В 1986 году началась реализация китайско-французской программы Q-5K "Конг Юн", ориентированной на ВВС Китая и предусматривающей установку на самолет французского БРЭО и авионики.
В 1990 году работы по проекту Q-5K были прекращены. Однако, продолжалась другая программа модернизации самолета, начатая 1 августа 1986 года, когда с итальянской фирмой "Алениа" было подписано соглашение об установке на
истребитель-бомбардировщик Q-5-II навигационно-прицельной системы, созданной для итало-бразильского истребителя-бомбардировщика АМХ. Первый самолет, переоборудованный из серийного
истребителя-бомбардировщика, и получивший название А-5М, совершил первый полет 30 августа 1988 года. 17 октября того же года он был потерян в результате авиационной катастрофы. Второй прототип
поднялся в воздух 8 марта 1989 года, а 19 февраля 1991 года его испытания успешно завершились. В дальнейшем самолет продолжал совершенствоваться. В 1992 году на нем установили новое катапультное
кресло Мартин-Бейкер, контейнер с системой РЭБ фирмы "Алениа", двигатель WP6A III с ресурсом, увеличенным со 150 до 300 часов.
На самолете А-5М установлены два цифровых вычислителя фирмы "Зингер", дуплексная шина данных, соответствующая стандарту MIL/STD-1553B, радиодальномер "Пойнтер"2500, инерциальная навигационная
система Литтон LN-39A, цифровой вычислитель воздушных данных, индикатор на лобовом стекле Алениа HUD-35, система РЭБ RW-30.
Вооружение самолета состоит из двух
23-мм авиапушек (боекомплект по 100 патронов),
установленных в корневых частях консолей крыла.
Кроме того, на шести подкрыльевых и четырех
подфюзеляжных узлах подвески могут размещаться
управляемые ракеты класса "воздух-воздух",
пусковые установки неуправляемых ракет,
авиабомбы и баки с напалмом. Самолеты А-5М могут оснащаться УР "воздух-воздух" с ТГС PL-2, PL-2B,
PL-5B, AIM-9 "Сайдуиндер" или Матра R.550 "Мажик". Возможна подвеска одной тактической ядерной бомбы мощностью 5-20 кт. Всего имеется более 22 вариантов боевой нагрузки.
На А-5М число узлов внешней подвески может быть увеличено до 12. На самолете сразу же
за воздухозаборниками двигателей имеется также внутрифюзеляжный отсек, рассчитанный на размещение дополнительной бомбовой нагрузки.
Вероятно, А-5М станет первым китайским боевым самолетом, в конструкции которого будут реализованы элементы технологии "Стеле": для уменьшения радиолокационной заметности часть обшивки планера
предполагается выполнить из специальных радиопоглощающих композиционных материалов китайской разработки. Другим новшеством должна стать штанга-топливоприемник системы дозаправки в полете. В состав БРЭО предполагается ввести лазерный дальномер, более мощную систему постановки активных радиопомех и очки ночного видения, совмещенные с нашлемным индикатором. В дальнейшем вооружение самолета будет
дополнено корректируемыми авиабомбами с лазерным полу активным наведением.
На модификации Q-5L
наконец-то удалось реализовать и возможность применения управляемых бомб.
Для их наведения на самолёт установили лазерный целеуказатель, подобный
американскому AN/AAS-35V "Пэйв Пенни", а на модернизированном
подфюзеляжном пилоне подвешивался контейнер с аппаратурой наведения
K/PZS-01. Q-5L мог нести две 500-кг бомбы с лазерным наведением LS-500J
(в основном подобные российским корректируемым бомбам КАБ-500Л). На
вооружение китайских ВВС эти машины поступили в ограниченном количестве.
Судя по фотографиям, многие из них для увеличения дальности полёта
получили изменённый конформный топливный бак в бомбоотсеке, а также
могли нести два больших подвесных бака ёмкостью по 1140 л каждый.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Q-5M |
Размах крыла, м |
9.68 |
Длина самолета,м |
16.73 |
Высота самолета,м |
4.19 |
Площадь крыла,м2 |
27.95 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
6375 |
нормальная взлетная |
9468 |
максимальная взлетная |
11830 |
Топливо, кг |
|
внутренние топливо |
2825 |
ПТБ |
1178 (2 х 760(400) л) |
Тип двигателя |
1 ТРДФ Liming (LM) Wopen-6AIII |
Тяга, кН |
|
нефорсированная |
1 х 29.40 |
форсированная |
1 х 39.70 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте 11000 м |
1190 |
у земли |
1210 |
Практическая дальность, км |
2000 |
Боевой радиус действия, км |
400 |
Практический потолок, м |
15850 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 23-мм пушки Type 23-2K с 100 патронами на пушку
боевая нагрузка - 3000 кг на 10 узлов подвески до 6 УР воздух-земля PL-2, PL-2B, PL-7, AIM-9 Sidewinder или R550 Magic до 1000 кг различных бомб - Type 250-2 или 250-3, Mk 82 или Snakeye, Durandal, BL755 или баки с напалмом, до 4 ПУ НУР -57-2 (8х57-мм , 7х68 мм, Norinco 90-1 (7х90мм) или 130-1 (4х130 -мм |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|