенной к стандартам пассажирских машин.
Использовались они, прежде всего, для отработки действий пилотов в экстремальных
ситуациях - подобные тренировки на обычных гражданских самолетах были сопряжены
с повышенным риском ввиду отсутствия на них катапультируемых кресел.
Конструкция.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом.
Двухлонжеронное бесстрингерное крыло с профилем NACA 6А имеет угол стреловидности по передней кромке 11° 18'. Задняя кромка перпендикулярна продольной оси самолета. Относительное удлинение крыла
5,26, сужение 1,71, длина средней аэродинамической хорды 1,9 м, угол поперечного V=3°. Элероны с внутренней аэродинамической компенсацией снабжены триммерами с электрическим приводом. Закрылки Фаулера
площадью 2,26 м2 отклоняются вниз на 45°.
Фюзеляж - типа полумонокок, с четырьмя лонжеронами и штампованными кольцевыми шпангоутами.
Кабина экипажа - герметизированная, оснащена катапультными креслами Мартин-Бейкер Мк.4. Остекление фонаря снабжено спиртовой противообледенительной системой.
Силовая установка. Самолет оснащен одним ТРД Армстронг Сиддли ASV.8 Viper (1 х 795 кгс). Воздухозаборники расположены в носке корневой части крыла. Топливо размещено в фюзеляже за кабиной
экипажа в двух мягких емкостях на 800 л, а также на концах крыла в двух баках по 150 л.
Общесамолетные системы. Гидравлическая система обслуживает приводы управления шасси, закрылками, воздушными тормозами, тормозами колес, а также перезарядку пулеметов.
Система кондиционирования воздуха кабин обеспечивает возможность полета на высотах более 9000 м. До высоты 3000 м давление в кабине соответствует давлению на уровне моря. На высотах более 6000 м
избыточное давление в кабине - 0,25 кгс/см2.
Электрическая система постоянного тока напряжением 24 В. Источники электроэнергии - один генератор с приводом от ТРД и два аккумулятора.
Целевое оборудование. Самолет оснащен УКВ радиостанцией SARAM 5-52 и автоматическим радиокомпасом Лир ADF-14. В передней кабине установлен оптический прицел.
Вооружение. В носовой части фюзеляжа, под кабиной, установлено два пулемета калибром 7,62 мм. Под крылом на шести узлах подвески возможно размещение бомб калибром до 50 кг, а также НАР.