Существенным недостатком A-20G как бомбардировщика, было отсутствие места для
штурмана. Но пилоту без штурмана не всегда было легко ориентироваться на
местности, да и прицеливаться при бомбометании стало сложнее. При сбросе бомб с
горизонтального полета прицеливание стало практически невозможно. С "Хэвока"
бомбили, как с истребителя: либо с малой высоты бомбами со взрывателями
замедленного действия или с парашютами, либо с пологого пикирования (большие
углы А-20 были недоступны из-за малых запасов прочности). Уже со средних высот
попасть таким образом в цель крайне трудно.
В Советском Союзе, как уже говорилось, прибегли к массовой переделке машин для
размещения штурманов с необходимыми приборами и бомбовыми прицелами. Американцы
тоже пробовали вариант с кабиной штурмана, выделив ему место за счет задней
кабины и бомбоотсека, но, видимо, сочли его неудачным. Действительно, обзор
оттуда плохой и штурману работать неудобно.
Выбрали другой путь - ввести специальный самолет-лидер, который будет вести
группу бомбардировщиков и обеспечит точное прицеливание. Группа же будет бомбить
залпом или серией по сигналу с лидера.
Почти одновременно с A-20G начали выпуск модификации A-20J. Она отличалась новой
носовой частью с местом штурмана. Передняя кабина теперь заканчивалась отлитым зацело удлиненным прозрачным носком без переплетов, из-за чего общая длина
самолета немного (на 180 мм) увеличилась. Кабину начинили самым совершенным по
тому времени оборудованием, включая отличный гиростабилизированный бомбовый
прицел Норден М-15. Моторы были те же, что у A-20G - R-2600-23. Вооружение
складывалось из двух 12,7-мм неподвижных пулеметов внизу по бортам штурманской
кабины, турели "Мартин" с двумя стволами того же калибра и 12,7-мм пулемета в
люке в полу задней кабины. Бомбовая нагрузка соответствовала последним сериям
A-20G - 1800 кг.
В строевые части лидеры стали поступать с конца 1943 г. В американской авиации
A-20J придавались всем частям, вооруженным A-20G, примерно из расчета один на
звено. Использовались они и самостоятельно - как разведчики или при выполнении
заданий, требовавших очень точного бомбометания.
Несколько A-20J без вооружения использовались как скоростные штабные
транспортные самолеты под обозначением CA-20J. Четыре-пять пассажиров
располагались в тесноте в бывшей кабине стрелка-радиста.
Вместе с A-20G и A-20J в завершающей фазе войны приняли участие и их "младшие
братья" - А-20Н и А-20К, неотличимые от них внешне, но оснащенные более мощными
моторами R-2600-29, форсированными до 1850 л.с., что несколько увеличило
скорость. По сравнению с A-20G все остальные модификации строились в небольшом
количестве: A-20J - 450 экземпляров, А-20Н - 412, А-20К - 413. А-20Н и А-20К
стали последними представителями этого семейства, на них эволюция "Хэвока"
закончилась. Последний А-20К был сдан в Санта-Монике 20 сентября 1944 г. Место
на конвейерах фирмы "Дуглас" заняли новые машины того же назначения - А-26.
Многие самолеты, выпущенные летом и в начале осени 1944 г., отправлялись
прямиком в консервацию - на всякий случай. Крупная база хранения "Хэвоков"
находилась, например, на аэродроме Маккленнан-филд под Сакраменто в Калифорнии.
Этим самолетам в большинстве в эксплуатации побывать не довелось.
Один А-20Н оснастили гусеничным шасси. Гусеницы монтировались только на основных
стойках, передняя осталась с колесом. Некоторые авторы утверждают, что эта
машина именовалась ТА-20Н. Другие говорят, что под обозначением ТА-20Н
скрываются учебные А-20Н с демонтированным вооружением.
Тип Н англичанам опять пришелся "не ко двору", а вот A-20J и А-20К они охотно
взяли. Первых Королевские ВВС получили 169, назвав их "Бостон" IV, а вторых - 90
как "Бостоны" V. Полтора десятка последних они передали канадцам. Английские
"четверки" и "пятерки" применялись в боевых действиях в во Франции и в
Средиземноморье. Ими пополнили эскадрильи, воевавшие на самолетах более ранних
модификаций.
В 1944-45 годах по программе военной помощи США поставили 31 А-20К Бразилии.
Все последние модификации А-20 поставлялись и в Советский Союз, но их было
значительно меньше, чем машин модели G. Весной 1944 г. на Красноярской трассе
появились A-20J, а затем в сравнительно небольших количествах самолеты типов К и
Н, поскольку производство А-20 к этому времени уже сворачивалось.
Постепенно поставки бомбардировщиков А-20 из США сокращались, но шли еше
некоторое время после прекращения их производства. Если в 1943 г. в Советский
Союз поступило 1360 самолетов А-20 разных модификаций, в 1944 г. - 743, а в 1945
г. через советскую военную приемку прошел всего один "Бостон".
Новые модификации перед отправкой на фронт прошли тщательное изучение на предмет
определения достоинств и недостатков для того, чтобы подобрать им подходящие
области применения. Так, A-20J-10 испытывался в НИИ ВВС в августе 1944 г.,
А-20К-11 - в октябре того же года. Эти варианты сочли более удобными для
применения в качестве фронтовых бомбардировщиков и разведчиков, чем "Жучок". Но
к моменту окончания войны с Германией на фронт попало лишь около десятка таких
бомбардировщиков. Всего же, с учетом находящихся в тылу, на 1 мая 1945 г. новых
A-20J и А-20К в советских ВВС насчитывалось лишь 65.