Фирма
«Хеншель и сын» имеет давнюю историю. Еще в середине прошлого века, когда о
самолетах никто всерьез и не думал, по железным дорогам Германии ходили
паровозы, сделанные на заводе Хеншеля. К началу двадцатого столетия компания
стала одним из крупнейших в Европе производителей локомотивов. Затем
ассортимент выпускаемой продукции расширился. Наследники основателя фирмы
занялись постройкой тяжелых грузовиков и автобусов. Хотя это был период
бурного развития авиации, фирма довольно долго держалась в стороне от
«модного увлечения».
Только
в начале 30-х годов новый владелец концерна Оскар Хеншель решился вложить
деньги в перспективную отрасль. 30 марта 1933 года было официально
зарегистрировано авиационное отделение фирмы под названием «Хеншель
Флюгцойгверк ГмбХ». Вряд ли является случайным совпадением то, что незадолго
до этого к власти в Германии пришел Адольф Гитлер, который еще в период
предвыборной кампании неоднократно заявлял о необходимости отказа от
запретов Версальского договора и о грядущем возрождении немецкой военной
мощи. Стоит, кстати, упомянуть, что в Германии упорно ходили слухи о тайном
финансировании нацистской партии рядом ведущих немецких концернов, в том
числе и фирмой Хеншеля. Как бы то ни было, Оскар Хеншель вовремя сделал
ставку и не прогадал.
Осенью
1933-го началась постройка авиасборочного завода в пригороде Берлина
Шёнефельде. Через два года новое предприятие вступило в строй. К тому
времени «путы» Версальского договора были отброшены, и в Германии начался
лавинообразный рост военно-воздушных сил. Неудивительно, что первой
авиационной продукцией Хеншеля стали бомбардировщики. Завод в Шёнефельде
быстро освоил лицензионное производство самолетов «Юнкерс» Ju-86D. Первый из
них сошел с конвейера 22 октября 1935 года.
Одновременно с постройкой завода конструкторский коллектив фирмы приступил к
разработке боевой машины собственной конструкции. «Первенцем» молодого
авиапредприятия стал легкий одноместный штурмовик-пикировщик «Хеншель-123».
«Дебютант» оказался довольно удачным, хотя отсутствие брони и слабое
стрелковое вооружение (всего два пулемета) снижало его боевую ценность в
качестве ударного самолета. В 1936 году Hs-123 был принят на вооружение
Люфтваффе. Его боевое крещение, как и у большинства тогдашних немецких
новинок, состоялось в Испании. На фоне относительно слабого зенитного и
авиационного противодействия «Хеншель» зарекомендовал себя неплохо.
Морально-психологический эффект воздушных атак на пехоту и особенно -
конницу был довольно высок. Известны случаи, когда всего несколько самолетов
обращали в панику крупные конные отряды. Однако в тридцатые годы кавалерию
стали активно вытеснять с полей сражений броневики и танки, а против них
ударные машины вроде «Хеншеля-123» и ему подобных оказались практически
бессильны. Да и против пехоты, сидящей в окопах, пулеметы и мелкие бомбы
малоэффективны, ведь для уничтожения каждой стрелковой ячейки требовалось
прямое попадание. К тому же, в подобных ситуациях штурмовики, лишенные
брони, сами становились удобными мишенями для ружейно-пулеметного огня с
земли.
Понимание этого пришло к немцам еще в Первую Мировую войну. Тогда в Германии
было разработано и запущено в серию несколько типов бронированных
штурмовиков. Но вес бронекорпуса оказался слишком велик для тогдашних
маломощных авиамоторов, из-за чего летные данные этих машин оставались
крайне низкими. В результате ни один из подобных аэропланов не получил
широкого распространения. В разгар испанской войны к идее двадцатилетней
давности решили вернуться, но уже на новом витке технического развития.
Мощность авиадвигателей выросла за прошедшие годы в 4-5 раз, а это позволяло
надеяться на создание «летающего броневика» со вполне приемлемыми
летно-техническими характеристиками.
В
апреле 1937 года техническое управление RLM (министерства авиации Рейха)
разработало концепцию бронированного штурмовика для действий против
бронетехники и полевых укреплений. Такой класс машин получил название
«шлахтфлюгцойг», что можно перевести как ударный самолет или самолет поля
боя. В апреле техническое задание на разработку «шлахтфлюгцойга» разослали
четырем авиастроительным фирмам: «Гамбургер флюгцойгбау» (в дальнейшем -
«Блом унд Фосс»), «Фокке-Вульф», «Гота» и «Хеншель».
Задание предусматривало создание одноместной машины с минимальными
геометрическими размерами (для уменьшения площади поражаемой поверхности),
оснащенной двумя моторами (с целью повышения живучести) и вооруженной двумя
20-миллиметровыми пушками MGFF, а также двумя пулеметами. Кабину пилота и
двигатели требовалось прикрыть противопульной броней. Все остальное, в том
числе и аэродинамическая схема, не оговаривалось, что давало конструкторам
большую свободу выбора. В результате инженеры «Фокке-Вульфа», «Блом унд
Фосса» и «Хеншеля» представили проекты совершенно разных, абсолютно не
похожих друг на друга летательных аппаратов. Фирма «Гота» от участия в
конкурсе отказалась. Самым оригинальным был проект «Блом унд Фосса» -
одномоторный асимметричный самолет с кабиной-гондолой, установленной на
крыле отдельно от фюзеляжа. Из-за своей, мягко говоря, необычности, а также
из-за того, что фирма не выполнила условие оснастить штурмовик двумя
двигателями, проект всерьез не рассматривался. Гораздо более реальным и
лучше проработанным был проект «Фокке-Вульфа». Взяв за основу двухбалочный
разведчик-корректировщик FW-189 (знаменитую впоследствии «раму»), инженеры
фирмы заменили на нем большую хорошо застекленную кабину на крохотную
броневую «капсулу», в которой с трудом размещались пилот и стрелок-радист.
Разработчики были уверены, что концепция одноместного штурмовика ошибочна и
что стрелковая точка для защиты хвоста необходима на подобной машине.
Наиболее полно соответствовал заданию штурмовик «Хеншель», будущий герой
нашего повествования, разработанный под руководством главного конструктора
фирмы Фридриха Николауса. В отличие от конкурентов, в нем на первый взгляд
не было ничего необычного. Николаус спроектировал классический двухмоторный
одноместный низкоплан с мотогондолами на крыле и кабиной пилота в носу
фюзеляжа. 1 октября 1937 года комиссия министерства авиации рассмотрела
проекты «Хеншеля» и «Фокке-Вульфа», но так и не смогла прийти к однозначному
выводу о преимуществах той или иной машины. Решили заказать постройку обоих
прототипов, чтобы по результатам испытаний сделать окончательный выбор.
В
марте 1939 г. штурмовик «Фокке-Вульфа» первым поднялся в воздух. Испытания
показали, что мощность двигателей «Аргус» As410, установленных на нем, явно
недостаточна. Самолет оказался сильно перетяжелен и переразмерен, (размах
крыла превышал 18м), из-за чего его летные данные были разочаровывающе
низкими. В результате эксперты из RLM стали все больше склоняться в пользу
«Хеншеля». А «Фокке-Вульф» решили временно «законсервировать» на тот случай,
если испытания «Хеншеля» по какой-то причине закончатся полным провалом и
понадобится срочно найти «запасной вариант».
26 мая
штурмовик фирмы «Хеншель» под обозначением Hs-129V1 приступил к испытаниям.
На нем стояли те же моторы, что и на «Фокке-Вульфе», но из-за того, что сам
самолет был гораздо более легок и миниатюрен, его летные характеристики
заметно опережали конкурента. Однако летчики-испытатели оценили новый
самолет резко негативно. Прежде всего, вызывала недовольство крайне тесная и
узкая бронекабина, в которой пилот ощущал себя скованным по рукам и ногам. У
некоторых полеты на «Хеншеле» вызывали чувство клаустрофобии, граничащее с
психическими расстройствами. Дело в том, что Фридрих Николаус предельно
уменьшил размер «бронекоробки», чтобы таким образом снизить площадь и -
соответственно - вес броневых листов. В результате ширина кабины на уровне
плеч пилота составляла всего 60 сантиметров!
Малые
габариты кабины не позволяли установить в ней ручку управления нормальной
длины. Вместо нее пришлось поставить короткий неудобный «штырёк», который
сразу получил прозвище «половой член». В бронекапсуле также не поместилась
приборная доска с полным комплектом приборов. Поэтому приборы контроля за
работой двигателей нашли себе место... снаружи кабины, прямо на мотогондолах
(пожалуй, единственный подобный случай в мировой практике). Еще одной
«жертвой компоновки» стал коллиматорный прицел «Реви», которому тоже не
хватило места в кабине. Его заключили в специальный бронированный кожух и
водрузили на фюзеляж перед лобовым бронестеклом. Кроме невыносимой тесноты,
испытатели отмечали никудышный боковой обзор и чрезмерные нагрузки на
органах управления, затруднявшие пилотирование и сильно утомлявшие пилота. В
ответ на все претензии Николаус бодро заявил, что штурмовик не предназначен
для длительных полетов, а 30-40 минут можно и потерпеть.
Зато в
награду за неудобства летчик получает повышенную безопасность. С этими
доводами пришлось согласиться, тем более что выбора все равно не было: в
отношении комфорта изделие «Фокке-Вульфа» недалеко ушло от «Хеншеля», а
летало гораздо хуже. Впрочем, летные данные Hs-129 также не внушали
оптимизма. Скороподъемность была низкой, а разбег и пробег - наоборот -
излишне длинными. Еще одним неприятным сюрпризом стало то, что «Хеншелю»
оказалось недоступно пикирование, даже под относительно небольшими углами.
Если угол снижения превышал 30°, усилия на выводе становились чрезмерными,
превышающими физические возможности человека. Эта информация была оплачена
жизнью одного из пилотов, который 5 января 1940 года разбился на втором
прототипе машины. Летчику просто не хватило сил, чтобы вывести штурмовик из
пике.
Как
уже говорилось, самолет сделали двухмоторным с целью повышения живучести;
чтобы при выходе из строя одного двигателя он мог вернуться на другом. Но в
ходе испытаний выяснилось, что «Хеншель» на одном моторе лететь не может!
Таким образом, вся концепция машины разваливалась. И, тем не менее, Hs-129
был запущен в серийное производство. Зимой 1940 года Вермахт и Люфтваффе
готовились к крупным танковым сражениям на западном фронте, а в этих
условиях противотанковый самолет, даже столь убогий, как «Хеншель», пришелся
ко двору. В феврале фирма получила заказ на 12 предсерийных Hs-129A-0. За
ними должны были последовать 16 машин первой серии Hs-129A-1.
Но
события на фронте развивались быстрее, чем работал сборочный конвейер
Хеншеля. Первый экземпляр «нулевой» серии поднялся в воздух в июне 1940
года, то есть уже после того, как французская армия и английский
экспедиционный корпус были разгромлены германскими войсками. Специальных
противотанковых штурмовиков для этого не понадобилось. Все экземпляры серии
А-0 в ноябре 1940 года поступили в спецподразделение 5.
(Schlacht)/Lehrgeschwader 2, предназначенное для подготовки пилотов и
выработки тактики боевого применения противотанковой авиации. К выпуску
серии А-1 так и не приступили, а вместо этого от фирмы потребовали
значительно повысить летные данные самолета и коренным образом улучшить
условия работы летчика.
Можно
сказать, что с первой частью задачи фирма «Хеншель» кое-как справилась.
Правда, в этом заслуга не только ее инженеров, а еще и немецкой армии,
захватившей на складах в оккупированной Франции большое число моторов
«Гном-Рон» 14М и винтов «Ратье» к ним. Максимальная мощность этих «движков»
составляла 700 л.с. Установка их на Hs-129 вместо «Аргусов» позволяла
повысить энерговооруженность машины почти в полтора раза. Работы по замене
силовой установки начались зимой 1940-41 годов. За основу взяли третий
прототип Hs-129V-3. Применение более тяжелых моторов вызвало смещение центра
тяжести вперед, что потребовало перекомпоновки внутреннего оборудования и
изменения формы крыла. Консоли со стреловидной передней кромкой были
заменены на прямые. Такой же переделке подверглись недостроенные машины
серии А-1, получившие после замены двигателей индекс В-0.
