Компания Commonwealth Aircraft Corporation Pty Ltd была образована в 1936г. как результат
планов австралийского правительства
организовать авиационную
промышленность и сделать страну
независимой от иностранных поставщиков.
Большое число богатых промышленных фирм
сделали вклад в финансирование этой
компании, и вслед за визитом Авиационной
технической комиссии в США в 1936г. было
заключено соглашение о производстве по
лицензии двухместного многоцелевого
самолета типа моноплан North American NA-16 и его
двигателя Pratt & Whitney Wasp. Компания Tugan
Aircraft Ltd была поглощена компанией Commonwealth,
и ее главный конструктор подполковник
авиации Лоуренс Уокетт стал генеральным
управляющим новой компании.
Первоначальный заказ был получен от
Королевских австралийских ВВС на 40
самолетов NA-33 - так обозначались
самолеты, строящиеся по лицензии.
Обозначение производителя - Commonwealth Aircraft CA-1. Это был первый самолет компании Commonwealth, для которого выбрали имя
Wirraway.
Commonwealth CA-1 / CA-3
Wirraway - многоцелевой самолет взаимодействия
с сухопутными войсками. Одномоторный цельнометаллический свободнонесущий
моноплан с убирающимся шасси. Создан на базе американского учебного самолета Норт Америкэн NA-33 (NA-16-2K). Отличался от прототипа усиленными крылом и
оперением. Переделкой самолета в Австралии занимался коллектив конструкторов из
"Коммонвелс эйркрафт корпорейшн" (CAC) во главе с А. Уэкеттом. Опытного самолета
не было. Головная серийная машина впервые взлетела 27 марта 1939 г. Постройка
серии велась на заводе CAC в Фишерменс-Бэнд.
Первый самолет, построенный
в Австралии, поднялся в воздух в Мельбурне 27 марта 1939
г. К июню 1942г. компания Commonwealth выпустила 620 машин, и это
производство продолжалось в ограниченной серии, пока последний 755-й
самолет не был поставлен в 1946г. Применялось много обозначений компании
Commonwealth для самолетов Wirraway; эти обозначения вместе с
количеством построенных самолетов следующие: СА-1 (40), СА-3 (60), CA-5
(32), CA-7 (100), CA-8 (200), CA-9 (188) и CA-16 (135).
Из трех основных модификаций боевой являлась только одна, "Уиррэвей" I,
выпускавшаяся тремя сериями:
-
CA-1, первый серийный вариант, начиная с 20-го самолета монтировалось
вооружение;
-
CA-3 с измененным воздухозаборником карбюратора;
-
CA-5 с измененным оборудованием и без бомбодержателей.
Модификации "Уиррэвей" II/III являлись чисто учебными и не имели вооружения.
Самолет СА-10 должен был быть вариантом бомбардировщика, а СА-10А - пикирующим
бомбардировщиком, но оба проекта были прерваны. Обозначение СА-20 было принято
для переоборудованных самолетов Wirraway, использовавшихся в
качестве учебно-тренировочных машин.
Почти 400 самолетов Wirraway были
законсервированы на длительное
хранение; в конце концов большое их
количество было использовано как основа
для сельскохозяйственных самолетов СА-28 Ceres.
"Уиррэвей" поступил на вооружение австралийских ВВС в июле 1939 г. К началу
войны на Тихом океане этими самолетами уже были вооружены семь эскадрилий. В
декабре 1941 г. - январе 1942 г. "уиррэвей" привлекались к непосредственной
поддержке войск, оборонявшихся в Малайе. В декабре же были выдвинуты на о. Новая
Британия и с января обеспечивали ПВО Рабаула как двухместные истребители. 6
января ими сбита четырехмоторная летающая лодка H6K4. 20 января "уиррэвей"
участвовали в отражении массированного налета японской авиации на город.
С октября 1942 г. использовались на Новой Гвинее и Соломоновых о-вах только как
самолеты взаимодействия с армией - ближние разведчики, корректировщики, легкие
штурмовики. В феврале 1943 г. эти самолеты помогли остановить японское
наступление в долине Bay (Новая Гвинея). С середины 1943 г. начался перевод "уиррэвеев"
в учебные части, но отдельные машины действовали на фронте до конца войны.
Применялись также в системе ПЛО прибрежных районов Австралии.
Производство "уиррэвеев" прекратили в июне 1946 г. С 1947 г. самолеты начали
выводиться в резерв, а окончательно их сняли с вооружения в феврале 1959 г.