Учтя опыт, полученный при выпуске более чем 750 реактивных учебных самолетов
МВ.326, "Aermacchi" разработала следующую модификацию, в основном отличающуюся
конструкцией носовой части. Ограниченный обзор с заднего кресла МВ.326 улучшили,
подняв его вверх.
В 1972 году "Aermacchi" получила от итальянских ВВС (AMI) контракт на разработку
реактивного учебного самолета второго поколения для замены МВ.326 и Aeritalia
G.91T. Было рассмотрено не менее девяти различных проектов.
Семь из них представляли варианты самолета МВ.338 с различными двигателями.
Большинство из проектов обеспечивали лишь небольшой прирост характеристик по
сравнению МВ.326 последних моделей или обеспечивали их увеличение за счет
значительного повышения цены машины. ВВС проявили наибольший интерес к двум
проектам самолета МВ.339, оснащенного или одним двухконтурным реактивным
двигателем Larzac (MB.339L) или ТРД Viper Mk 600 (MB.339V).
В феврале 1975 года в ВВС решили, что их требованиям удовлетворяет вариант с ТРД
Viper 632-43, совместно разработанный фирмами "Rolls-Royce" и "Fiat Aviazione".
Первый из двух прототипов МВ.339X совершил первый полет 12 августа 1976 года.
Второй прототип, имевший незначительные доработки, поднялся в воздух 20 мая 1977
года. По сравнению с МВ.326, МВ.339 имел более совершенное бортовое
оборудование, включавшее вычислитель навигационной системы TACAN, систему слепой
посадки, систему госопознавания и KB и УКВ радиооборудование. МВ.339A мог нести
на внешней подвеске до 2040 кг вооружения и использоваться не только для
обучения, но и в качестве штурмовика.
После завершения летных испытаний прототипов последовал первый заказ на 100
серийных МВ.339A (еще один прототип был доработан до стандарта серийной машины)
для AMI, которые начали поступать на вооружение в августе 1979 года.
Девятнадцать МВ.339A были поставлены в варианте MB.339PAN - вместо баков на
концах крыла у них были установлены генераторы дыма. С 1982 года на этих машинах
летала итальянская пилотажная группа "Frecce Tricolori". Позднее еще ряд МВ.339A
получил аналогичные доработки и заменил списанные самолеты. Еще одной
специальной модификацией для AMI стали четыре MB.339RM (Radiomisure -
радиокалибровка), переделанных из МВ.339A. В конце 1980-х годов их снова
переделали в учебные машины. Поставки основной партии МВ.339A завершились в 1987
году, а в 1994 году была выпущена последняя партия из шести самолетов для замены
списанных машин.
МВ.339A широко продавался за рубеж: ВМС Аргентины (10 самолетов), ОАЭ (7), Гана
(4), Малайзия (13), Нигерия (12) и Перу (16).
Единственный случай боевого применения МВ.339 был зафиксирован во время
Фолклендского конфликта в 1982 году, когда шесть из 10 аргентинских МВ.339AA
использовались в качестве легких штурмовиков.
В сотрудничестве с фирмами "Lockheed" и "Hughes" "Aermacchi" представила
доработанную версию МВ.339 на конкурс по созданию унифицированного учебного
самолета (Joint Primary Aircraft Training System, JPATS) для ВВС и ВМС США. Один
MB.339AA был переделан в демонстратор T-Bird II. Оснащенный ТРД Viper 680-582
тягой 17,79 кН, этот самолет поднялся в воздух 8 апреля 1992 года. Но он
проиграл Т-6 Texan II фирмы "Raytheon", и его разработку прекратили.
Дальнейшее совершенствование МВ.339A началось в начале 1980-х годов и привело к
появлению модификации МВ.339B. Она была задумана как усовершенствованный учебный
самолет с расширенными боевыми возможностями. "Aermacchi" построила
демонстратор, совершивший первый полет в 1984 году, оснащенный двигателем Viper
680-43 тягой 19,57 кН и увеличенными топливными баками на концах крыла.
Конструкция.
По аэродинамической схеме он представляет собой
цельнометаллический моноплан с
низкорасположенным почти прямоугольным в плане
крылом (угол стреловидности по передней кромке
11°18'). Конструкция основных элементов планера и
некоторых других агрегатов и узлов самолета MB.339
заимствована у одного из наиболее удачных
итальянских самолетов - МВ.326, который был
изготовлен в количестве более 700 экземпляров.
Самолет имеет классическое хвостовое
оперение: горизонтальный стабилизатор с рулем
высоты и вертикальный киль с рулем поворота.
Экипаж: самолета (2 человека) размещается в кабине
друг за другом. Для спасения членов экипажа в
аварийной обстановке кабина оборудована
катапультируемыми креслами JT-10F фирмы
"Мартин-Бейкер", которые позволяют покинуть
самолет на любой высоте и скорости, в том числе и
во время руления или стоянки на аэродроме.
На самолете установлен турбореактивный
двигатель Viper Мк.632-43 английской фирмы
"Роллс-Ройс", который выпускается по
лицензии на заводах итальянской фирмы
"Фиат". Максимальная статическая тяга
двигателя составляет 1814 кгс. В состав
навигационного пилотажного и связного
оборудования самолета входят система посадки по
приборам, аппаратура радионавигационной системы
ТАКАН, система опознавания, автоматический
радиокомпас, KB и УКВ радиостанции.
Состав вооружения зависит от модификации
самолета и поставленных боевых задач.
Самолеты МВ.339 различных модификаций состоят на
вооружении ВВС Италии, а также Аргентины,
Малайзии, Перу, Ганы, Нигерии, Новой Зеландии и
других стран мира.