История этого самолета началась где-то в 1943 году, когда во флоте США решили
отказаться от разделения палубных самолетов на пикирующие бомбардировщики и
торпедоносцы, предпочтя универсальный ударный самолет. Кроме того, опыт боевых
действий показал, что один пилот вполне может справиться как с управлением
самолета, так и с наведением бомб и торпед на цель. А лучшей защитой от
вражеских истребителей является скорость, ну и прикрытие своими истребителями,
благо у США в то время было полное господство в воздухе на Тихом океане. Потому
новый самолет должен был быть одноместным.
В 1944 году одним из победителей (вторым был самолет фирмы Douglas - XBT2D-1)
объявленного конкурса стала фирма Martin с самолетом XBTM-1 (Model 210). Оснащенный монстробразным 28 цилиндровым двигателем Pratt & Whitney R-4360-4 (такой же
стоял на F2G "Super" Corsair), позволявшей ему развивать скорость до 600 км в
час. Вооружение состояло из 4 х 20 мм пушек, по 2 в каждом крыле, 200 снарядов
на ствол. Бомбовое, торпедное и ракетное вооружение монтировалось на 15 точках
подвески. Общий вес бомбовой нагрузки мог доходить до 4850 килограмм! Между
прочим, это неофициальный рекорд для одномоторных поршневых палубных самолетов.
Военные, понятное дело, были в полном восторге от таких ТТХ и выдали фирме
Martin заказ на 750 BTM-1, которые очень бы пригодились в финальной битве за
Японию в 1945 году. Но не тут-то было… Столкнувшись с массой проблем по доводке
самолета, не в последнею очередь вызванных "слишком" мощным двигателем, Martin
только к началу 1947 года смогла начать поставки первых серийных машин. Заодно
на флоте сменили систему наименований и самолет получил свое окончательное имя -
AM-1 Mauler. В марте 1948 года самолет начал эксплуатироваться в строевых частях
на авианосцах, в том числе новейшем USS Midway (1 марта 1948 года самолеты
поступили в первую строевую часть - штурмовую эскадрилью 17A (VA-17A)). С одной стороны AM-1 летчикам
понравился и они прозвали его "Able Mable", что значит в примерном переводе "очень
способный", потому как он могу нести на Martсебе потрясающую бомбовую нагрузку. Но
это не отменяло того факта, что посадить самолет на авианосец было весьма
нелегким заданием, потому у него была и другая кличка - "Awful Monster" (Ужасный
монстр).
Кроме основной модификации, было построено 18 AM-1Q - самолет для постановки
помех вражеским радарам. Кроме пилота, в экипаж включили оператора
радиоэлектронного оборудования, который был размещен в нечеловеческих условиях
позади пилота в тесной "комнатушке", без какой либо визуальной "связи" с внешним
миром…
В итоге AM-1 Mauler недолго задержался на службе и уже в конце 1950 года бы
переведен в резервные части, где и прослужил до 1953 года. Из заказанных 750
машин было построено всего 156 штук, включая 3 прототипа. Основным поршневым
штурмовиком флота стал тот самый второй победитель конкурса - Douglas XBT2D-1,
сменивший к тому времени название на AD-1 Skyraider. Конечно, он не мог
развивать скорость и поднимать бомбовую нагрузку сравнимую с AM-1 Mauler, но
зато был намного легче в пилотировании и эксплуатации.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
AM-1 |
Размах крыла, м |
15.24 |
Длина, м |
12.57 |
Высота, м |
5.13 |
Площадь крыла, м2 |
46.08 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
6920 |
нормальная взлетная |
11674 |
Тип двигателя |
1 ПД
Pratt & Whitney R-4360-4 Wasp Major |
Мощность, л.с. |
1 х 3000 |
Максимальная скорость , км/ч |
538 |
Крейсерская скорость , км/ч |
304 |
Практическая дальность, км |
2452 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
8200 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
четыре 20- мм пушки
T-31
до 2041 кг различных бомб и НУРС на 15 узлах
подвески |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|