В 1938 году командование Воздушных Войск подготавливает задание по разработке
дивизионного разведывательного и штурмового самолета на базе итальянского двигателя
"Альфа-Ромео 126 RC 34". Задание передано самолетной фабрике "Български Капрони"
в Казанлаке и спустя 6 месяцев, когда оттуда поступают чертежи и макет прототипа
самолета КБ-1, задание вручается и Государственной аэропланной мастерской в Божуриште. Несмотря на короткий срок разработки, коллектив конструкторов под
руководством инж. Лазарова создает замечательный самолет - ДАР-10. Макет в масштабе 1:10
испытывается в аэродинамической трубе Авиационного испытательного института в
Варшаве.
Испытания подтверждают правильность конструкторской идеи. Но строительство столь
необходимой для ВВС машины задерживается в силу умышленно
создаваемых бюрократической верхушкой препятствий. Инженер Цветан Лазаров -
человек самостоятельных суждений, имеющий обыкновение выражать их открыто. Это,
а также и то, что он, будучи студентом в Германии, участвовал в прогрессивных
студенческих организациях, не приходится по вкусу находящимся у власти
личностям, от которых в той или иной степени зависит решение проблем авиационной
промышленности. Эти люди делают все возможное, чтобы взять на вооружение самолет
КБ-11 "Фазан", выпущенный фабрикой "Български Капрони".
Несмотря ни на что, в июле 1941 года прототип ДАР-10А построен, и испытан в
полете. Результаты превосходят ожидания и расчеты. Самолет оказался отличным для
своего класса.
ДАР-10А - одномоторный, свободнонесущий моноплан с низко расположенным крылом и неубираемым шасси, целиком покрыт аэродинамическими обтекателями (лаптями).
Экипаж находится в закрытой, хорошо остекленной кабине, обеспечивающей отличный
обзор. Специальный люк открывается в задней части, через который наблюдатель
может стрелять из пулемета, защищая хвостовую часть самолета. Линия самолета
очищенная и приближает его по форме к истребителям. Крыло снабжено механизацией,
которая улучшает его характеристики при взлете и посадке. На самолете имеется
фотокамера "Лёшнер" с дистанционным управлением. Радиооборудование состоит из
коротковолнового приемо-передатчика.
Вооружение на ДАР-10А состоит из 20-миллиметровой синхронной пушки для стрельбы
вперед, двух 7,92-миллиметровых пулеметов в крыльях и одного пулемета
7,92-миллиметрового для защиты хвостовой части. Предусмотрена и возможность для
бомбардировки с горизонтального полета и при пикировании бомбами калибра 100 кг
(4 шт.) и 250 кг (1 бомба под фюзеляжем). Самолет испытывает инж. Попганчев.
Вместе с ним летел и конструктор инж. Цветан Лазаров. О качествах этой машины
можно судить по краткому заключению видавшего виды летчика-испытателя:
"Душка-самолет!"
В 1941 году проводится состязание между самолетом ДАР-10А и находящимся на
вооружении в болгарской авиации истребителем AVIA B-534 "Доган". Штурмовик
ДАР-10A побеждает истребитель. Несмотря на это, командование Воздушных Войск
принимает на вооружение и заказывает серийное производство КБ-11 "Фазан",
который уступает ДАР-10А.
Инж. Лазаров не впадает в отчаяние, ведет борьбу, доказывая преимущества своего
самолета. Между тем, ДАР-10А часто совершает полеты между гор. Ловеч и Божуриште,
выполняя роль связного самолета. И вот летом 1942 года во время одного из таких
перелетов случается непоправимое. Глохнет двигатель и самолет совершает
вынужденную посадку близ села Карлуково на ограниченной по размерам площадке.
Кроме того был туман. В конце площадки налетает на скалу и разрушается. Погибают
пилот капитан Стефанов и находящийся на борту в наблюдательской кабине военный
врач. Комиссия, проводящая расследование, приходит к выводу, что самолет остался
без горючего. Вероятнее всего, отказал бензиномер, а в предшествовавшие
катастрофе дни, как показало расследование, самолет не заправлялся ни в
Божуриште, ни в гор. Ловеч.
На базе ДАР-10А, но с использованием более мощного двигателя, инж. Лазаров
разрабатывает и предлагает ВВС истребитель ДАР-11. Эта модель не принимается, и
прототип не изготавливается, поскольку уже решено брать на вооружение новые
серии Г-2 и Г-6 "Мессершмитта" Ме 109.
Самолет ДАР-10А - последний разработанный и построенный в Государственной
аэропланной мастерской - Божуриште болгарский самолет. Осенью 1941 года
ДАР-Божуриште прекращает свое существование.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
ДАР-10А |
Размах крыла, м |
12.20 |
Длина, м |
9.54 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
22.20 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1843 |
нормальная взлетная |
2570 |
Тип двигателя |
1 ПД
Alfa Romeo 126 RC34 |
Мощность, л.с. |
1 х
780 |
Максимальная скорость , км/ч |
410 |
Крейсерская скорость , км/ч |
327 |
Практическая дальность, км |
1170 |
Боевой радиус действия, км |
300 |
Практический потолок, м |
7250 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
одна 20-мм пушка и
три 7.92-мм пулемета бомбовая нагрузка до 650 кг |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2017
|