Уголок неба ¦ ДАР-10А Бекас

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой штурмовики
   ДАР-10А Бекас
       
Разработчик: ДАР
Страна: Болгария
Первый полет: 1941
Тип: Ударный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1938 году командование Воздушных Войск подготавливает задание по разработке дивизионного разведывательного и штурмового самолета на базе итальянского двигателя "Альфа-Ромео 126 RC 34". Задание передано самолетной фабрике "Български Капрони" в Казанлаке и спустя 6 месяцев, когда оттуда поступают чертежи и макет прототипа самолета КБ-1, задание вручается и Государственной аэропланной мастерской в Божуриште. Несмотря на короткий срок разработки, коллектив конструкторов под руководством инж. Лазарова создает замечательный самолет - ДАР-10. Макет в масштабе 1:10 испытывается в аэродинамической трубе Авиационного испытательного института в Варшаве.

Испытания подтверждают правильность конструкторской идеи. Но строительство столь необходимой для ВВС машины задерживается в силу умышленно создаваемых бюрократической верхушкой препятствий. Инженер Цветан Лазаров - человек самостоятельных суждений, имеющий обыкновение выражать их открыто. Это, а также и то, что он, будучи студентом в Германии, участвовал в прогрессивных студенческих организациях, не приходится по вкусу находящимся у власти личностям, от которых в той или иной степени зависит решение проблем авиационной промышленности. Эти люди делают все возможное, чтобы взять на вооружение самолет КБ-11 "Фазан", выпущенный фабрикой "Български Капрони".

Несмотря ни на что, в июле 1941 года прототип ДАР-10А построен, и испытан в полете. Результаты превосходят ожидания и расчеты. Самолет оказался отличным для своего класса.

ДАР-10А - одномоторный, свободнонесущий моноплан с низко расположенным крылом и неубираемым шасси, целиком покрыт аэродинамическими обтекателями (лаптями). Экипаж находится в закрытой, хорошо остекленной кабине, обеспечивающей отличный обзор. Специальный люк открывается в задней части, через который наблюдатель может стрелять из пулемета, защищая хвостовую часть самолета. Линия самолета очищенная и приближает его по форме к истребителям. Крыло снабжено механизацией, которая улучшает его характеристики при взлете и посадке. На самолете имеется фотокамера "Лёшнер" с дистанционным управлением. Радиооборудование состоит из коротковолнового приемо-передатчика.

Вооружение на ДАР-10А состоит из 20-миллиметровой синхронной пушки для стрельбы вперед, двух 7,92-миллиметровых пулеметов в крыльях и одного пулемета 7,92-миллиметрового для защиты хвостовой части. Предусмотрена и возможность для бомбардировки с горизонтального полета и при пикировании бомбами калибра 100 кг (4 шт.) и 250 кг (1 бомба под фюзеляжем). Самолет испытывает инж. Попганчев. Вместе с ним летел и конструктор инж. Цветан Лазаров. О качествах этой машины можно судить по краткому заключению видавшего виды летчика-испытателя: "Душка-самолет!"

В 1941 году проводится состязание между самолетом ДАР-10А и находящимся на вооружении в болгарской авиации истребителем AVIA B-534 "Доган". Штурмовик ДАР-10A побеждает истребитель. Несмотря на это, командование Воздушных Войск принимает на вооружение и заказывает серийное производство КБ-11 "Фазан", который уступает ДАР-10А.

Инж. Лазаров не впадает в отчаяние, ведет борьбу, доказывая преимущества своего самолета. Между тем, ДАР-10А часто совершает полеты между гор. Ловеч и Божуриште, выполняя роль связного самолета. И вот летом 1942 года во время одного из таких перелетов случается непоправимое. Глохнет двигатель и самолет совершает вынужденную посадку близ села Карлуково на ограниченной по размерам площадке. Кроме того был туман. В конце площадки налетает на скалу и разрушается. Погибают пилот капитан Стефанов и находящийся на борту в наблюдательской кабине военный врач. Комиссия, проводящая расследование, приходит к выводу, что самолет остался без горючего. Вероятнее всего, отказал бензиномер, а в предшествовавшие катастрофе дни, как показало расследование, самолет не заправлялся ни в Божуриште, ни в гор. Ловеч.

На базе ДАР-10А, но с использованием более мощного двигателя, инж. Лазаров разрабатывает и предлагает ВВС истребитель ДАР-11. Эта модель не принимается, и прототип не изготавливается, поскольку уже решено брать на вооружение новые серии Г-2 и Г-6 "Мессершмитта" Ме 109.

Самолет ДАР-10А - последний разработанный и построенный в Государственной аэропланной мастерской - Божуриште болгарский самолет. Осенью 1941 года ДАР-Божуриште прекращает свое существование.




 ЛТХ:
Модификация   ДАР-10А
Размах крыла, м   12.20
Длина, м   9.54
Высота, м  
Площадь крыла, м2   22.20
Масса, кг  
  пустого самолета   1843
  нормальная взлетная   2570
Тип двигателя   1 ПД Alfa Romeo 126 RC34
Мощность, л.с.   1 х 780
Максимальная скорость , км/ч   410
Крейсерская скорость , км/ч   327
Практическая дальность, км   1170
Боевой радиус действия, км   300
Практический потолок, м   7250
Экипаж, чел   2
Вооружение:   одна 20-мм пушка и три 7.92-мм пулемета
  бомбовая нагрузка до 650 кг


 Доп. информация :


 Фотографии:

 ДАР-10А
 ДАР-10А

  Схемы:

 ДАР-10А   (c) Иван Бориславов

  Варианты окраски:

 ДАР-10А   (c) Иван Бориславов

 



 

Список источников:

Иван Бориславов. Забравена слава. ДАР-10А
Венелин Пастармаджиев. Българската Авиация
Airplanes built in Bulgaria. DAR - Bojourishte DAR-9
И.Бориславов, Р.Кирилов. Самолетите на България
Le Fana de l'Avaition 1991-07. Jean Noel, Malcolm Passingham. La production aeronautique bulgare


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: