В 1924 году руководителем конструкторского бюро авиастроительной компании
концерна Schneider был назначен Эжен Лепер (Eugène Lepère). Этот инженер был
известен своими авиационными достижениями в Соединенных Штатах, где он начал
работать в 1917 году. Первым его достижением на новом месте был Schneider 10 M
(Schneider Sch. 10 Type M) –
двухмоторный многоместный (экипаж состоял из трех человек) свободнонесущий
моноплан. Импульсом к созданию самолета стала программа разработки многоместного
боевого самолета (BCR - Bombardement, Combat, Reconnaissance), запущенная в 1923 году и породившая семь прототипов. Schneider
10 M был заказан в двух экземплярах, но скорее всего был построен лишь один
самолет.
Самолет был изготовлен почти полностью из альфериума (Alférium) – высокопрочного
легкого сплава, изготовленного на заводе концерна в Ле-Крезо. В качестве обшивки
Schneider 10 M были применены листы 3/10 из этого же сплава – как гладкие, так и
с небольшим гофром, волны которого были размещены на расстоянии друг от друга, –
приклепанные снаружи. Самолет имел двухбалочную компоновку с центральной
фюзеляжной гондолой. К передним частям балок крепились два 400-сильных двигателя Lorraine и закрытые большими
"штанами" обтекателей основные стойки шасси, а к
задним частям крепилось хвостовое оперение. Самолеты подобной компоновки были
довольно распространенным явлением во Франции 1920-х годов, поскольку,
во-первых, значительно увеличивался сектор обстрела хвостового стрелка, а
во-вторых упрощалась конструкция монопланного горизонтального оперения.
В системе управления 10 M воздействия на отклоняемые поверхности передавались
при помощи тяг. Вооружение должно было состоять из шести пулеметов, из которых
четыре должны были размещаться в двух турелях. Конструкция 10 M вызвала
беспокойство некоторых аэродинамиков: кабина и башни были открытыми, поскольку в
те годы еще не было достаточно прочного и легкого прозрачного материала, чтобы
сделать эффективное остекление.
Первый полет Schneider 10 M состоялся в марте 1925 года – после того, как он был
представлен на парижском авиасалоне, состоявшемся в конце 1924 года.
Полеты на самолете выполнялись бывшим пилотом STAé старшиной Клеманом Муттонье (adjudant
Clément Moutonnier) до тех пор, пока во время одной из посадок машина не
разбилась. Хотя повреждения удалось устранить, а сам самолет модифицировать,
серьезная проблема флаттера осталась. Она была связана с недостаточной
жесткостью крыла и, вероятно, плохой балансировкой рулей. Помимо флаттера
самолет страдал от чрезмерного веса, лишившего 10 M каких-либо шансов на
проведение испытаний государственными техническими службами.
Авиационный справочник "Джейн" (издание 1923 года) сопроводил статью про Schneider 10 M ядовитым комментарием:
"Машина достаточно красивая и, несмотря на свои огромные размеры, по-видимому,
обладает достоинствами такими как чистота линий и хороший обзор у всех членов
экипажа. Если и есть опасения, что размеры являются большим недостатком, то они
позволяют избежать скручивания центроплана крыла, сохраняя машину в полном
порядке".
Победителем конкурса стал классический биплан LeO 7, который хотя и не был
особенно успешен – построено было всего 32 экземпляра, – применялся в военной и
в морской авиации.
В декабре 1926 года авиационное отделение концерна Schneider было выделено в
отдельную компанию Société pour la construction d’avions métalliques (AVIMETA) с
уставным капиталом в два миллиона франков.
Под руководством Эжена Лепера и Луи Дулассаля (в 1928 году возглавил компанию
после откомандирования Лепера) новый филиал концерна Schneider разместился в
Париже на улице Монталиве (rue Montalivet). Завод компании находился в Курбевуа
(Courbevoie), пригород Парижа, на аллее дю Миди. Но среди построенных компанией
AVIMETA десяти прототипов боевыми самолетами были лишь 88 и 121.
(c) alternathistory.org.ua