В 1937 г. Отдел Материального
Обеспечения американской армии начал проводить исследования,
направленные на возможность создания мощного двухмоторного
бомбардировщика-штурмовика, который в ближайшие годы должен был заменить
одномоторные штурмовики Northrop A-17A. В марте 1938 г. для нового
самолёта сразу зарезервировали номер 38-385. Согласно требованиям,
скорость новой машины составляла 200 миль в час (322 км\ч), бомбовая
нагрузка - 1200 фунтов . Армия отказалась от финансирования этого
проекта, предложив авиастроительным фирмам проектировать самолёты за
свой счет. В случае успеха фирму-победитель ждал немаленький заказ на
серийную продукцию. В борьбу
за столь лакомый кусок вступили пять фирм: Bell, Martin, North-Amiracan,
Douglas и Boeing-Stearman. Крайний срок подачи проектов был назначен на
17 сентября 1939 г. Проект Bell Model 9, оснащаемый двумя рядными
двигателями, отвергли практически сразу. Фирма Martin представила на
рассмотрение проект самолёта, более известного теперь как Model 167 ("Maryland")
- на вооружение USAF он хотя и поступил, но использовался только для
обучения, так как основная часть собранных машин пошла на экспорт во
Францию и Великобританию. Не слишком удачливым оказался North-American
NA-40. Поступив на испытания в конце 1939 г. этот самолёт потерпел две
большие аварии и не был принят на вооружение. Что касается проекта фирмы
Boeing-Stearman, то из всех кандидатов он имел самые скромные шансы на
успех. Дело всё в том, что компания Stearman до этого времени успела
отличиться только серией легких учебных самолётов Model 75\76, и тяжелый
двухмоторный штурмовик был, так сказать, первой пробой пера.
Тем не
менее, проект с фирменным обозначением Х-100, получился весьма неплохим.
Это был цельнометаллический моноплан с высокорасположенным крылом
оснащенным закрылками Фаулера и с двумя двигателями воздушного
охлаждения Pratt & Whitney R-2180. Шасси имело электропривод. Экипаж из
трех человек размещался в просторном фюзеляже. Пилот и бомбардир
располагались тандемом в носовой, хорошо остекленной, части. Место
стрелка-радиста находилось в средней части фюзеляжа, в его распоряжении
(помимо радиостанции) находилось четыре пулемета для защиты с бортов и
со стороны хвоста. Также предусматривалось место для четвертого члена
экипажа, который мог бы выполнять роль дополнительного стрелка.
Проектирование Х-100 завершили в конце 1938 г. На строящийся прототип
были установлены двигатели Pratt и Whitney R-2180-S1A1-G номинальной
мощностью 1150 л.с. при 2350 оборотах в минуту, но способными развивать
до 1400 л.с. при 2500 оборотах в минуту на взлетном режиме. Когда
опытный образец поступил на испытания армейская авиация уже выбрала для
серийного строительства Douglas DB-7, при этом технические требования на
двухмоторный штурмовик были изменены. Тем не менее, в сентябре 1939 г.
USAC купил прототип Х-100, присвоив ему армейское обозначение ХА-21
и номер 40-191. К этому времени проект претерпел некоторые изменения. В
частности, была облагорожена аэродинамика фюзеляжа, так как места пилота
и бомбардира сместили на одну линию по высоте. Поскольку большой
надобности в аналогичном самолёте армия не ощущала ХА-21 сначала
планировали приспособить для выполнения других задач, но затем
отказались и от этой цели. Ещё некоторое время неудавшийся штурмовик
фирмы Stearman продолжал использоваться для различных экспериментов, а
после 1942 г. его следы теряются.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
A-21 |
Размах крыла, м |
19.81 |
Длина, м |
16.18 |
Высота, м |
4.31 |
Площадь крыла, м2 |
38.40 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
5430 |
нормальная взлетная |
8270 |
Тип двигателя |
2 ПД Pratt Whitney R-2180-7 |
Мощность, л.с. |
2 х 1400 |
Максимальная скорость , км/ч |
414 |
Крейсерская скорость , км/ч |
373 |
Практическая дальность, км |
2414 |
Практический потолок, м |
6100 |
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
четыре 7.62-мм пулемета установленных в крыльях, один 7.62-мм пулемет в носу самолета и один 7.62-мм пулемета установленных на турелях
бомбовая нагрузка - до 1225 кг |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|