Су-25КМ "Скорпион" - модернизированная версия советского штурмовика Су-25. Самолет производится грузинской компанией ТАМ (Тбилавиамшени - Тблисский авиазавод) совместно с израильской
компанией Elbit Systems Ltd. (NASDAQ: ESLT). Работы над проектом модернизации Су-25 "Скорпион" начались в сентябре 2000 года. 14 апреля 2001
года шеф-пилот фирмы Elbit Systems, Егуда Шафир (Ehuda Shafir) поднял в воздух первый модернизированный Су-25
"Скорпион". Первый официальный полет был совершен с аэродрома Тбилисского авиазавода 18 апреля 2001. На церемонии присутствовали президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, члены правительства, представители
МО Грузии, Тбилисского авиазавода и фирмы Elbit. Программа модернизации "Скорпион" предусматривает оснащение штурмовиков Су-25 новым комплексом авионики в соответствии с технологией "glass cocpit" и отвечающим требованиям ICAO, разработанным
израильской фирмой Elbit. Новая авионика значительно расширяет возможности самолета, обеспечивают всепогодность применения, повышает безопасность полетов, обеспечивает точную навигацию и
целеуказание для вооружения. Комплекс рассчитан на использование как западных, так российских образцов вооружения. Программа модернизации "Скорпион" повышает боеспособность Су-25 до современного
уровня и позволяет полностью удовлетворить нужды потенциальных клиентов. Су-25 "Скорпион" демонстрировался на международном авиасалоне в Ле Бурже в 2001 году. Комплекс авионики базируется на модульных многоцелевых компьютерах фирмы Elbit, соединенных двумя шинами обмена данных типа 1553B. Кабина обычного Су-25 подверглась коренной реконструкции.
Большинство аналоговых приборов были замены двумя многофункциональными цветными LCD-дисплеями размером 6" x 8". Установлена система HOTAS (Hands-On-Throttle-And-Stick), позволяющая пилоту выполнять
многие операции не снимая рук с ручек управления самолетом и двигателями. Старая система индикации на лобовом стекле заменена новой с с передней панелью управления. В комплекс входит новая
навигационная система, работающая как в режиме GPS, так и в инерциальном режиме. Навигационная информация отображается на цветном дисплее в режиме движущейся карты. Это первое применение Элбитовской
навигационной системы на самолетах. На Су-25 установлены две новые радиостанции: UHF и VHF, обеспечивающих защищенную от прослушивания связь. В комплект оснащения входит и нашлемная система
целеуказания DASH, также разработанная фирмой Elbit. Из прежнего оборудования оставлены: радиолокационный высотомер, топливные датчики а также лазерный дальномер-целеуказатель "Клен". Хотя это демонстрационная программа, и состав комплекса может быть изменен, она предназначена для модернизации самолетов ВВС Грузии. По данным Jane's ВВС Грузии
к началу 2007 года имели на вооружении шесть Су-25 и
один Су-25УБ. Командующий ВВС Грузии, генерал-лейтенант Валерий Накопия, сообщил, что ВВС очень заинтересованы в модернизации Су-25 по программе "Скорпион" и будут продолжать тесное сотрудничество с
израильской фирмой Elbit. Тбилисский авиазавод предлагает к продаже и обычные Су-25. Завод имеет сейчас 30 готовых к продаже машин и 20 в различных стадиях изготовления. Директор авиазавода Пантико Тордия сообщил, в прошлом
году завод продал 4 Су-25, в этом году близок к подписанию контракт на продажу 12 самолетов новому заказчику и он весьма надеется продать Росси 13 Су-25Т. Штурмовик Су-25КМ Скорпион в отличие от прародителя, может вести
боевые действия днем и ночью. Самолет оснащен принципиально новым бортовым оборудованием и интегрированным пилотажно-навигационным комплексом. В кабине - современные многофункциональные индикаторы и
нашлемная система целеуказания. Вся электроника машины самолета соответствует стандартами НАТО. Оружие "Скорпиона" - причудливая смесь отечественных и западных ракет и авиабомб, причем среди них -
самые современные средства поражения, такие как ракета Р-73 и, в перспективе, Х-31. Су-25 построен на тбилисском авиазаводе, который в советские времена серийно выпускал Су-25. Израильско-грузинское
сотрудничество стало реальностью после того, как завершились неудачей многолетние попытки создать работоспособную межгосударственную финансово-промышленную группу (ФПГ) "Штурмовики Сухого".
Представители "Элбит системс" пытались установить контакты с "ОКБ Сухого", но руководству знаменитой российской фирмы недосуг было заниматься штурмовиками, как, впрочем, и делегировать полномочия
ФПГ. Тогда коммерсанты из Хайфы, выражаясь современным языком, "развели" бывших партнеров, причем Израиль и Грузия от этого выиграли, а Россия проиграла. Жаловаться некому - тбилисский завод имеет
полный комплект документации на Су-25, а вопросы интеллектуальной собственности ни в России, ни, тем более, в СНГ не урегулированы.
Стоимость превращения Су-25 в "Скорпион", по оценке российских специалистов, составляет примерно 2 млн. долл. Таким образом, за относительно небольшие деньги (новый Су-25 стоит не более 5-6 млн.
долл.) потенциальный заказчик получает самолет, который оптимально подходит для действий в локальном конфликте, а в воздушном бою вполне сможет противостоять истребителям второго и третьего
поколений. К машине на салоне проявлен большой интерес. О желании закупить "Скорпион" заявляют некоторые африканские государства. Чехия, которая хочет продать 24 своих Су-25, уже рассматривает
возможность их модернизации по израильскому варианту. Весьма вероятно, что также поступит Словакия, имеющая на вооружении 12 штурмовиков. Всего в мире эксплуатируется примерно 800 таких машин.
Значительная часть из них состоит на вооружении в государствах СНГ - Азербайджане, Армении, Белоруссии, Туркмении, Узбекистане, Украине.
До настоящего времени постоянным заказчиком "Скорпионов" выступает Туркменистан, принадлежащие которому Су-25 проходят модернизацию на "Тбилавиамшени" в счет государственного долга Грузии
туркменской стороне из расчета 1 миллиона долларов за 1 штурмовик. Согласно распространившейся в Тбилиси информации, в ближайшее время правительство Грузии также намерено начать на тбилисском
авиастроителе производство "Скорпионов" для ВВС Грузии.
В заключение надо отметить, что израильско-грузинская программа "Скорпион" не была согласована с
российским разработчиком Су-25 - "ОКБ Сухого", так же как и выпуск этих машин на тбилисском авиазаводе. Фактически Су-25КМ являются «пиратской» продукцией.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Су-25КМ |
Размах крыла, м |
14.36 |
Длина самолета, м |
15.36 |
Высота самолета, м |
4.80 |
Площадь крыла, м2 |
33.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
9500 |
нормальная взлетная |
14600 |
максимальная взлетная |
17600 |
Топливо |
|
внутренние топливо, кг |
3000 |
ПТБ |
2 |
Тип двигателя |
2 ТРД Р-195 |
Тяга, кН |
2 х 44.13 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
975 |
на высоте |
М=0.82 |
Практическая дальность, км |
1850 |
Боевой радиус действия, км |
|
на высоте |
650 |
у земли |
320 |
Практический потолок, м |
10000 |
Макс. высота боевого применения |
5000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
6.5 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 патронами. Боевая нагрузка - 4340 кг на 10 узлах подвески, нормальная нагрузка - 1340 кг |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2009
|