Хотя МВ.326 позиционировался фирмой как учебно-боевой самолет, его ударные
возможности оставались довольно скромными. Для улучшения летно-тактических
характеристик конструкторский коллектив "Аэрмакки" применил более мощный ТРД
"Вайпер-20" Мк.540 с тягой 1545 кг. Его установка потребовала увеличения площади
воздухозаборников. Для увеличения боевой нагрузки усилили конструкцию планера.
Количество подкрыльных узлов осталось неизменным - шесть. Установили и более
совершенную авионику. Первый из двух прототипов новой модификации, обозначенной
MB.326G, поднялся в воздух 8 мая 1967 г. "Аэронаутика милитарэ" не проявила
интереса к новым самолетам, ограничившись приобретением так называемых
"гибридов" модификации МВ.326Е. Этот самолет получил усиленное крыло от MB.326G,
стрелковый прицел, фотопулемет и несколько модернизированное оборудование, но
сохранил старый двигатель. ВВС Италии в 1968 г. получили дюжину МВ.326Е -шесть
вновь построенных и шесть, переоборудованных из самолетов ранних модификаций.
Эти машины применялись для обучения воздушной стрельбе с применением подвесных
пушечных контейнеров.
Несколько больший успех сопутствовал новому варианту на экспортном рынке.
Серийные машины, обозначенные MB.326GB, были приобретены тремя странами. Первым
заказчиком стал аргентинский флот, закупивший в 1969 году восемь самолетов.
В морской авиации Аргентины "Аэрмакки" обозначался как МС32. Самолеты получили
регистрационные номера 0613-0618 и 0646-0647 и эксплуатировались в 1-й штурмовой
эскадрилье, дислоцированной в Пунта Индио. Наряду с подготовкой пилотов палубных
"Скайхоков", эта часть предназначалась для непосредственной поддержки морской
пехоты и речной флотилии на Рио де ла Плата.
В отличие от более новых МВ.339, MB.326GB аргентинского флота не принимали
активного участия в англо-аргентинском конфликте за "Фолкленды. Самолеты несли
дежурство в системе ПВО авиабаз "Команданте Эспора" и "Альмиранте Зар", а так же
патрулировали южный участок, границы с Чили.
Потери среди МВ.339 вынудили в срочном порядке искать замену и Аргентина купила
в Бразилии 11 бывших в употреблении EMB.326GC, получивших регистрационные номера
0775-0785. В 1985 г. с борта "Аэрмакки" успешно испытали УР "Мартин Пескадор"
класса "воздух-поверхность" аргентинской разработки, но финансовые проблемы
задержали принятие ее на вооружение до 1993 года.
В том же 1969-м 17 самолетов заказал Заир (по некоторым данным, реально
поставили только 15 машин). Вместе с полученными позже одноместными MB.326KZ эти
самолеты вошли в состав 2-й тактической авиагруппы, дислоцированной на авиабазе
"Камина". К
1997 году все заирские МВ.326 были списаны из-за отсутствия должного
обслуживания и нехватки запчастей. В 1971 г. 23 MB.326GB заказала другая
африканская страна - Замбия. Но самым крупным получателем этих самолетов в
варианте MB.326GC стала Бразилия.
На втором месте по количеству эксплуатируемых МВ.326 после ЮАР стало другое
государство южного полушария с противоположной стороны Атлантики, а именно -
Бразилия. Там так же, как и в ЮАР, освоение лицензионного выпуска "Аэрмакки"
дало мощный импульс развитию местной авиационной промышленности.
Во второй половине 60-х гг. перед командованием ВВС Бразилии встал вопрос о
замене крайне устаревших реактивных учебно-боевых самолетов АТ-33 и поршневых
легких штурмовиков АТ-6. В отличие от ЮАР и Австралии, выбор в пользу МВ.326 был
сделан на безальтернативной основе, поскольку самолет признали единственным,
отвечающим всем требованиям заказчика по простоте обслуживания.
В октябре 1969 г. транспортный С-130Е бразильских ВВС доставил из Италии один из
опытных MB.326G (гражданская регистрация I-FASE). Около месяца самолет провел в
Бразилии, осуществляя демонстрационные полеты на различных авиабазах, дабы
укрепить местное руководство в решимости подписать контракт с "Аэрмакки". В
следующем году было заключено соглашение о лицензионном выпуске MB.326G на
предприятии только что созданной фирмы EMBRAER (Empresa Brasileira de
Aeronautica) в городе Сан-Жозе дос Кампос, а ВВС заказали первую крупную партию
из 112 машин.
Новые заказы, последовавшие в 1975 и 1979 годах, довели общее количество
самолетов, построенных для бразильских ВВС, до 166 единиц. Самолет получил
фирменное обозначение ЕМВ.326 и название "Шаванте" (либо "Ксаванте" -
встречаются разные транскрипции названия этого индейского племени). В ВВС
ЕМВ.326 обозначали как АТ-26.
Подобно другим странам, осуществлявшим лицензионный выпуск МВ.326, Бразилия
начинала с "отверточной" сборки. Из Италии поступило 36 самолетов в разобранном
виде, первые семь из которых собрали уже к концу 1971 г.
В первый полет "Шаванте" отправился 6 сентября, но это была, так сказать,
"репетиция". Официальный первый полет состоялся на следующий день и был
приурочен к отмечавшемуся Дню независимости Бразилии. Выпуск самолетов,
построенных в Бразилии что называется "с нуля" начался в 1973 году. Как уже
говорилось, бразильские ВВС получили 166 АТ-26. Самолеты несли номера
FAB4462-4627.
Система заводских номеров была довольно сложной. Номер состоял из восьми цифр и
включал год выпуска, порядковый номер самолета, построенного в Бразилии, и
порядковый номер в общем выпуске МВ.326. Например, самолет FAB4576 имел
заводской номер 77118361: самолет, выпущенный в 1977 году, был 118-м МВ.326,
сделанным в Бразилии и 361-м самолетом этого типа, построенным в мире.
К 1981 г. EMBRAER выпустила 182 ЕМВ.326, 16 из которых были проданы на экспорт.
В частности, в 1976-77 гг. шесть самолетов поставили в Того (интересно, что эти
машины, хотя и эксплуатировались в ВВС, несли гражданские коды). В 1979 г.
девять самолетов, получивших номера FAP1001-1009, построили для Парагвая, а в
1981-м эта страна купила десятую машину, заменившую борт FAP1008, разбившийся в
сентябре 1980-го. Кроме того, как уже отмечалось, 11 бывших в эксплуатации "Шаванте"
получили ВМС Аргентины.
Освоение АТ-26 в бразильских ВВС началось в испытательном центре СТА (Centro
Tecnologico de Aeronautica), расположенном рядом с заводом EMBRAER. Впоследствии
несколько самолетов под обозначением ХТ-26 использовались в этом центре для
различных экспериментов. Наиболее интересной представляется программа REVO,
предусматривавшая оборудование "Шаванте" устройством для дозаправки в воздухе,
конструктивно подобным системе, применявшейся на истребителях F-5E. На самолет
FAB4600 установили неубирающийся топливоприемник и провели цикл испытаний с
участием самолета-заправщика КС-13ОН. Но применение этой системы на столь легких
самолетах было признано нецелесообразным, и FAB4600 так и остался единственным
представителем семейства МВ.326, ставшим ее обладателем.
В 1972 г. "Шаванте" сменили старые АТ-33 в наиболее известной бразильской
авиачасти - 1-й группе истребительной авиации ( 1 GAVCA -Grupo de Aviacao de
Caca). Ho эта часть, дислоцированная на авиабазе "Санта-Круз" в 60 км от
Рио-де-Жанейро, эксплуатировала АТ-26 недолго - уже в 1974-м она начале
перевооружение на истребители F-5В/Е. В апреле 1973 г. АТ-26 поступили на замену
АТ-33 в 1-ю АЭ 4-й авиагруппы ( 1 /4 GAV), а в следующем году новые самолеты
принял Центр боевого применения и комплектации экипажей CATRE (Centro de
Aplicacoes Tacticas e de Recompletamento de Equipagens).
В 1980 году, после ряда реорганизаций, летная часть центра была оформлена как
5-я авиагруппа (ее 1 -я эскадрилья летала на транспортных С-95, а 2-я - на "Шаванте"),
Несколько лет в CATRE существовала и пилотажная группа "Алуэтт", летавшая на
семи АТ-26 (в настоящее время демонстрационная эскадрилья бразильских ВВС "Фумака"
летает на турбовинтовых Т-27 "Тукано").
Во второй половине 70-х гг. новыми самолетами вооружили три отдельные смешанные
разведывательно-ударные эскадрильи EMRA (Esquadrao Misto de Reconhecimento e
Ataque) - 3-ю на авиабазе "Санта-Круз", 4-ю в Сан-Пауло и 5-ю в Санта-Мария. В
них АТ-26 эксплуатировались совместно с поршневыми Т-25 "Универсал". Но к началу
80-х годов АТ-26 из этих эскадрилий передали в 1-ю и 3-ю АЭ 10-й авиагруппы
(1/10 и 3/10 GAV). Самолеты 1/10 GAV были оборудованы для подвески контейнеров с
четырьмя аэрофотоаппаратами и получили обозначение RT-26.
Надо отметить, что "Шаванте" отличались довольно высоким уровнем аварийности. К
2003 году в результате летных происшествий списали 39 самолетов этого типа
(почти четверть всех поставленных).
Кроме того, в 1998 г. начался вывод АТ-26 по выработке ресурса. Для компенсации
потерь в ЮАР закупили "Импалы", а некоторые части перевооружили новой техникой:
3-я АЭ 10-й авиагруппы в 1998 г. получила истребители-бомбардировщики А-1 (АМХ),
а 1 -я эскадрилья той же группы - в 1999 г. пересела на разведчики RA-1. Центр С
ATRE (2/5 GAV) с 2005 г. перевооружается на новые турбовинтовые самолеты ЕМ
В-314 "Супер Тукано" (А-29).