Один из самых распространенных
учебно-боевых самолетов в мире. Является дальнейшим развитием УТС Аэромакки
MB.326, принятого на вооружение в 1962 г. Разработка самолета, предназначенного
для замены УТС Локхид Т-33, Фуга «Мажистер», ВАС «Джет Провост» и Аэрмакки
МВ-326, началась в 1974 г., а 12 августа 1976 г. самолет впервые поднялся в
воздух. Работа над наиболее современной модификацией этого самолета, МВ-339С,
началась в 1982 г., а в декабре 1985 г. эта машина совершила первый полет.
Серийный выпуск выпуск МВ-339С начат в 1987 г.
MB-339C
представляет собой обновленный вариант МВ-339В
с новой системой управления заданием. Эта версия самолета
предназначалась в первую очередь для выполнения задач штурмовика и
морского ударного самолета. На самолете установлено модернизированное
цифровое электронное навигационное оборудование и системы управления
самым современным оружием.
Самолеты состоят на вооружении ВВС Италии (заказано 105 самолетов), ВМС
Аргентины (Ю), Перу (16), ОАЭ (7), Ганы (4), Малайзии (13) и Нигерии (12).
В 1992 г. для участия в конкурсе на лучший прототип учебно-тренировочного
самолета JPATS для ВВС и ВМС США было построено два самолета «Т-Берд»П (вариант
МВ-339С).
Конструкция.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным
крылом, имеющим небольшой угол стреловидности. Расчетный ресурс планера
тренировочного варианта 10 000 летных часов (20 000 посадок).
Крыло - трапециевидное, двухлонжеронной конструкции (передний лонжерон
основной) с работающей обшивкой. Носок крыла выполнен из титановых сплавов.
Профиль - NACA 64A. Консоли крыла крепятся к фюзеляжу на болтах. На каждой
консоли установлено по одному аэродинамическому гребню на 2/3 полуразмаха.
Элероны с аэродинамической компенсацией имеют сервоприводы (при их отказе
возможен переход на ручное управление с использованием триммеров, имеющих
электрическое управление). Имеются однощелевые закрылки.
Фюзеляж - типа полумонокок. Под его центральной частью расположен воздушный
тормоз с гидравлическим приводом. Под хвостовой частью фюзеляжа установлено два
аэродинамических гребня.
Кабина экипажа - двухместная герметизированная, с тандемным расположением
кресел (заднее кресло установлено с превышением над передним). На самолете
применены катапультные кресла Мартин-Бейкер Mk.F10,
обеспечивающие возможность аварийного покидания самолета на стоянке.
Шасси - трехопорное с носовым колесом. Управляемая передняя стойка убирается
в фюзеляж поворотом вперед, основные стойки убираются в крыло. Колеса основных
стоек имеют десятислойные пневматики низкого давления. Переднее колесо - с
шестислойным пневматиком. Амортизаторы - масля но-пневматические, имеется
система аварийного выпуска.
Силовая установка. Один ТРД Роллс-Ройс «Вайпер» Мк.632-43 (1 х 1820 кгс),
выпускаемый итальянской фирмой Пьяджо. Удельный расход топлива при максимальной
тяге составляет 0,97 кгс/кг.ч. На самолете МВ-339К установлен ТРД «Вайпер»
Мк.680 (1 х 2000 кгс).
Топливо размещается в двух мягких баках в фюзеляже и двухбаках,
закрепленных на концах крыла (суммарная емкость - 1413 л). Предусмотрена
подвеска двух ПТБ (2 х 340 л) под крылом. Система заправки топливом -
централизованная, под давлением. Кроме того, имеются горловины для заправки «самотеком».
Общесамолетные системы. Гидравлическая система с рабочим давлением 176 кгс/см2
используется для приводов закрылков, элеронов, воздушного тормоза, шасси,
тормозов колес и управления носовым колесом.
Электрическая система состоит из двух основных генераторов мощностью 9 кВт
(30 В), работающих от двигателя, а также одного резервного генератора мощностью
6 кВт (30 В). Две никель-кадмиевые батареи емкостью 22 Ач (24 В) для запуска
двигателя. Система переменою тока постоянной частоты напряжением 115 и 28 В
питается через однофазный статический преобразователь мощностью 600 В. А.
Имеется система кондиционирования воздуха и наддува с избыточным давлением
0,246 кгс/см2.
Целевое оборудование. Самолет оснащен комбинированной системой управления,
объединяющей курсовертикалъ и командно-пилотажный прибор. На самолетах МВ-339С в
кабине имеются многофункциональный экранный индикатор на монохромной ЭЛТ и
индикатор на лобовом стекле.
Имеется два варианта радиосвязного и радионавигационного оборудования:
вариант U - для стран, использующих для управления полетами дециметровый
диапазон (в состав комплекта входит связной приемо-передатчик Коллинз AN/ARC-159(V)
или Магнавокс AN/ARC-164, аварийная система связи SIT301, СПУ Коллинз IA-102,
приемник радионавигационной системы TACAN Гоффман ANS 952, автоматический
радиокомпас Коллинз DF-206 или Маркони AD-380C, запросчик-ответчик системы
радиоопознавания Бендикс AN/APX-100);вариант V -
для стран, использующих метровый диапазон (два связных приемопередатчика
Коллинз AN/ARC-175, низкочастотный усилитель Коллинз IA-1 02А, комплект
посадочных и навигационных приемников Коллинз AN/ARN-126, система DME Коллинз
«серия 40», автоматический радиокомпас Коллинз DF-206 или Маркони AD-380C,
приемо-ответчик системы управления воздушным движением Коллинз TDR-90).
Самолет МВ-339С оснащен доплеровским измерителем скорости и сноса GEC-Маркони
AD-660, сопряженным с инерциальной платформой Литтон LR-80 и навигационным
вычислителем. Имеется система обнаружения радиолокационного облучения и
контейнером с ИК ловушками. На внешнем узле подвески может размещаться контейнер
с четырьмя 70-мм аэрофотоаппаратами.
Вооружение. На шести подкрыльевых узлах подвески может размещаться УР класса
«воздух- воздух» с ТГС AIM-9 «Сайдуиндер», ракеты класса «воздух-пoверхность»
AGM-65B «Мейврик», контейнеры с 30-мм пушками «Дефа»533 (120 снарядов на ствол),
12,7-мм пулеметами (120 патронов) или 7,62-мм многоствольными пулеметами «Миниган»
(1500 патронов). Самолет может оснащаться блоками с НАР калибром 81 мм, 68 мм
или 50 мм, а также свободнопадающими бомбами.