После того, как на DB-7 выдали заказы французы, но раньше чем это сделали
англичане, его наконец-то признал штаб Авиационного корпуса армии США. Но
французский вариант американским военным не понравился. Они потребовали внесения
изменений, близких к сформулированным англичанами. В июне 1939 г. Авиационный
корпус заказал две модификации: А-20 с турбонагнетателями на мощных моторах Райт
R-2600-7 (1700 л.с.) и А-20А с двигателями R-2600-3 (1600 л.с.) без турбонаддува.
В обоих случаях предусматривались удлиненные мотогондолы, как на DB-7A и DB-7B.
По контракту фирма должна была поставить 63 А-20 и 123 А-20А.
Эти самолеты должны были сменить на вооружении старые штурмовики Нортроп А-17А.
Тем самым официально подвели итог конкурса 1938 г. Один из бывших соперников,
NA-40, который был больше по размерам и тяжелее, чем "Дуглас", вскоре тоже был
принят в США на вооружение, но как средний бомбардировщик В-25. Мартин 167 стали
выпускать для экспорта во Францию, а затем в Англию (как "Мэриленд" I).
А-20 и А-20А считались уже не штурмовиками, а легкими бомбардировщиками. Это же
относилось ко всем самолетам подобного назначения. Но обозначение "А" оставили.
В июне 1940 г. последовал дополнительный заказ на 20 А-20А. Обозначение не
менялось. но эта партия должна была получить более мощные двигатели R-2600-11
(1690 л.с.). С учетом экспортных контрактов количество машин стало столь велико,
что Дональд Дуглас был вынужден начать переговоры с фирмой "Боинг" о
лицензионном производстве А-20А.
Чуть позже, в октябре, для американской армейской авиации заключили огромный
контракт на поставку 999 легких бомбардировщиков А-20В и 1489 разведчиков 0-53.
Самолет 0-53 должен был отличаться от А-20В только наличием дополнительного
фотооборудования. Ни одного 0-53 впоследствии не построили.
Производство А-20 и А-20А развернули в конце осени 1940 г. А-20А был ближе к уже
выпускавшимся экспортным модификациям, поэтому начали с него. Первый А-20А
выкатили из цеха в декабре. Эти самолеты были некрашеными, серебристыми. Позже
они стали оливково-зелеными сверху и с боков и нейтрально-серыми (без
голубоватого или желтоватого оттенка) снизу.
А вот производство А-20 ограничилось единственным, фактически опытным,
экземпляром. Он был по счету 15-м. Турбонагнетатели смонтировали в коробах на
наружных сторонах мотогондол. Конструкция получилась громоздкой и создавала
большое добавочное сопротивление. В первых же полетах столкнулись с перегревом
турбины. А вот ожидаемого выигрыша в летных данных в общем-то не получили. Тогда
турбонаддув рассматривали лишь как средство улучшения высотных характеристик
двигателя. Приводной нагнетатель отнимал часть по лезной мощности от коленчатого
вала. А турбину крутили выхлопные газы, которые все равно пришлось бы выбросить
за борт - выгода налицо. Но турбонагнетатель для А-20 получился явно неудачным.
Вопрос решили просто: зачем легкому бомбардировщику турбонаддув, его область
применения - малые и средние высоты. Там можно обойтись и приводным нагнетателем,
причем потери будут приемлемы. Поэтому три незавершенных А-20 доработали в
опытные фоторазведчики. Единственный же собственно А-20 позже превратили в
опытный образец тяжелого ночного истребителя Р-70.
А-20А имели моторы R-2600-3 (последние 17 машин - R-2600-11) и вооружение из
девяти 7,62-мм пулеметов (четыре находились в носу, два сверху в задней кабине,
один там же внизу в люке и два в мотогондолах). Все пулеметы были типа "Браунинг".
В отличие от английских "Виккерсов" американские турельные пулеметы питались
лентой, но из съемных подствольных коробов. Лента в них была короткой, и короба
приходилось менять, как магазины.
Самолет мог нести фугасные, осколочные и химические бомбы разных калибров. Самой
большой являлась бомба в 1100 фунтов (480 кг); при ее подвеске в бомбоотсеке уже
больше ничего не помещалось. Первые серии бомбардировщиков отличались
вентиляционными щелями на боках капотов моторов, как на DB-7A. По каким-то
причинам их сдавали без передних пулеметов; каплевидные выступы там, где должна
была располагаться их вторая пара, отсутствовали; далее они стали стандартными.
А вот пулеметы в мотогондолах ставили не всегда.
На 17 А-20А смонтировали бензобаки упрощенной конструкции без протектирующего
слоя. Эти машины позже переименовали в А-20Е.
Один А-20А отдали морской авиации, где его переименовали в BD-1. Машину
использовали как скоростной буксировщик мишеней для воздушной стрельбы.
Убедившись в том, что эксперимент прошел успешно, моряки попросили выделить еще
несколько машин, но получили отказ.
В апреле 1941 г. первые А-20А приняли летчики 3-й легкобомбардировочной группы (полка),
базировавшейся возле города Саванна в штате Джорджия. Она состояла из четырех
эскадрилий. За ней последовала еще одна группа - 27-я. К этому времени
Авиационный корпус переименовали в ВВС армии США. Летом А-20А поступили в 33-ю
учебную эскадрилью, где стали готовить экипажи для новых бомбардировщиков. В
октябре А-20А приняли участие в осенних маневрах американской армии. Еще две
группы, 47-я и 48-я, успели получить "дугласы" до зимы 1941 г.
В Зоне Панамского канала, тогда контролировавшейся американцами, разместили 59-ю
отдельную эскадрилью.
В конце года первые "Хэвоки", как назвали новые самолеты в США, отправились за
океан: ими начали комплектовать 58-ю эскадрилью на Гаваях. Там на аэродроме Хикам 7 декабря 1941 г. эскадрилья угодила под налет японской авиации,
разгромившей военно-морскую базу Перл-Харбор. 58-я тогда отделалась легко -
сгорели всего два ее А-20А. Но остальные не смогли подняться в воздух и принять
участие в поисках японских кораблей. С этого момента прошло более полугола,
прежде чем "Хэвоки" продолжили свою боевую карьеру на Тихом океане.
Сдачу последних А-20А завершили в сентябре 1941 г. Далее для американской
военной авиации выпускали А-20В. Он получил моторы R-2600-11, остекление носовой
части по типу DB-7A (чертежи которого и использовали), модернизированный под
горизонтальную (вместо вертикальной) укладку бомб задний бомбоотсек. Последнее
позволяло повысить точность бомбометания. На этой модификации впервые
предусмотрели размещение дополнительных топливных баков в бомбоотсеке. Их
собирались использовать при перегонке бомбардировщиков на большие расстояния.
Первоначально А-20В проектировался с мощным оборонительным вооружением: две
дистанционно управляемые турели стояли сверху и снизу (над и под кабиной стрелка,
как впоследствии на А-26) и третья - в носу. Каждая несла по спарке пулеметов
калибра 7,62 мм. Так и выглядел опытный ХА-20В, построенный на базе серийного
А-20А в середине 1941 г. Однако, такое вооружение, по-видимому, показалось
слишком тяжелым и громоздким, а турели - недостаточно надежными. Поэтому на
серийных А-20В вернулись к старой компоновке. Пулеметов стало меньше, но калибр
их возрос. Теперь спереди стояли только два пулемета (12,7-мм); каплевидные
обтекатели второй пары пулеметов исчезли. Крупнокалиберный пулемет монтировался
и у стрелка сверху. Питался он также, как старый, калибра 7,62 мм, - короткой
лентой из подствольного короба. В нижнем люке по-прежнему остался пулемет
калибра 7,62 мм. Сохранили на А-20В и гондольные, направленные назад, установки
- по типу DB-7В и А-20А (их, правда, опять ставили не на всех машинах).
Гидравлический привод открытия створок бомбоотсека дополнили аварийным
механическим.
ХА-20В позже оснастили 37-мм пушкой в носовой части фюзеляжа и переименовали в
XA-20F. На этом самолете устанавливались две дистанционно управляемые турели
фирмы "Дженерал Электрик", каждая с парой 12,7-мм пулеметов. Одна монтировалась
над хвостовой частью фюзеляжа, а другая - под ней.
А-20В выпускали два предприятия - в Сан-та-Монике делали A-20B-D0, а в Лонг-Биче - A-20B-DL, имевшие небольшие отличия по комплектации. В США большая
часть самолетов этого типа попала в учебные части. На фронте их получили одна
группа в Марокко и одна разведывательная эскадрилья в Англии. Восемь А-20В
получил американский флот. Под названием BD-2 их использовали для буксировки
мишеней при учебных стрельбах.
Всего выпустили 999 машин этой модификации.
А-20В стал основой для проекта A-20D. Это был облегченный вариант с моторами
R-2600-7 с гурбонаддувом и увеличенным запасом горючего. Бензобаки у него не
протектировались, что и дало небольшой выигрыш в свободном объеме. Но проект
сочли бесперспективным и от постройки опытного варианта отказались.