Уголок неба ¦ Vultee A-31 Vengeance

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой штурмовики
   A-31 Vengeance
       
Разработчик: Vultee
Страна: США
Первый полет: 1939
Тип: Ударный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Эффект, произведенный массированными налетами пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ju-87 "Штука" в Польше и Франции, заставил командование ВВС Великобритании всерьез подумать о самолете такого класса. Английская авиационная промышленность, до предела загруженная выпуском истребителей и тяжелых бомбардировщиков, не могла ничего предложить, кроме палубного пикировщика Блэкберн "Скуа". Но из-за его нетехнологичности и малой грузоподъемности Британская закупочная комиссия начала поиски достойной кандидатуры в США. Фирма Брюстер Эйрнаутикал Корпорейшн, поставлявшая истребители "Буффало", предложила свою модель 340, пикирующий бомбардировщик, названный "Бермуда" для английских ВВС (в морской авиации США - SB2A-2 или "Баканир", в армейской авиации - А-34). Но из-за его неспособности выполнять также функции учебного самолета и буксировщика мишеней, выбор пал на новый самолет фирмы Валти Эйркрафт Корпорейшн, выпускавшей, в том числе и на экспорт, легкие и пикирующие бомбардировщики типа V-11 и V-12. К слову, самолет "Бермуда" все-таки попал в учебные подразделения флота США, не найдя боевого применения. В сентябре 1940 г. британское правительство заказало для начала 200 экземпляров одномоторного пикирующего бомбардировщика Валти V-72, названного "Венженс" ("Возмездие"). Фирма Валти могла осилить в тот момент выпуск только 100 самолетов. Подряд на остальные перешел к фирме Нортроп, построившей в дальнейшем еще около 500 "Венженсов". Первый из самолетов V-72, заказанных англичанами, был закончен в июле 1941 г. К тому времени завершилось строительство нового завода фирмы Валти в Нэшвилле (шт. Теннесси), где с марта 1942 года выпускалась основная серия. Первый "Венженс" фирмы Нортроп поднялся в небо 30 ноября 1941 г. Общими усилиями удалось построить 1931 экземпляр машины. В зависимости от места производства самолеты имели заводской код VN (Валти) или NO(Нортроп). В ВВС США пикирующий бомбардировщик V-72 обозначался А-31 и А-35.

В Королевских ВВС самолеты V-72, построенные фирмой Валти, назывались "Венженс" Мк.III и Мк.IV, а продукция фирмы Нортроп - Мк.I и Мк.IA. Весной 1941 г. фирма Валти отказалась увеличить до 200 машин объем поставки V-72 ВВС США в пользу Англии и ее доминионов. С этого момента заказы союзников преобладали в программе производства. Общее количество бомбардировщиков "Венженс", вошедших в состав ВВС Великобритании, Австралии и Индии, составило 1205. Любой самолет сложно оценить однозначно, как удачный или неудачный. Так и "Венженс": мнения, сложившиеся о нем на разных фронтах, были противоположны. Это зависело, прежде всего, от "качества" противника, условий эксплуатации и выполняемых задач. Первая пробная партия "Венженсов", а вернее А-31, попала в Европу летом 1940-го. Самолет использовали по прямому назначению, как пикирующий бомбардировщик, во время Битвы за Британию и в африканской пустыне. Добротный, легкий в управлении самолет, однако, не заслужил хорошей репутации, оказавшись большой удобной мишенью для немецких истребителей. В результате, небольшое количество "Венженсов" типа Мк.I и Мк.II было возвращено в метрополию. Остальные 137 экземпляров, уцелевшие в боях с люфтваффе, отправились на Бирманский фронт. Тем временем, в Англии "Венженсы" использовали только как учебные самолеты и буксировщики мишеней. Испытания, проведенные в летно-исследовательском центре в Боскомб-Дауне, подтвердили отставание его боевых характеристик от требований европейской войны. Заказы на самолет были переадресованы.

На тихоокеанском ТВД придерживались иного мнения о "Венженсе". В условиях слабого, по сравнению с немецким, зенитного и авиационного противодействия, он показал все свои возможности штурмовика и пикирующего бомбардировщика. Наиболее успешно на "Венженсах" воевал 24-й английский дивизион. Он сменил изношенные "Бленхеймы" Мк.IV на новые самолеты в декабре 1942-го. Одновременно освоил "Венженсы" и начал охоту за японскими подводными лодками 110-й дивизион. В марте 1943 г. он занял место 84-го на Бирманском фронте. А 84-й дивизион перебазировался на Цейлон, над которым нависла угроза японского вторжения. На "Венженсах" летал также 86-й дивизион, действующий над Бенгальским заливом. Командование Королевских ВВС Австралии посчитало выгодной замену бомбардировщиков Коммонуэлс "Уирруэй" (австралийская модификация самолета Норт Америкен АТ-6А "Тексан") на "Венженсы" в подразделениях фронтовой авиации. Всего было получено 367 машин. Первые 12 самолетов прибыли на "зеленый континент" в середине мая 1942-го. В дальнейшем австралийцы должны были получать не менее 20 "возмездий" ежемесячно. Перевооружение на новый бомбардировщик шло быстро, несмотря на неритмичность поставок.

12-й дивизион с базы Батчелор Филд (г. Дарвин) к концу декабря 1942 г. не был полностью переучен, но уже имел 18 "Венженсов" с подготовленными экипажами и выполнял боевые задачи, как самое многочисленное подразделение на новых машинах. "Венженсы" применялись в качестве патрульных самолетов, охраняли побережье и сопровождали конвои. 18 июня 1943 г. они совершили первый налет на оккупированный японцами о. Селару, к северу от Дарвина. В конце июня дивизион принял участие в боях за Новую Гвинею. В сентябре 1943-го к нему присоединился 24-й дивизион, состоявший ил 10 "Венженсов" и двух "Буффало". В декабре 1943 года 3 подразделения "Венженсов" были включены в 10-ю оперативную авиагруппу. В австралийских ВВС "Венженсы" провоевали до конца 1944 г., немало их было и в учебных эскадрильях. Таким образом, первоначально забракованный самолет нашел своих заказчиков. Не осталось в стороне и правительство Соединенных Штатов, купив 240 машин в конце 1941 года. В ВВС США тогда поступили самолеты Валти V-72 из британских заказов. Поэтому большая часть бомбардировщиков А-31 и А-35 имела английские номера и камуфляж. Единственными американскими боевыми подразделениями, летавшими на самолетах V-72, были 311-я и 86-я группы. Но и они перед отправкой на фронт освоили пикирующий бомбардировщик Норт Америкен A-36A "Инвейдер" (вариант истребителя Р-51 "Мустанг"), сдав свои V-72 в учебные центры. "Венженс" так и остался в ВВС США только учебным самолетом, хотя и весьма удачным. Он использовался на завершающем этапе летной подготовки пилотов, бомбардиров и стрелков-радистов.

За свою недолгую карьеру "Венженс" успел послужить не только пикирующим бомбардировщиком, штурмовиком, разведчиком, противолодочным, учебным самолетом и буксировщиком мишеней, но и летающей лабораторией. Уникальный экземпляр, обозначенный XA-31C-VN, с мотором Пратт Уитни XR-4360-1 "Уосп Мэйджор" в 3000 л.с. проходил испытания в июне 1942 г. На пяти машинах YA-31C-VN испытывали двигатели для самолета Боинг B-29 "Супер Фортресс".

Краткое техническое описание.

Самолет Валти V-72 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с разъемным крылом на двух равнопрочных лонжерон-балках. Центроплан относительно толстого сечения, слегка сужающегося к местам присоединения консолей, имел небольшую стреловидность. Консоли крыла, напротив, были прямыми по передней кромке и стреловидными по задней. Механизация крыла состояла из двух пар закрылков и пары элеронов с сервокомпенсаторами. Двойные тормозные щитки располагались симметрично на верхней и нижней поверхности крыла. Управление осуществлялось с помощью гидроусилителей. 4-6 пулеметов Браунинг размещались в центроплане. Дополнительные бомбодержатели монтировались на стыке центроплана и консолей крыла. Балочный фюзеляж имел эллиптическое сечение. В передней части располагалась моторама со звездообразным двигателем Райт воздушного охлаждения под овальным капотом типа NACA. Мотор вращал стандартный трехлопастной винт "Гидроматик" фирмы Гамильтон Стандарт. Трапециевидное оперение большой площади, горизонтальное и вертикальное, было снабжено рулями, обтянутыми тканью, с регулируемыми сервокомпенсаторами. Двухместная кабина экипажа со сдвигающимся фонарем и оборонительным вооружением, - одним-двумя пулеметами Браунинг на шкворне перед стрелком-радистом, сидящим спиной к пилоту. Закрытый бомбовой отсек, рассчитанный на 400-1000 кг авиабомб или две торпеды, размещался под полом пилотской кабины. Бомбометание производилось как на бреющем полете, так и с пикирования. Конструкция шасси аналогична той, которая применялась на истребителях Кертисс P-36 и Р-40. Основные стойки поворачивались на 90 град, для уборки в обтекатели со створками, расположенные в центроплане. Колеса прятались в ниши. Хвостовое колесо также поднималось, его люк прикрывался панелью, смонтированной на стойке.




 Модификации :
 A-31  модификация V-72 для ВВС США
 Vengeance Mk.I

 эта модификация  была заказана Великобританией в 200 экземплярах в марте 1941 г. Силовая установка соответствовала А-31. Последние 15 самолетов этого выпуска стали первыми "Венженсами" в Королевских ВВС Австралии.

 Vengeance Mk.II

 аналог модификации Mk.I, выпускавшийся заводом "Нортроп" с отличиями по оборудованию

 A-31-VN  модификация построенная на заводе фирмы Валти в г. Нэшвилле в 200 экземплярах для Королевских ВВС и получившая английское обозначение Vengeance Мk.III.
 A-31-NO  модификация A-31-NO, идентичная первой, строилась на фирме Нортроп в 200 экземплярах. Под обозначением Vengeance Мk.IA эти самолеты поставлялись в Индию.
 XA-31A  планер для статических испытаний.
 XA-31B  Х-31А использованный для испытания двигателя Pratt & Whitney XR-4360-1 Wasp Major мощностью 3000 л.с.
 XA-31C  модификация A-31, использовавшаяся в качестве испытательных стендов для двигателей Wright R-3350-13/17 Cyclone мощностью 2200 л.с.



 ЛТХ:
Модификация   А-31
Размах крыла, м   12.80
Длина, м   12.12
Высота, м   4.67
Площадь крыла, м2   30.84
Масса, кг  
  пустого самолета   3876
  нормальная взлетная   6486
Тип двигателя   1 ПД Wright R-2600-19 Cyclone
Мощность, л.с.   1 х 1600
Максимальная скорость , км/ч   442
Крейсерская скорость , км/ч   378
Практическая дальность, км   2100
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   6800
Экипаж, чел   2
Вооружение:   четыре передних 7.62-мм пулеметов и один 7.62-мм пулемет на подвижной установки в задней части кабины
 Бомбовая нагрузка - 680 кг
 2х 227-кг бомбы в бомбоотсеке и
 2х113-кг бомбы на подкрылевых узлах подвески


 Доп. информация :


  Чертеж "Vultee Vengeance"
  Фотографии:

 Второй прототип Vultee V-72
 A-31
 A-31
 A-31
 A-31
 A-31
 A-31
 Vengeance Mk.I
 Vengeance Mk.I
 Vengeance Mk.I
 Vengeance Mk.Ia
 Vengeance Mk.II
 Опытный XA-31A (Model 85)
 Опытный XA-31A (Model 85)
 Тормозные решетки на A-31
 Задняя спарка на A-31
 Кабина пилота Vengeance Mk.I

 Схемы:

 Vengeance Mk.I

 Варианты окраски:

 Учебно-тренировочный A-31 ВВС США
  Vengeance Mk.I  22 Sq. RAF
 Vengeance Mk.I  No.7 OTU RAAF
 Vengeance Mk.I  24 Sq. RAAF

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Сергей Иванников. Тихоокеанское "Возмездие"
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Vultee A-31
Aerofiles.com. Vultee
E.R.Johnson. American Attack Aircraft Since 1926
AirMagazine. Patrick Laureau. Vultee Vengeance
Airlife. Peter C. Smith. Vengeance!


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: