В 1934 г. компания Curtiss
начала работу над совершенно новым двухмоторным штурмовиком, получившим
обозначение Model 76 и традиционное (для данного типа самолётов этой
фирмы) название “Shrike”.
Проектирование велось в
инициативном порядке, поскольку официальной спецификации от авиационного
корпуса США ещё не поступило. Решив отказаться от привычных схем
специалисты Curtiss разработали передовую конструкцию, в которую
заложили большинство новинок авиастроения, ставшими впоследствии
стандартными. Конструкция штурмовика была цельнометаллической, но с
полотняной обшивкой элеронов, руля направления и стабилизаторов. Кабины
для пилота и стрелка-наблюдателя выполнили полностью закрытыми. Самолёт
оснащался двумя радиальными двигателями Wright R-1670-5 с двухлопастными
винтами изменяемого шага (которые имели всего две позиции). Основные
стойки шасси убирались в ниши мотогондол, заднее колесо также было
убираемым. Стрелковое вооружение штурмовика состояло из четырех 7,7-мм
пулеметов Browning в носовой части фюзеляжа и одного такого же пулемета
в кабине стрелка. Бомбовая нагрузка общей массой 654 фунта (297 кг)
полностью размещалась в бомбоотсеке.
Полное время проектирования
и постройки первого прототипа заняло около года. Опытный образец Model
76, с гражданским регистрационным кодом Х15314, был готов уже летом 1935
г. и совершил свой первый полёт 17 июля 1935 г. Армейская авиация сразу
обратила внимание на перспективную разработку фирмы Curtiss, поскольку в
ближайшее время требовалось найти подходящую замену штурмовикам А-12,
поступившим на вооружение тремя годами ранее. Полномасштабные испытания
Model 76 проходили теперь уже под армейским контролем на авиабазе Райт
Филд в Огайо. Штурмовик понравился военным специалистам, но осенью его
вернули фирме для доработок. Изменения включали в себя переделку капотов
двигателей и установку винтов постоянного шага. В декабре 1935 г. армия
приняла Model 76 под новым обозначением ХА-14 и серийным номером
36-146.
Продолжение испытаний
показало, что по таким параметрам, как максимальная скорость и
маневренность штурмовик не уступает истребителям-монопланам. Оказалось,
что ХА-14 может разгоняться до 409 км\ч, что было на 16 км\ч выше чем у
новейшего истребителя Р-30 и на 32 км\ч больше чем у Р-26А. По мощности
стрелкового вооружения и остальным параметрам штурмовик тоже устраивал
военных, но серийный выпуск этого самолёта так и не был налажен. Свой
негативный отпечаток наложила Великая Депрессия 1929-1932 гг., сильно
урезавшая военные ассигнования. В первую очередь роль играла стоимость
самолёта, самым дорогим элементом которого был двигатель. Цена одного
“райта” тогда составляла 90.000$, что было сочтено чрезмерно дорогим для
массового строительства.
Тем не менее, 23 июля 1936
г., был выдан заказ на 13 предсерийных самолётов, оснащенных моторами
Wright R-1820-47 “Cyclones” с трехлопастными винтами. После замены
силовой установки обозначение штурмовика поменялось на Y1A-18.
Единственный прототип ХА-14 сначала планировали использовать для
установления авиационных рекордов, но вместо этого в июне 1936 г. этот
самолёт проходил испытания с новой 37-мм пушкой (иногда он именовался
YA-14). В конце года он был разобран на металл после 158 часов лётного
времени.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
YA-14 |
Размах крыла, м |
18.11 |
Длина, м |
12.27 |
Высота, м |
3.27 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3680 |
нормальная взлетная |
5330 |
Тип двигателя |
2 ПД Wright R-1670-5 Whirlwind |
Мощность, л.с. |
2 х 775 |
Максимальная скорость , км/ч |
409 |
Крейсерская скорость , км/ч |
340 |
Практическая дальность, км |
1328 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
8260 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
одна 37-мм пушка и один 7.62-мм пулемет
бомбовая нагрузка - 295 кг |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2012
|