Уголок неба ¦ SAAB Sk.60 (SAAB 105)

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация штурмовики
   Sk.60 (SAAB 105)
       
Разработчик: SAAB
Страна: Швеция
Первый полет: 1963
Тип: Многоцелевой УБС
  ЛТХ     Доп. информация
   


К концу 50-х стало ясно, что УТИ на базе Де Хэвиленд "Вампир" свое отслужили и требуют замены. Успех "Дракена" привел к разработке в порядке частной инициативы конструкторами SAAB модели SAAB-105. Это высокоплан со стреловидным крылом, сиденья для двух (четырех) членов экипажа расположены в кабине в два ряда, тягу обеспечивают два турбореактивных двигателя. Интересной особенностью самолета является то, что в стандартном варианте в нем на КК располагаются два пилота, но при необходимости КК могут быть удалены, и вместо них установлены четыре неподвижных сидения.

Этот самолет, создававшийся как учебно-тренировочный, в дальнейшем стал одним из самых универсальных в мире военных самолетов. Опытный УТС SAAB-105 совершил первый полет 29 июня 1963 года. Он предназначался для тренировки как военных летчиков, так и пилотов гражданских авиалиний. В конструкции машины была заложена возможность быстрой трансформации в боевой самолет. В 1964 году шведские Королевские ВВС приняли решение о принятии самолета на вооружение в качестве основного УТС, было заказано 130 S А АВ-105, получивших «военное» обозначение Sk.60A. Первая серийная машина поднялась в воздух 17 июня 1965 года, в том же году последовал дополнительный заказ еще 20 самолетов. Помимо своего прямого назначения самолет мог использоваться как пассажирский (в кабине можно было установить еще два кресла), транспортный и санитарный.

В середине 1960-х годов, на основе изучения опыта вьетнамской войны, в ведущих авиационных державах мира усилился интерес к легким самолетам непосредственной поддержки войск. В Швеции для этой роли хорошо подошел Sk.60A, быстро доработанный в ударный самолет Sk.60B (на машине установили шесть подкрыль-евых пилонов для подвески вооружения, соответствующую проводку, а также стрелковый прицел и кинофотопулемет). Самолет предназначался для поддержки наземных войск, а также борьбы с катерами и десантными средствами противника. В мае 1972 года совершил первый полет ударный Sk.60G, имеющий усиленное вооружение.

Несколько самолетов было модернизировано в разведывательный вариант Sk.60C (полет первой машины - 18 января 1967 года). В измененной носовой части фюзеляжа, имеющей клинообразное остекление, была установлена разведывательная фотокамера, кроме того, на борту самолета установили магнитофон для записи результатов визуальной разведки. В общей сложности, ВВС Швеции получили 150 самолетов SAAB-105 всех модификаций, их серийный выпуск был прекращен в 1970 году. 29 апреля 1967 года совершил первый полет легкий штурмовик SAAB-105XT, разработанный для ВВС Австрии (законы этой страны в то время запрещали полеты над ее территорией сверхзвуковых самолетов, поэтому многоцелевой и недорогой SAAB, развивающий высокую дозвуковую скорость, удовлетворял почти всем запросам австрийских военных). В 1970- 1972 гг. ВВС Австрии получили 40 штурмовиков SAAB-105TX, использовавшихся, также, как УТС, маловысотные перехватчики, фоторазведчики и буксировщики мишеней.

6 октября 1995 года на аэродроме Линкопинг фирмы «SAAB» совершил первый полет модернизированный учебно-тренировочный самолет SK60 (SAAB 105), снабженный двигателями Уильямс-Роллс FJ44 (2 х 840 кгс). Новые двигатели, установленные вместо ТРД Турбомека RM9, улучшили взлетно-посадочные характеристики самолета, его скороподъемность, а также безопасность (расширен диапазон режимов полета на одном работающем двигателе). Повысилась топливная экономичность, снизился уровень шума и стоимость технического обслуживания самолета.

В соответствии с контрактом, подписанным в конце 1993 года, ВВС Швеции должны получить 115 модернизированных самолетов SK60, которые предполагается сохранить на вооружении до 2010 года.

Конструкция самолета.

Самолет представляет собой цельнометаллический двухдвигательный высокоплан с высоко поднятым горизонтальным оперением.

Крыло прямое с небольшим углом стреловидности по передней кромке. Шасси трехстоечное с носовым передним колесом. В полете стойки шасси убираются в фюзеляж.

В зависимости от модификации самолет оснащался двумя турбореактивными двигателями Турбомека с тягой 743 кгс каждый или Дженерал электрик J85-GE-17 В с тягой 1293 кгс.

В передней части фюзеляжа находится двухместная кабина с катапультируемыми креслами. Расположение сидений рядом обусловлено первоначальным предназначением самолета как учебно-тренировочного. Для самолетов основной летной подготовки такое расположение считается предпочтительным, так как инструктору удобнее наблюдать за действиями обучаемого. Впрочем, при использовании самолета в качестве штурмовика, это также способствует более слаженным действиям экипажа.

Радиоэлектронное оборудование самолета позволяет совершать полеты в сложных метеорологических условиях и эффективно осуществлять поиск и уничтожение наземных целей.

