По сей день не утихают споры о роли и месте в годы минувшей войны советского
легендарного штурмовика Ил-2. Одни считают его вершиной отечественной
конструкторской мысли, гордостью и чудо-оружием, другие - летающим гробом,
покрывшим своими обломками половину Европы от Москвы и до Берлина.
Истина, как водится, лежит посередине. Неоценим вклад этого самолета-солдата и
героев летчиков, воевавших на нем. Но и недостатки его столь же глобальны, как и
его достоинства. Тяжелый бронекорпус, защищавший Ил лишь от огня пехотного
оружия "съел" драгоценные лошадиные силы, сделал Ил-2 инертным и малоподвижным.
По носимой боевой нагрузке Ил-2 уступал даже истребителям. "Ему бы движок
помощнее! Тыщи под две кобыл" сказали бы сейчас любители пофантазировать... Но
не было в СССР мощного авиадвигателя, да и те что выпускались недодавали
"паспортной" мощности. Тому были объективные причины - война!
Оппоненты-западники скажут: "Обходились и немцы, и союзники без штурмовиков,
вполне хватало истребителей-бомбардировщиков..." И тоже окажутся правы лишь
наполовину. Не в том положении были немцы, чтоб распылять промышленность, а
союзников вполне удовлетворяло огромное численное превосходство в воздухе, когда
на уничтожение одного танка вполне можно было бросить эскадрилью Мустангов или
Джагов. Но напрасно будут рвать тельник на груди патриоты, утверждая, что ничего
подобного Ил-2 союзники создать не могли. Под занавес боевых действий в США
появился штурмовик, способный стать настоящим летающим танком - бронированный
тяжеловооруженный монстр - одноместный одномоторный самолет Vultee ХА-41....
Самолет строился в рамках конкурса, объявленного в 1942 году на
пикирующий бомбардировщик-штурмовик для непосредственной
поддержки войск. В это время ВВС пришли к выводу, что этот класс самолетов
должен быть одноместным, по своим характеристикам, сопоставимым с истребителями,
при этом обладавшим значительно большей защищенностью и более мощным
вооружением. Что характерно, к такому же выводу пришли моряки, которые
разрабатывали схожие машины для своих палубных эскадрилий.
В конкурсе приняли участие фирмы "Kaiser-Fleetwings", "Curtiss" и "Vultee",
представивших свои проекты – ХА-39, ХА-40 и ХА-41 соответственно. Развитие двух
первых участников не пошло
дальше постройки макетов, послуживших базой для конкурса морских палубных
ударных самолетов, позднее превратившихся в прототипы XBTK-1 и XBTC-1
соответственно. Что касается третьего участника – компании "Vultee Aircraft
Corporation", то ее проект оказался победителем и 10 ноября 1942 года с ней был
заключен контракт на изготовление двух прототипов пикирующего бомбардировщика.
Конструктора фирмы выбрали для оснащения своего детища самый мощный из имеющихся
в то время двигатель, только разрабатываемый фирмой Pratt@Whitney R-4360 с
заявленной проектной мощностью в 3000 л.с. Проектное вооружение самолета
рассматривалось как пара 37-мм пушек М4 и 2 – 4х12.7-мм пулеметов.
В середине 1943 года требования военных обеспечить бомбометание с пикирования
было отменено, кроме того, двигатель четырехрядная звезда Pratt@Whitney R-4360 "Wasp
Major" вместо проектных 3000 л.с показал аж 3650 л.с., став самым мощным
авиационным мотором времен войны. Естественно появился соблазн пустить лишние
лошадиные силы на бронезащиту и дополнительное стрелковое вооружение. В
результате пикировщик превратился в бронированный противотанковый штурмовик.
ХА-41 был хорошо бронирован – общая масса брони превышала 1.6 тонны - и имел
исключительно мощное вооружение, состоявшее из четырех длинноствольных 37-мм
пушек М9, гораздо более мощных, чем предусмотренные в проекте М4, с 50 снарядами
на ствол, и такого же количества 12.7-мм Браунингов (по 600 патронов на ствол),
к которым добавлялось еще около 3 тонн различного бомбового и ракетного
вооружения. Самолет успешно прошел испытания в августе 1944 года, превосходя
практически все ударные самолеты США того времени. Более того, учебные воздушные
бои с истребителями Р-47 и Р-51 на высотах до 4500 м показали, что по скорости и
скороподъемности 10-тонный штурмовик ничуть им не уступает, а в горизонтальной
маневренности даже превосходит, уверенно "садясь им на хвост" за 3 – 4 виража.
Несколько хуже была только скорость пикирования.
Но программа бронированного штурмовика имела низкий приоритет. Командование
считало, что с задачами непосредственной поддержки войск вполне справляются уже
существующие машины – истребители-бомбардировщики и тактические бомбардировщики.
Бои в Европе в последний год войны показали, что данное мнение было ошибочным,
эскадрильи истребителей-бомбардировщиков союзников, вынужденные действовать по
наземным целям несли колоссальные потери и тут бы очень кстати оказался этот
летающий танк. Нет ни каких сомнений в том, что в случае принятия его на
вооружение, он бы нашел свою нишу в ходе завершающих боев 2-й Мировой, особенно
для задач по борьбе с танками противника, эффективного средства для решения
которых, у союзников так и не появилось.
К окончанию войны фирма "Vultee", чтобы спасти проект, предложила
переоборудовать ХА-41 в дальний истребитель сопровождения или морской ударный
самолет-торпедоносец, но поддержки не получила.
(c) Евгений Аранов
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
XА-41 |
Размах крыла, м |
16.46 |
Длина, м |
14.83 |
Высота, м |
4.42 |
Площадь крыла, м2 |
50.54 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
6049 |
нормальная взлетная |
10971 |
Тип двигателя |
1 ПД Pratt Whitney XR-4360-9 28 |
Мощность, л.с. |
1 х 3000 |
Максимальная скорость , км/ч |
584 |
Крейсерская скорость , км/ч |
435 |
Практическая дальность, км |
1530 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
8230 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
четыре 37-мм пушки M9 и четыре 12.7-ммпулемета в крыльях
бомбовая нагрузка - 2900 кг |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2013
|