Уголок неба ¦ Commonwealth CA-1(3) Wirraway

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой штурмовики
   CA-1(3) Wirraway
       
Разработчик: Commonwealth
Страна: Австралия
Первый полет: 1939
Тип: Штурмовик-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Компания Commonwealth Aircraft Corporation Pty Ltd была образована в 1936г. как результат планов австралийского правительства организовать авиационную промышленность и сделать страну независимой от иностранных поставщиков. Большое число богатых промышленных фирм сделали вклад в финансирование этой компании, и вслед за визитом Авиационной технической комиссии в США в 1936г. было заключено соглашение о производстве по лицензии двухместного многоцелевого самолета типа моноплан North American NA-16 и его двигателя Pratt & Whitney Wasp. Компания Tugan Aircraft Ltd была поглощена компанией Commonwealth, и ее главный конструктор подполковник авиации Лоуренс Уокетт стал генеральным управляющим новой компании.

Первоначальный заказ был получен от Королевских австралийских ВВС на 40 самолетов NA-33 - так обозначались самолеты, строящиеся по лицензии. Обозначение производителя - Commonwealth Aircraft CA-1. Это был первый самолет компании Commonwealth, для которого выбрали имя Wirraway.

Commonwealth CA-1 / CA-3 Wirraway - многоцелевой самолет взаимодействия с сухопутными войсками. Одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Создан на базе американского учебного самолета Норт Америкэн NA-33 (NA-16-2K). Отличался от прототипа усиленными крылом и оперением. Переделкой самолета в Австралии занимался коллектив конструкторов из "Коммонвелс эйркрафт корпорейшн" (CAC) во главе с А. Уэкеттом. Опытного самолета не было. Головная серийная машина впервые взлетела 27 марта 1939 г. Постройка серии велась на заводе CAC в Фишерменс-Бэнд.

Первый самолет, построенный в Австралии, поднялся в воздух в Мельбурне 27 марта 1939 г. К июню 1942г. компания Commonwealth выпустила 620 машин, и это производство продолжалось в ограниченной серии, пока последний 755-й самолет не был поставлен в 1946г. Применялось много обозначений компании Commonwealth для самолетов Wirraway; эти обозначения вместе с количеством построенных самолетов следующие: СА-1 (40), СА-3 (60), CA-5 (32), CA-7 (100), CA-8 (200), CA-9 (188) и CA-16 (135).

Из трех основных модификаций боевой являлась только одна, "Уиррэвей" I, выпускавшаяся тремя сериями:

  • CA-1, первый серийный вариант, начиная с 20-го самолета монтировалось вооружение;

  • CA-3 с измененным воздухозаборником карбюратора;

  • CA-5 с измененным оборудованием и без бомбодержателей.

Модификации "Уиррэвей" II/III являлись чисто учебными и не имели вооружения.

Самолет СА-10 должен был быть вариантом бомбардировщика, а СА-10А - пикирующим бомбардировщиком, но оба проекта были прерваны. Обозначение СА-20 было принято для переоборудованных самолетов Wirraway, использовавшихся в качестве учебно-тренировочных машин. Почти 400 самолетов Wirraway были законсервированы на длительное хранение; в конце концов большое их количество было использовано как основа для сельскохозяйственных самолетов СА-28 Ceres.

"Уиррэвей" поступил на вооружение австралийских ВВС в июле 1939 г. К началу войны на Тихом океане этими самолетами уже были вооружены семь эскадрилий. В декабре 1941 г. - январе 1942 г. "уиррэвей" привлекались к непосредственной поддержке войск, оборонявшихся в Малайе. В декабре же были выдвинуты на о. Новая Британия и с января обеспечивали ПВО Рабаула как двухместные истребители. 6 января ими сбита четырехмоторная летающая лодка H6K4. 20 января "уиррэвей" участвовали в отражении массированного налета японской авиации на город.

С октября 1942 г. использовались на Новой Гвинее и Соломоновых о-вах только как самолеты взаимодействия с армией - ближние разведчики, корректировщики, легкие штурмовики. В феврале 1943 г. эти самолеты помогли остановить японское наступление в долине Bay (Новая Гвинея). С середины 1943 г. начался перевод "уиррэвеев" в учебные части, но отдельные машины действовали на фронте до конца войны. Применялись также в системе ПЛО прибрежных районов Австралии.

Производство "уиррэвеев" прекратили в июне 1946 г. С 1947 г. самолеты начали выводиться в резерв, а окончательно их сняли с вооружения в феврале 1959 г.






 ЛТХ:
Модификация   CA-3
Размах крыла, м   13.11
Длина, м   8.48
Высота, м   2.66
Площадь крыла, м2   23.76
Масса, кг  
  пустого самолета   1811
  нормальная взлетная   2991
Тип двигателя   1 ПД Pratt Whitney Wasp R-1340 S1H1-G
Мощность, л.с.   1 х 600
Максимальная скорость , км/ч   354
Крейсерская скорость , км/ч   293
Практическая дальность, км   1159
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   7000
Экипаж, чел   2
Вооружение:   два зафиксированных вперед 7,7-мм пулемета Vickers Mk V и такое же вооружение в задней кабине;
 до 454 кг бомб.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый NA-33 полученный ВВС Австралии
 Звено CA-1
 Звено CA-1
 CA-1
 CA-1
 CA-3
 CA-7
 Приборная доска CA-1

  Схемы:

 CA-1
 CA-5

  Варианты окраски:

 CA-1
 CA-5
 CA-7

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Commonwealth CA-1 / CA-3 Wirraway
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Commonwealth Aircraft. CA-1 Wirraway
Profile Publications Number 154. The Commonwealth Wirraway
Wydawnictwo Militaria. CAC Boomerang CAC Wirraway


Уголок неба. 2011 



 

  Реклама: