В конце восьмидесятых годов у военного руководства страны получила
распространение концепция, что в случае ядерного удара по СССР, Союз распадался
на четыре промышленно изолированных региона - Западная область, Урал, Дальний
Восток и Украина. По планам руководства каждый регион, даже в тяжёлых
постапокалиптических условиях должен был иметь возможность самостоятельно
производить недорогой самолет для нанесения ударов по противнику. Этим самолётом
и должен был стать Легко-Воспроизводимый Штурмовик (ЛВШ).
В техническом задании по проекту ЛВШ оговаривалось максимальное использование
элементов самолета Су-25, а так как в ОКБ им П.О. Сухого самолет Су-25
обозначался кодом Т-8, то создаваемый самолет имел код Т-8В (винтовой). Основную
работу выполняли начальник бригады "100-2" Арнольд Иванович Андрианов, ведущие
конструкторы Н.Н. Венедиктов, В.В. Сахаров, В.И. Москаленко. Руководителем темы
был Е.П.Грунин. Консультировал работы Юрий Викторович Ивашечкин - до 1983 г. он
был руководителем темы Су-25, позднее он перешел на работу в бригаду "100-2"
ведущим конструктором.
По проекту ЛВШ отделом 100 были рассмотрены несколько аэродинамических и
конструктивно-силовых схем, для этих работ широко привлекались специалисты
профильных отделов ОКБ в рамках комплексных бригад.
Рассматривались следующие варианты:
-
Базовый - с использованием агрегатов и систем Су-25УБ.
-
По схеме "Рама"- по типу самолета компании North American OV-10 Bronco.
-
По схеме "Триплан" - с использованием результатов конструктивных проработок и
аэродинамических исследований моделей в трубах СибНИА по теме С-80 (первая
версия).
Проект Т-710 "Анаконда" создавался по типу американского самолёта OV-10
Bronco, только был почти в два раза больше. Взлетный вес предполагался 7500 кг,
вес пустого снаряженного 4600 кг, вес полезной нагрузки 2900 кг, и масса топлива
1500 кг. При максимальной заправке топливом, масса нормальной боевой нагрузки
1400 кг, включая 7 десантников. В перегруженном варианте может нести до 2500 кг
боевой нагрузки. Самолёт имел 8 точек подвески вооружения, 4 на крыле и 4 на
пилоне под фюзеляжем. Носовая часть фюзеляжа, взята от Су-25УБ (вместе со
спаренной 30 мм пушкой ГШ-30), за пилотской кабиной находится бронированный
отсек для отделения десантников. Предполагалось использование двигателей ТВД-20,
ТВД-1500 или других вариантов, мощностью около 1400 л.с., мотогондолы
закрывались бронёй, винты шестилопастные. Скорость при этих двигателях
предполагалась 480-490 км/ч. Для повышения скоростных характеристик был
проработан вариант с двумя двигателями КБ Климова ТВ7-117М по 2500 л.с.
Экономические характеристики при применении этих двигателей конечно-же
ухудшались, но скорость предполагалось поднять до 620-650 км/ч. Машина могла
использоваться в качестве самолета огневой поддержки, в десантном варианте, как
разведчик, самолет РЭБ, корректировщик огня, санитарный, учебный и т.п. К
сожалению, до сих пор в Российской армии нет многоцелевого бронированного
самолета, который бы совмещал эти функции.
Т-720 – один из базовых эскизных проектов разработанных по программе ЛВШ,
всего было разработано 43(!!) варианта самолета. Все они были похожи по
аэродинамической компоновке, но отличались по весам, скоростям и назначениям (штурмовик,
учебный, учебно-боевой). Вес варьировался от 6 до 16 тонн. Большинство этих
самолетов проектировалось по схеме продольного триплана с тандемным
расположением крыльев и имело неустойчивую аэродинамическую схему. В силу этого
предусматривалось использование СДУ (дистанционное управление). Предполагалось,
что 40-50% веса этих самолётов будет приходится на композиты.
Схема продольного триплана была продиктована несколькими соображениями:
-
Необходимо было иметь хорошую управляемость на всех диапазонах скорости.
-
При использовании СДУ элероны, могут работать как элевоны, и можно менять
высоту полета, не меняя угла наклона СГФ (фюзеляжа) к земле, что очень полезно
для штурмовика (фактически огибать рельеф местности, не меняя прицел).
-
Боевая живучесть в достаточной степени обеспечивалась трипланной схемой, даже
при отстреле ПГО или стабилизатора или части крыла, был шанс вернуться на
аэродром.
Вооружение - 1 пушка от 20 мм до 57 мм пушки в нижней башне (для модификации 16
тонн) которая могла крутится во всех направлениях. Рассматривался вариант
ГШ-6-30 и даже ГШ-6-45. Было предусмотрены складываемые консоли, для
использования в маленьких капонирах для МиГ-21, спасаемая кабина, и т.д.
Это самолет победил в конкурсе ЛВШ. Проект КБ Микояна, также представленный на
конкурс ЛВШ оказался намного слабее.
Т-720 имел взлетный вес порядка 7-8 тонн, максимальная скорость - 650км.ч.
Оружие и топливо составляли 50% взлётного веса. 2
двигателя ТВ-3-117 (2200л.с. каждый) были разделены титановой 25мм плитой и
работали на один вал. Винт мог быть заключён в кольцо, для снижения ЭПР. В это
время в Ступино разрабатывался шестилопостной винт, который мог держать
несколько попаданий 20 мм снаряда. Аналог его сейчас стоит на Ан-70.
Применение турбовинтового двигателя на перспективном штурмовике было
продиктовано следующими соображениями:
-
Малый (по отношению к реактивному) расход топлива.
-
Малый шум
-
"Холодный" выхлоп.
-
. Двигатели ТВ-3-117 широко используются на вертолётах.
На самолёте широко использовались узлы от серийно выпускаемых самолётов, в
частности кабина от штурмовика Су-25УБ (от Л-39 для учебного варианта) и кили от
Су-27. Был проведен полный процесс продувок модели Т-720 в ЦАГИ, но интерес к
проекту уже остыл, несмотря на поддержку М.П. Симонова. Современное руководство
также придало забвению эту разработку несмотря на то, что в мире наметилась
явственная тенденция к переходу от сложных машин типа А-10 к более простым,
созданным на базе турбовинтовых УТС, либо вообще на базе сельскохозяйственных
турбовинтовых самолётов.
Одним из проектов выполненных по схеме "продольный триплан" был проект легкого
учебно- тренировочного штурмовика Т-502-503, который можно рассматривать
как ответвление от проекта 720. Самолет должен обеспечить подготовку летчиков к
пилотированию реактивной авиационной техники. С этой целью воздушный винт и
турбовинтовой двигатель или два двигателя объединялись в один пакет (проект
Т-502) и размещались в хвостовой части фюзеляжа. Двухместная кабина с общим
фонарем и тандемном расположением катапультных кресел. Предполагалось
использование кабин от Су-25УБ или Л-39. На точках подвески можно разместить
вооружение массой до 1000кг, что давало возможность применения самолета как
легкого штурмовика.
Еще одним из вариантов ЛВШ был Т-504 Борец - учебно-боевой самолет, разработанный российской фирмой
РОС-Аэропрогресс.
Авиационное ОКБ "Аэропрогресс" образовано в 1994 году при Ракетно-космическом
заводе Государственного космического научно-производственного центра им.
М.В.Хруничева. Главным конструктором является Е.П.Грунин. Самолет предназначен для
подготовки летного состава истребительной, истребительной-бомбардировочной и штурмовой
авиации. Он может также применяться как легкий
штурмовик, боевой связной самолет,
корректировщик артиллерийского огня,
транспортно-санитарный, десантный и для других
целей.
Это двухдвигательный высокоплан двухбалочной
схемы с прямым крылом, П-образным хвостовым
оперением и ПГО. Шасси трехопорное с носовой
стойкой. Кресла экипажа катапультируемые. Кабина
экипажа заключена в сварную титановую
броневую коробку. Грузопассажирская кабина
предназначена для размещения десанта или
спецгрузов. Предусмотрена установка съемной
платформы под фюзеляжем для подвески грузов.
Возможна установка накладной брони для защиты
десанта и жизненно важных агрегатов двигателя.