Вооружение самолета   размещается на шести подкрыльевых узлах подвески (может нести до 800-кг нагрузки). Это могут быть 6 бомб, весом по  100 кг, две 30-мм авиационные пушки m/55 (Aden)   в подвесных контейнерах, 12 неуправляемых ракет калибром 135 мм или две управляемых ракеты класса "воздух-поверхность".











 Модификации :

 SK-60А

 учебно-тренировочный самолет, не имевший вооружения. В 1966-68 гг. ВВС Швеции было поставлено 148 СААБ 105, получившие обозначение Sk.60. Первый самолет (с/н 60001) был поставлен на вооружение в 1966 г., в крыло F5. Самолеты находились на эксплуатации в крыльях в F5, в Льюнгбухеде, F20, в Уппсале ( вместе сF16).
 SK-60B
 дальнейшее развитие Sk.60A. В 1970 г. 46 Sk.60A были переделаны в вариант Sk.60B. Самолеты получили шесть подкрыльевых подвесок, позволившие использовать их в роли дневных штурмовиков.

 SK-60С

 дальнейшее развитие Sk.60A. 30 Sk.60A в начале 70-х модифицировали в вариант Sk.60C. Самолет получил подкрыльевые пилоны, аналогичные Sk.60В и новую носовую часть, в которой теперь разместилась панорамная разведывательная камера. В дополнение к F5, F20, этот вариант получило крыло F21, в Луле, в составе которого имелась штурмовая эскадрилья. Кроме штурмовых атак планировалось привлекать самолеты для борьбы с вертолетами противника и для задач охраны границ.
 SK-60D
 вариант самолета с гражданским радиоборудованием. Под этот вариант переделали всего три самолета Sk.60А, на них демонтировали КК и установили радиоборудование, используемое на гражданских самолетах.
 SK-60E
 вариант самолета с гражданским радио и навигационным оборудованием. Для потребностей летной школы ГА в вариант Sk.60E было переделано десять Sk.60A. Расположение членов экипажа аналогично Sk.60D.
 SK-60N
 самолет-мишень. В дополнение к основным задачам Sk.60А было решено использовать самолет в качестве летающей мишени, для чего были проведены соответствующие доработки.
 SK-60W
 дальнейшее развитие Sk.60А. В 1995 г. было решено установить на 105 самолетов Sk.60А/В/С более мощные двигатели Уильямс Роллс FJ-44-1С (шведское обозначение RМ15), максимальной тягой 860 кг. Также на Sk.60W устанавливают новое приборно-пилотажные приборы (ППП). Этот вариант самолета должен находиться на вооружении до 2015 г. и использоваться только для обучения. Самолет обладает макс. скоростью 780 км/ч и дальностью полета 2.470 км.
 SAAB-105С
 созданный на базе SK-60 С гражданский самолет с пятиместной кабиной.
 SAAB-105G
 модернизированный учебно-тренировочный самолет и легкий штурмовик.
 SAAB-105XT
 экспортный вариант учебно-тренировочного самолета и легкого штурмовика. Под обозначением 105ОЕ поставлялся в Австрию, а под обозначением 105ХН - в Швейцарию. 40 самолетов экспортировали в Австрию, где они должны были использоваться в качестве перехватчиков, способных противостоять "советской угрозе". Они имели более мощный двигатель GE J85, тягой 1280 кг. Самолеты получили обозначение СААБ 105OE, и обладали максимальной скоростью 970 км/ч, скороподъемностью 75 м/с и потолком 13000 м.



 ЛТХ:
Модификация   SK.60B
Размах крыла, м   9.50
Длина самолета,м   10.50
Высота самолета,м   2.70
Площадь крыла,м2   16.30
Масса, кг  
  пустого самолета   2550
  нормальная взлетная   4515
  максимальная взлетная   6500
Топливо, л  
  внутренние топливо   2050
  ПТБ   2 x 500
Тип двигателя   2 ТРД General Electric J85-GE-17В
Тяга нефорсированная, кН   2 х 12.68
Максимальная скорость, км/ч  
  на высоте   875
  на уровне моря   970
Практическая дальность, км   3020
Боевой радиус действия, км   523- 1360
Максимальная скороподъемность, м/мин   2222
Практический потолок, м   13000
Экипаж, чел   2
Вооружение:   Боевая нагрузка - 2000 кг на 6 узлах подвески
 УР:  2 воздух-воздух AIM-9 Sidewinder,  2 воздух-земля Rb.05
 Бомбовая нагрузка:
 4 x500-кг или 8x 250-кг бомбы или 4x 500-кг напалмовые бомбы
 Контейнеры:  2 с 30-мм пушками Aden c 150 патронами или 2 с 7.62-мм пулеметами GAU-2B/A,
 НУР:  6 ПУ 4х127-мм или 19х75-мм или  6 135-мм НУР


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Sk.60A
 Sk.60B
 Sk.60C
 Sk.60B
  SAAB-105OE  © Markus Keller
 Кабина пилота   © Chriss Haag

  Схемы:

 Sk.60A


  Варианты окраски:

 Sk.60A ВВС Швеции

 



 

Список источников:

Константин Логинов. Реактивные истребители Швеции
SAAB Aircrafts. Sk.60
Jonathan Henriksson. Military aviation in Sweden (www.avrosys.nu)
Warplanes. Modern Fighting aircraft


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: