Политический кризис 30-х годов, попытка правительства Чемберлена договориться с Гитлером, привели британское военное руководство к важным выводам. Стало очевидно, что промышленность Британии будет не в состоянии за короткий срок перевооружить армию. Англичанам не осталось ничего другого, как обратиться за помощью к союзникам.
В апреле 1938 года британская Закупочная комиссия посетила США с целью отбора
типов самолетов, способных усилить британские ВВС накануне неизбежной войны.
Комиссия располагала суммой в 25 млн долларов. В то время персонал компании "Lockheed"
насчитывал всего 2000 человек, фирма отдавала приоритет гражданским заказам. Но
всего за десять дней упорного труда конструкторы разработали проект,
заинтересовавший британскую комиссию - Model 14 с внутренним бомбоотсеком и
кабиной бомбардира в застекленной носовой части фюзеляжа.
Прообраз этой машины - 14-местный пассажирский и транспортный самолет Lockheed 14FG-2 - впервые поднялся в воздух 29 июля 1937 года. Фирма до этого не строила и не разрабатывала боевую технику,
однако ее конструкторы предусматривали легкое превращение гражданских самолетов в военные. Так и получилось, что, за четыре дня до того, как завод в Бербанке посетили англичане, в заводском цехе
появился макет военно-транспортного самолета, который не мог не привлечь внимание покупателей. Так оно и получилось. Британцы безошибочно угадали в В-14 не столько учебный самолет для подготовки
экипажей многомоторных бомбардировщиков, сколько идеальное средство патрулирования над морской поверхностью.
Важным достоинством В-14 был объемистый фюзеляж, вмещающий экипаж из четырех человек и 1500 кг. бомб. В носовой части фюзеляжа размещался штурман; там же могли быть установлены два неподвижных
курсовых пулемета. Англичане настояли на усилении вооружения: еще два пулемета были размещены в шаровидной застекленной турели Boulton Paul на хребте фюзеляжа. Самолет был оснащен двумя
звездообразными двигателями Wright GR-1820-G102A. Все вооружение было британского производства, калибра 7,7 мм. установка вооружения снизила бомбовую нагрузку до 762 кг. 25 июля 1938 года
закупочная комиссия заключила контракт на поставку 175 самолетов Lockheed В-14L (''Hudson Mk I"), с условием, что самолеты будут построены до декабря 1939 года.
В декабре 1939 года заказ увеличили до 250 машин - на
момент заключения контракта это был крупнейший для авиастроителей США экспортный
заказ. Первый бомбардировщик Hudson Mk I поднялся в воздух 10 декабря 1938 года.
К тому времени на "Lockheed" трудилось уже 7000 человек, объем заказов вырос за
счет Р-38 и В-34. Контрактов заключили на сумму 65 млн долларов.
Первые Hudson Mk I доставили в Британию морем 15 февраля 1939 года. На Mk I
стояли два мотора Wright GR- 1820-G102A Cyclone мощностью по 1100 л. с. с
двухскоростными винтами Hamilton. Для ведения разведки на Hudson установили
фотокамеру F.24, осветительные ракеты. Масса бомбовой нагрузки составляла 499
кг: четыре 114-кг бомбы или десять 10-кг глубинных бомб.
В перегрузку самолет мог брать 12 бомб Mk VII калибра 51 кг, но при этом створки
бомбоотсека закрывались не полностью.
Доработка прибывших из США самолетов велась в Ливерпуле на предприятии "Lockheed-Vega".
Первые Hudson Mk I и Mk II в августе 1939 года поступили в 224-ю эскадрилью,
дислоцированную в шотландском Льючерсе. Hudson, не такой маневренный, как Anson,
тем не менее, лучше подходил для патрулирования Северного моря вплоть до берегов
Норвегии, Скагеррака и прибрежных вод Германии. На высоте 600 м самолет развивал
крейсерскую скорость 306 км/ч, при этом расход топлива составлял 323 л/ч, а
продолжительность полета достигала 6 часов с 20-минутным аварийным запасом
топлива, радиус действия - 917 км. Вооружение изначально было слабое, но в
январе 1939 года и весной 1940-го его усилили: два 7,7-мм пулемета в носовой
части, нижний пулемет и турельная установка Boulton Paul Туре "С" Mk II.
На Hudson Mk II стояли винты с постоянной частотой вращения Hamilton Standard
Type 611 А-12/ 3E50-253. В конструкцию нового варианта внесли ряд изменений,
более широко использовали сварку и потайную клепку. Британские ВВС получили 20
Mk II, за которым последовали 428 Hudson Mk III с моторами GR-1820-G205A,
установленными на планер от Mk II. Верхняя и нижняя стрелковые точки стали
стандартными. Первые 187 машин собрали как Hudson Mk III(SR), остальные 241 -
как Mk III(LR) с дополнительными крыльевыми баками.
После принятия закона о ленд-лизе, самолет в авиации Армии США по контрактным
соображениям получил обозначения А-28 и А-29. Поставлено 420 машин А-29
(использовались как учебно-тре-нировочные бомбардировщики) и 384 А-29 А,
способных служить в качестве транспортных. В британских ВВС эти варианты
обозначались Hudson Mk IIIA, они были близки Mk III(LR). Часть этих самолетов
поступила в ВВС стран Британского содружества.
Следующий британский контракт предусматривал поставку 30 Hudson Mk IV с моторами
Pratt & Whitney R-1830-SC3G и 409 Hudson Mk V с такими же двигателями, но
планером, как у Mk III.
В рамках ленд-лиза Британия получила еще 450 А-28А под обозначением Hudson Mk VI.
С поставкой этих машин (и самолетов для ВВС Австралии, включая Mk VIA) Береговое
командование значительно повысило активность своих частей.
Самолеты, оставшиеся в США, также использовались для патрулирования акваторий.
А-29 ВВС Армии США плохо подходили для подготовки экипажей бомбардировщиков, но
были пригодны для обучения противолодочной борьбе. 20 самолетов передали ВМС
США, где они обозначались РВО-1.24 самолета авиации Армии США в 1942 году
переоборудовали в фоторазведчики А-29В.
ВВС Армии США присвоили обозначение разрабатываемому транспортному варианту
С-63, но проект закрыли еще на "бумажной" стадии. Крайним из вариантов,
заказанных для армейской авиации, стал самолет для обучения воздушных
стрелков/буксировщик мишеней. В целом данная модель близка А-29А, но оборудована
верхней турелью Martin. Компания "Lockheed" построила 217 таких машин под
обозначением АТ-18, затем 83 учебноштурманских АТ-18А без верхней турели, но со
специальным оборудованием. Три гражданских Model 14 приняли на вооружение как
С-111.
После войны не менее 36 Hudson разных вариантов получили гражданскую
регистрацию, большей частью в Австралии и Канаде, где их использовали для
грузовых перевозок и как патрульные.
В США как минимум одну машину конвертировали в вариант "Hudstar" - АТ-18 с
задней частью фюзеляжа от Loadstar.
Один из первых поставленных британским ВВС самолетов, Hudson Mk I No. 7217, в
ходе вылета на патрулирование 8 октября 1939 года сбил немецкую летающую лодку.
Экипаж под командованием флайт-лейтенанта Э.Л. Уормсли из 224-й эскадрильи
уничтожил Dornier Do 18D из 2-й эскадрильи 106-й группы базовой авиации
Люфтваффе.
Hudson Mk I No.7217 - это первый британский самолет, сбивший вражеский самолет,
и первый самолет американской сборки, сбивший вражеский самолет в период Второй
мировой войны. Четыре месяца спустя другой Hudson, из 220-й эскадрильи, навел
британский эсминец "Коссак" (также "Казак") на германский танкер "Альтмарк",
обеспечивавший действия рейдера "Адмирал граф Шпеер". Береговое командование
располагало несколькими эскадрильями Hudson, а в начале 1940 года их оборудовали
радарами ASV.
Hudson был востребован и в роли разведчика - самолеты входили в состав так
называемого 2-го камуфляжного отряда (позже опытный отряд фоторазведки, а затем,
с июля 1940 года, - 1-й отряд фоторазведки), совершая секретные полеты над
Германией и оккупированными территориями Европы и СССР.
С августа 1940 года самолеты Hudson из состава Берегового командования стали
применяться для борьбы с подлодками противника. Самолеты дислоцировались на
авиабазе Альдергроув в Северной Ирландии и патрулировали район Атлантики,
омывающий Британские острова с запада.
С марта следующего года еще одно подразделение было размещено в Калдардансе,
Исландия, а 27 августа 1941 года один из самолетов 269-й эскадрильи повредил
немецкую подлодку U-570, команда которой затем выкинула белый флаг. Субмарину
взяли на буксир - это была первая подлодка, захваченная британскими ВВС. В
следующие два года Hudson британских ВВС стали выполнять противолодочное
патрулирование с баз на восточном побережье США, в Вест-Индии, Гибралтаре,
Северной Африке, Палестине, Италии и на Корсике. Дислоцированная в Северной
Африке 608-я эскадрилья стала первой, чьи самолеты потопили вражескую подлодку
при помощи реактивных снарядов.
Hudson британских ВВС также ограниченно использовались и в качестве
бомбардировщиков - три эскадрильи Берегового командования передали в общей
сложности 35 самолетов в Бомбардировочное командование на время второго рейда
"1000 бомбардировщиков" на Германию, осуществленного в ночь с 25 на 26 июня 1942
года.
На Дальнем Востоке самолеты Hudson поступили на вооружение шести эскадрилий и
решали широкий круг задач, включая нанесение бомбовых ударов и защиту своего
судоходства. Однако к маю 1943 года, когда выпуск Hudson завершился, машины
постепенно начали переводить на второстепенные задачи. Основными задачами для
них стали метеоразведка и поисково-спасательные операции на море. В последнем
случае часть машин оснастили сбрасываемой спасательной лодкой типа Mk I. Кроме
того, самолеты привлекались для доставки в тыл разведчиков и диверсантов,
учебной подготовки и перевозки личного состава и грузов (авиакомпанией ВОАС), но
к апрелю 1945 года все Hudson были сняты с вооружения британских ВВС.
Первой среди стран Британского Содружества самолеты Hudson получила Канада - ее
ВВС приобрели 248 машин различных модификаций. Четыре морских патрульных и
противолодочных подразделения использовали самолеты для патрулирования
канадского побережья, хотя более важной задачей для канадских самолетов стала
учебная подготовка - для этого имелись три подразделения. При этом Hudson из
31-го учебного отряда во время учебного вылета 4 июля 1943 года повредил и,
вероятно, потопил вражескую подлодку у побережья провинции Новая Шотландия.
Последние канадские Hudson в поисково-спасательном варианте были сняты с
вооружения в 1947 году, а самый последний Hudson был списан 13 декабря 1948
года.
Вслед за британцами 50 самолетов Hudson в конце 1938 года заказали Королевские
ВВС Австралии, всего в рамках ленд-лиза Австралия получила 248 самолетов -
первый поступил на вооружение 1-й эскадрильи в Лавертоне, штат Виктория. К июлю
самолеты уже взяли курс на Сингапур, а после нападения японцев на Перл-Харбор в
декабре 1941 года им на усиление прибыли еще четыре эскадрильи Hudson. Еще три
подразделения проходили переучивание на новый самолет в Австралии.
Две эскадрильи приняли участие в боях с японцами в Малайе, пока не были
вынуждены эвакуироваться. В общей сложности до осени 1943 года в парке
бомбардировочной авиации союзников в регионе состояли 11 австралийских
эскадрилий Hudson. В конце 1942 года к ним присоединились Hudson новозеландских
ВВС - пять разведывательно-бомбардировочных эскадрилий, которые первоначально
выполняли полеты на патрулирование морской акватории с авиабаз в Новой Зеландии,
на Фиджи и Новой Каледонии. После вступления в сражение за Гуадалканал 3-я
новозеландская эскадрилья добилась существенных успехов, включая потопление
первой вражеской подлодки (апрель 1943 года).
Хотя серийные номера ВВС Армии США несли более 1300 самолетов Hudson, лишь 153
машины под обозначением А-29 поступили на вооружение ВВС Армии США - остальные
были переданы союзникам по ленд-лизу. А-29 совершали полеты на патрулирование, а
также ограниченно применялись в качестве бомбардировщиков и противолодочных. 7
июля 1942 года один из экипажей потопил немецкую подлодку U-701 - первый случай
потопления вражеской субмарины самолетом из ВВС Армии США. Карьера А-29
оказалась короткой, но часть машин продолжала использоваться в качестве
транспортных и фоторазведчиков (А-29В).
ВМС США эксплуатировали Hudson в меньшем количестве - всего 20 самолетов А-29,
обозначенных РВО-1 и поступивших на вооружение только одной эскадрильи (VP-82).
Эскадрилья дислоцировалась на Ньюфаундленде и Род-Айленде и с октября 1941 года
выполняла патрульные полеты над Атлантикой. 1 и 15 марта самолеты эскадрильи
потопили две вражеские подлодки.
Бразилия объявила войну Германии и Италии 22 августа 1942 года - вскоре ее ВВС
получили 28 самолетов А-28А. Один из самолетов, приписанный к патрульной
авиагруппе на авиабазе Галеан (Рио-де-Жанейро), 31 июля 1943 года обнаружил
всплывшую в надводное положение подлодку U-199. Экипаж препятствовал ее
погружению, несмотря на полученные собственные повреждения, до тех пор, пока в
район не прибыла летающая лодка Catalina бразильских ВВС, потопившая субмарину.
Китай получил 23 самолета А-29 и три транспортных А-29 А, но они мало
использовались. Но известно, что некоторые из них принимали участие в
бомбардировке японских войск в центральной части Китая. Большая часть машин была
списана в результате различных инцидентов.