В ответ "закулисным играм", преградивших путь к серийному производству
"ДАР-10А", инж. Лазаров решает модернизировать самолет и сделать его по летным
качествам и боевой мощи несравнимым с КБ-11 "Фазан".
Некоторые авторы считают, что ДАР-10А и ДАР-10Ф - один и тот же самолет,
оснащенный разными двигателями. В самом деле, для неопытного наблюдателя силуэты
обоих самолетов как будто одинаковые. В действительности же оба самолета
различаются в отношении аэродинамики, геометрии, механизации и вооружения.
В отличие от своего предшественника новый самолет имеет двигатель "Фиат А74
RC" -
14-цилиндровая двойная звезда с воздушным охлаждением. Это передает самолету
более удлиненную форму, а передней его части - более обтекаемую форму. Под
руководством авиаконструктора Йотова разработан обтекатель двигателя со
створками и жалюзи для охлаждения. Прототипом кинематики этих устройств служат
останки сбитого болгарскими истребителями В-17 "Летающая крепость", которые
валяются на заводской свалке. В данном случае "Боинг" оказывает как бы косвенную
помощь болгарскому самолетостроению.
ДАР-10Ф (буква "Ф" означает двигатель "Фиат", в то время как буква "А" означает
"Альфа-Ромео") - многоцелевой самолет. Он мог использоваться для близкой
разведки, штурмовых действий, бомбардировки с горизонтального полета,
бомбардировки при пикировании и как истребитель транспортных и связных самолетов
противника. Конструктивно он свободнонесущий моноплан с низко расположенным
крылом с механизацией для взлета и посадки и воздушными тормозами для снижения
скорости при отвесной бомбардировке. Шасси - неубираемые, полностью закрытые
аэродинамичными обтекателями. Кабина для экипажа - обширная, хорошо остекленная,
полностью закрытая. Две секции остекления скользят по рельсам назад для доступа
до мест экипажа. Последняя секция приподнимается вверх и позволяет вести огонь в
задней полусфере из сдвоенного пулемета. Сиденье наблюдателя - передвижное по
рельсам в обширном пространстве сзади пилота. С помощью фиксаторов сиденье можно
застопорить там, где это необходимо.
Крылья и хвостовые плоскости - деревянной конструкции. Обшиты фанерой, обклеены
полотном и покрыты нитроцеллюлозным лаком.
Корпус - сварная ферма из бесшовных труб из легированной стали.
Обшивка - из дюралюминиевой жести и импрегнированного полотна,
натянутого на профилирующие стрингеры и лонжероны.
Шасси - с гидравлическими амортизационными стойками, шинами низкого давления и
обтекателями. Хвостовой костыль - с резиновым колесом. На основном шасси
установлены гидравлические тормоза.
Вооружение ДАР-10Ф соответствует его предназначению. Под центральной частью
корпуса предусмотрен бомбодержатель для одной бомбы в 250 кг. Под крыльями слева
и справа - по два бомбодержателя для бомб по 50 кг. Под корпусом вместо
250-килограммовой бомбы может быть подвешена кассета с мелкокалибренными
осколочными бомбами.
Сверху над двигателем монтированы две 20-мм синхронные
пушки для стрельбы сквозь круг винта.
В крыльях установлены два пулемета калибр 7,92-мм для стрельбы вдоль винтового
круга. Того же калибра и сдвоенный пулемет наблюдателя для защиты хвоста.
Специальный упор предохраняет хвост от простреливания при стрельбе назад.
Сдвоенный пулемет расположен внутри корпуса и лишь при необходимости приводится
в боевое положение: тем самым избегается нарушение аэродинамики кабины.
Разработка ДАР-10Ф осуществлена тем же коллективом, который создал и ДАР-10А.
Сначала работа продвигается быстро, но впоследствии ряд обстоятельств в
военно-политической обстановке в стране оказывает сдерживающее воздействие.
Затем приходит 9 сентября 1944 года и начинается Отечественная война. Перед
ДСФ-Ловеч выдвигаются иные задачи. Вопреки всему в марте 1945 года самолет
готов. Облет совершают инж. Попганчев и инж. Лазаров. Но ДАР-10Ф уже безнадежно
устарел. Наступает эра реактивной авиации и самолет инж. Лазарова, хотя и
удачный, оказывается неперспективным в качестве боевой машины.
Спустя несколько лет, когда при Государственном политехническом институте в
Софии создается кафедра по самолетостроению, возглавляемая профессором инженером
Цветаном Лазаровым, самолет ДАР-10Ф перелетает в Софию, чтобы служить в качестве
учебного пособия для студентов-самолетостроителей.
В иностранных (преимущественно английских) изданиях встречается утверждение, что
были выпущены малые серии самолетов ДАР-10А и ДАР-10Ф, которые вместе с
"Юнкерсами" Ю 87 были ударной силой болгарской штурмовой авиации. Очень жаль, но
это не отвечает истине.