Что
касается облегчения жизни пилота, то в этом отношении ограничились лишь
увеличением площади остекления сдвижной части фонаря. Кабина же осталась
прежней, так как для ее расширения пришлось бы переделывать весь фюзеляж.
Устаревшие пушки MGFF заменили на более совершенные MG-151/20. В числе
прочих доработок - замена лобового бронестекла, ранее состоявшего из двух
частей, на цельную прозрачную панель, а также изменение формы носовой части,
ставшей чуть более округлой. 19 марта 1941 г. «Хеншель» с французскими
моторами впервые оторвался от земли. После облета машину перегнали в
испытательный центр Люфтваффе в Рехлине. Туда же со временем поступили и
самолеты серии В-0. По словам испытателей, летные характеристики штурмовика
значительно повысились. Возросла скорость, скороподъемность, потолок.
Появилась возможность лететь на одном моторе. Однако полеты на «Хеншеле»
по-прежнему напоминали «старую китайскую пытку». Управление оставалось
тяжелым, обзор - плохим, а кабина - тесной. Мало того, французские моторы
оказались весьма капризными, ненадежными и чувствительными к пыли. Из-за
отказа двигателей в ходе испытаний разбился еще один самолет.
Между
тем нападение на Советский Союз и первые бои с Красной армией показали, что
германская разведка сильно ошиблась в определении количества танков,
которыми обладал новый противник. Танков оказалось много, гораздо больше,
чем предполагалось. Таким образом, вопрос о противотанковом штурмовике снова
приобрел первостепенную важность. Осенью того же года принимается решение о
развертывании серийного выпуска «Хеншеля» Hs-129B-1. Первый серийный
экземпляр покинул сборочный цех 21 декабря. В дальнейшем производство со
скрипом набирало обороты: в январе 1942-го собрали три самолета, в феврале -
еще три, в марте - шесть, зато в апреле - аж 33. В мае на смену Hs-129B-1
пришла модификация Hs-129B-2 с незначительными конструктивными отличиями. В
частности, были внесены изменения в бензосистему, укорочены выхлопные
патрубки, круглый воздухозаборник карбюратора заменен прямоугольным и убрана
мачта антенны. Всего до конца года фирма построила 219 штурмовиков обеих
модификаций.
Подобно многим немецким машинам, «Хеншель» оснащался различными типами
подвесного сменного вооружения, так называемыми «рустзатц» (Rustsatz). Смена
подвесок могла осуществляться в полевых условиях силами аэродромного
персонала. Известны следующие варианты «рустзатц»:
-
R1 -
два подкрыльевых пилона ETC 50 для 50-килограммовых фугасных бомб или
контейнеров АВ 24, содержащих по 24 двухкилограммовых противопехотные
бомбочки.
-
R2 -
подфюзеляжный контейнер с 30-миллиметровой противотанковой пушкой МК 101 и
боекомплектом в 30 снарядов. R2 мог применяться одновременно с R1. Примерно
с лета 1943 г. вместо МК 101 начали ставить новую 30-миллиметровую пушку МК
103 с боезапасом в 100 снарядов. Иногда ее устанавливали без
кожуха-обтекателя.
-
R3 -
подфюзеляжная «батарея» из четырех пулеметов MG 17 без обтекателей с
боекомплектом по 500 патронов на ствол. Также могла устанавливаться
совместно с R1. Широкого распространения эта установка не получила и вскоре
была снята с вооружения. На Hs-129B-2 индекс R3 присвоили другому
«рустзатцу» - 37-ми-лиметровой противотанковой пушке ВК 3,7 с боекомплектом
в 12 снарядов. По некоторым данным, машин с такими пушками построено всего
10-12 штук, и на фронт они не попали.
-
R4 -
четыре пилона ETC 50 под фюзеляжем. Применялась совместно с R1. Вместо R4 на
подфюзеляжном узле можно было подвесить бомбу калибром до 250 кг или
топливный бак на 300 литров.
-
R5 -
внутрифюзеляжная установка аэрофотоаппарата «Робот» Rb 20/30 или Rb50/30 за
счет уменьшения боекомплекта к бортовому оружию.
Любой
«рустзатц» намного снижал и без того не слишком высокие летные данные
штурмовика. Однако без подвесных пушек и бомбовых пилонов «Хеншель» не
представлял почти никакой боевой ценности. Его встроенное вооружение
отвечало требованиям пяти-шестилетней давности, - времен броневиков,
танкеток и легких танков с противопульной броней. А против новой техники с
противоснарядным бронированием двадцатимиллиметровые пушки были бессильны.
Поэтому ради возможности поразить цель приходилось жертвовать скоростью и
маневренностью. Контрнаступление советских войск под Москвой заставило
немцев ускорить работы по формированию частей противотанковой авиации. В
январе 1942 г. был создан штурмовой авиаполк, вооруженный за неимением
лучшего старыми истребителями «Мессершмитт» Bf-109E и еще более древними
«Хеншелями-123». Одну из эскадрилий этого полка вскоре перевооружили первыми
поступившими с завода «Хеншелями-129». К середине апреля эскадрилья получила
12 Hs-129B-1 и приступила к интенсивным тренировкам на авиабазе Липштадт в
северо-западной Германии.
10 мая
эскадрилью перебросили в Россию. Она вошла в состав 4-го воздушного флота,
размещенного в Крыму и на южном фланге советско-германского фронта.
Сначала штурмовики предполагалось использовать в решающем наступлении на
Севастополь, но потом решили, что больше пользы они принесут при ликвидации
окруженной группировки советских войск южнее Харькова. В начале июня
«Хеншели», оснащенные пушками МК 101, начали совершать вылеты на штурмовку в
район «изюм-барвенковского котла». Действуя против частично
деморализованных, лишенных поддержки с воздуха и испытывающих острую
нехватку боеприпасов частей Красной армии, немецкие летчики доложили об
уничтожении 23 танков и большого количества пехоты. О собственных боевых
потерях немцы ничего не сообщают, однако пишут, что из-за постоянных отказов
двигателей и хронической нехватки запчастей боеспособность эскадрильи быстро
сошла к нулю. Впрочем, судя по всему, потери были. Косвенным свидетельством
того являются доклады о недостаточном бронировании силовых установок
«Хеншелей» (5-миллиметровые бронекапоты пробивались даже обычными пулями) и
о высокой уязвимости «Гном-Ронов».
Кстати, проблемы с «Гном-Ронами» так и остались постоянной «головной болью»
пилотов «Хеншелей» на протяжении всей их боевой службы. По разным причинам
моторы нередко глохли в полете, а иногда и загорались. Некоторые авторы
объясняют это диверсиями французского антифашистского подполья, которое
якобы научилось так хитро портить двигатели, что дефекты проявлялись только
спустя несколько месяцев. Но никаких доказательств этой гипотезы никто не
приводит, да и вряд ли она имеет под собой почву. Во всяком случае, немецкие
специалисты наверняка бы сумели в конце концов разобраться, где просто
поломка, обусловленная недостатком конструкции, а где диверсия.
Пыль
русских полей стала дополнительным злом для французских моторов. Пыль
забивала карбюраторы, приводила к быстрому износу клапанов, цилиндров и
поршневых колец. С первых же дней аэродромные механики твердили о
необходимости срочно снабдить машины противопыльными фильтрами. Но фильтры
поступили в Россию только через пять месяцев, в сезон осенних дождей, когда
потребность в них надолго отпала. В целом оценка штурмовиков «Хеншель» со
стороны фронтовых пилотов была далека от восторга. Отмечая все те
недостатки, о которых уже говорилось в статье, они к тому же недоумевали,
почему новый самолет лишь ненамного быстрее старого Ju-87 и при этом гораздо
менее маневренный? Но руководство Люфтваффе сохраняло невозмутимость, уповая
на то, что немецкая авиация все еще обладает господством в воздухе.
Летом
1942 г. вышел приказ о том, чтобы каждая истребительная эскадра восточного
фронта имела в своем составе противотанковую эскадрилью на Hs-129. Первой и
последней такой эскадрильей стал «панцер ягер штаффель» под командованием
обер-лейтенанта Эггерса в составе 51-й истребительной эскадры «Мёльдерс». «Штаффель»
из восьми самолетов воевал с 11 августа до 16 сентября на центральном
участке фронта. За это время его пилоты совершили 73 боевых вылета и
уничтожили, по немецким данным, 29 танков. Еще одна противотанковая
эскадрилья 8./Sch. G.1 прибыла на южный участок советско-германского фронта
в ноябре 1942-го, незадолго до начала знаменитого контрнаступления наших
войск под Сталинградом. В развернувшемся сражении немецкие летчики всеми
силами пытались сдержать натиск Красной армии, но безуспешно. Эскадрилья
понесла большие потери от зенитного огня и была отведена в тыл на
переформирование. Ей на смену перебросили из-под Москвы эскадрилью Эггерса.
В начале января 1943 г. 8./Sch. G.1, получив с завода новые машины,
вернулась на фронт. За две недели боев «Хеншели» вывели из строя еще 26
танков. 27 января эскадрилью, в которой осталось шесть самолетов, перевели в
район Курска.
К
весне 1943 г. стало ясно, что пушки МК 101 не пробивают броню
«тридцатьчетверок» и КВ. К тому же летчики жаловались на низкую надежность
этих орудий и малый боекомплект. В отчете оперативного офицера генерального
штаба Люфтваффе о боевом применении противотанковой авиации говорилось: «МК
101 во многих случаях проявили себя как недостаточно эффективное оружие.
Вражеские танки часто сохраняли подвижность и боеспособность даже после
нескольких прямых попаданий. Необходимо оснастить Hs-129 более мощным
оружием, способным вывести из строя вражеский танк с одного или двух
попаданий». Как бы в ответ на это пожелание с лета 1943-го «Хеншели» начали
оснащать новыми подвесными пушками МК 103. При том же калибре и массе
снаряда, что и МК 101, они имели большую
скорострельность, чем МК 101 (420 выстрелов в минуту против 240).
Боекомплект к пушке был увеличен до 100 снарядов.
За счет большей
скорострельности МК 103 обеспечивалась несколько большая вероятность
поражения наземных целей. Расчеты показывают, что применительно к
сложившимся условиям боевого применения Hs-129B-2 с пушкой МК 103 в период
1943-45 гг. вероятность боевого успеха одиночного "хеншеля" в одном
боевом вылете при поражении советской техники могла составлять: средних
танков - 0,02; легких танков всех типов - около 0,05; бронемашины -
0,09; автомашины - 0,14; артиллерия на позиции - 0,03; переправы
(наплавной мост типа ТПМ) - 0,002. Этот результат лучше, чем при
использовании пушки МК 101, но все равно нельзя признать высоким и
соответствующим требованиям войны. Отметим, что уже на фронте с
наступлением холодов выяснилось, что пушки МК 103, так же как и МК 101,
совершенно не выносят морозов и отказывают. Надежность автоматики пушки
также оставляла желать много лучшего. По этим причинам пилоты "хеншелей"
вынужденно использовали в бою противотанковые кумулятивные авиабомбы
SD4. Но в связи с их небольшим количеством на борту эффективность боевых
вылетов Hs-129B была небольшой.
Hs-129B-2 с новыми пушками стали поступать на фронт накануне Курской битвы.
Наряду с «Тиграми», «Пантерами» и «Фердинандами» им надлежало сокрушить
бронетанковую мощь Советского Союза. Четыре эскадрильи «Хеншелей» под общим
командованием гауптманна Бруно Мейера были сосредоточены в районе Курского
выступа. И в начальной фазе сражения им удалось достичь крупных успехов. 8
июля все четыре эскадрильи в течение дня поочередно атаковали под прикрытием
«Фокке-Вульфов» советскую танковую колонну, шедшую к линии фронта. Атаки
производились сзади, чтобы поражать танки в наименее защищенный моторный
отсек.
К
сожалению, наше командование не позаботилось о надежном зенитном прикрытии
бронеколонны. В итоге было уничтожено и повреждено (опять-таки по немецким
данным) более 80 единиц бронетехники. Намеченный контрудар во фланг 2-го
танкового корпуса СС не состоялся. «Хеншели» в тот день потерь не имели. 8
июля 1943 года, без сомнения, стало звездным часом немецкой противотанковой
авиации. Ни до, ни после того ей не удавалось добиться подобных результатов.
Однако на общий исход сражения этот тактический успех не оказал никакого
влияния. К осени 1943 года на советско-германском фронте воевали шесть
эскадрилий «Хеншелей», входившие в состав 1-й и 2-й бомбардировочных эскадр,
а также 51-й истребительной эскадры «Мёльдерс». 18 октября произошла
реорганизация, в ходе которой все противотанковые эскадрильи включили в
состав нового соединения - 9-й штурмовой эскадры (Schiachtgeschwader 9).
Одна эскадрилья стала штабной, остальные получили номера с 10 по 14. Штабную
эскадрилью возглавил отличившийся в боях под Курском Бруно Мейер.
«Хеншели»
активно участвовали в боях на Украине, пытаясь остановить наступление
Красной армии и неся при этом тяжелые потери. Но убыль самолетов быстро
восполнялась за счет поставок с завода, благодаря чему общая численность
штурмовиков в противотанковых эскадрильях постоянно держалась на уровне
50-60 машин. Надо отметить, что в 1943 году объем производства «Хеншелей»
достиг максимальной величины и составил 414 экземпляров. Начиная с июля, из
заводских цехов выходило в среднем по 40 машин ежемесячно. Темпы выпуска
могли быть и выше, если бы не регулярные налеты американских тяжелых
бомбардировщиков на Шёнефельд. Суровая зима 1943-44 годов принесла немецким
летчикам еще один неприятный сюрприз. Выяснилось, что пушки МК 103 на морозе
замерзают и отказываются работать. В качестве вынужденной меры пришлось
использовать вместо пушек кумулятивные противотанковые бомбы, хотя при
сбрасывании с горизонтального полета шанс попасть был довольно низок.
Весной
1944 года «Хеншели» продолжали воевать на Украине, в Молдавии и в Крыму,
причем картина этих боев все чаще складывалась не в пользу немцев. Рост
числа советских истребителей и мастерства их пилотов вызывал неуклонное
повышение потерь в германской штурмовой авиации. У наших летчиков
медлительный, неповоротливый и «полуслепой» «Хеншель» считался легкой
добычей. Спастись за счет скорости он не мог, а броня не защищала от
снарядов советских авиапушек. Даже у «Юнкерса-87» благодаря его
маневренности и задней огневой точке было больше шансов отбиться от атак
истребителей. По воспоминаниям известного советского аса Ивана Кожедуба,
среди его товарищей Hs-129 носил язвительное прозвище «пародия на
штурмовик».
В этой
связи показателен бой, проведенный И.Кожедубом в мае 1944-го над Яссами.
Возвращаясь с задания во главе четверки истребителей, он заметил над линией
фронта девять «Хеншелей» под прикрытием четырех «Фокке-Вульфов» (к тому
времени немцы уже не рисковали применять штурмовики без истребительного
эскорта). Несмотря на то что горючего и патронов оставалось «в обрез», он
решил атаковать. Приказав ведомым связать боем прикрытие, Кожедуб с двух
заходов, как говорится «в легкую», сбил два «Хеншеля». Затем советские
истребители спокойно вышли из боя и на последних литрах бензина вернулись на
аэродром. По немецким данным, один штурмовик действительно был сбит, а
второй, хотя и сильно поврежденный, сел на вынужденную.
В 1943
году в СССР вышел учебник для курсантов летных училищ «Тактика
истребительной авиации», в котором подробно рассматривались
тактико-технические характеристики германских самолетов, их сильные и слабые
стороны, особенности вооружения и бронирования. Таким машинам, как Bf.109,
FW-190, Ju-88, Do-215 и некоторым другим в книге посвящены целые главы. «Хеншелю»
же отвели всего полстранички. После краткого техописания и схемы бронезащиты
был сделан вывод, что самолет можно безнаказанно атаковать с любых
направлений, кроме атаки в лоб. Такое отношение весьма характерно: «Хеншель»
просто не принимали всерьез как воздушного противника. В качестве
противотанковой машины «Хеншель» также уступал своему «старшему товарищу» -
Ju-87G. Две 37-миллиметровые пушки «Юнкерса» являлись гораздо более
эффективным оружием, чем одна 30-миллиметровка «Хеншеля». Кроме того,
«Юнкерс», за счет лучшей маневренности и более легкого управления, было
гораздо проще навести на цель. В 1944 году появилась модификация «Хеншеля» с
37-миллиметровой пушкой (Rustsatz R3), но она так и не пошла в серию,
поскольку решили, что эти пушки все-таки лучше ставить на «Юнкерсы».
Несмотря на то что пилоты «Хеншелей» продолжали слать победные реляции о
десятках разбитых танков, эффективность этой машины вызывала у командования
все больше сомнений. Здесь надо отметить, что заявления летчиков об
уничтожении целей, как правило, не подтверждались ничем, кроме их
собственных слов. На большинстве штурмовиков фотокинопулеметы отсутствовали,
но даже если они и были, то на пленке фиксировалось только попадание, а не
его последствия. Между тем, лобовую и бортовую броню советских танков пушки
«Хеншеля» по-прежнему не пробивали.
Стремясь «вдохнуть новую жизнь» в явно неудачную машину, немцы лихорадочно
придумывали все более фантастичные варианты противотанкового вооружения
«Хеншеля». Для отработки этих вариантов одну из штурмовых эскадрилий (11.
(Pz)/SG9) в январе 1944-го вывели с фронта на тыловой аэродром Удетфельд.
Там она получала название «Экспериментальная команда 26» и приступила к
испытаниям различных образцов «чудо-оружия». Среди них неуправляемые ракеты
W.Gr.21 и W.Gr.28 калибром 210 и 280 мм, НАР «Панцерблитц 1» и «Панцерблитц
2» калибром 70 и 55 мм. Пытались установить даже огнемет «Геро» с баком на
300 л. огнесмеси в подфюзеляжном контейнере. Но все эти системы на «Хеншеле»
оказались неэффективны.
Самым
оригинальным был противотанковый комплекс SG 113A «Форстерзонд». Он
представлял собой шестиствольную пусковую установку, расположенную за
фюзеляжным бензобаком. Стволы калибра 77 мм. были направлены вниз-назад под
углом 15° от вертикали. Каждый из них содержал подкалиберный
45-миллиметровый снаряд в оболочке. Система приводилась в действие с помощью
магнитного детектора, который реагировал на крупные металлические предметы.
Т-образная антенна детектора размещалась в носовой части фюзеляжа. При
пролете самолета над танком автоматически производился выстрел. «Форстерзонд»
долго испытывался на трех экземплярах Hs-129B, но в серию не пошел.
Возможно, немцы так и не смогли «научить» систему отличать свой танк от
вражеского или просто от кучи металлолома.
Несмотря на низкие противотанковые
свойства "хеншелей", их выпуск наращивался, и к осени 43-го на восточном
фронте воевало уже шесть эскадрилий Hs-129B. Благодаря поставкам с завода
общая численность штурмовиков Hs-129B в противотанковых эскадрильях
постоянно держалась на уровне 50-60 машин. В октябре 1943 г. завершились
испытания опытного Hs-129B-2 (зав. № 0280), оснащенного противотанковой
пушкой ВК3.7 в подвесном подфюзеляжном контейнере (боекомплект 12
снарядов) - так называемый "рустзатц" 3. Пушки MG151/20 в этом варианте
снимались. Пилотирование штурмовика с пушкой ВК3.7 в сравнении с
машинами со стандартным составом вооружения усложнилось еще более. Из-за
сильной отдачи ВК3.7 при стрельбе в воздухе и специфики размещения их на
машине, Hs-129B-2/R3 испытывал сильный пикирующий момент и возникала
раскачка самолета в продольной плоскости. По показаниям пленных немецких
летчиков управление Hs-129B-2/R3 оказалось настолько трудным, что точное
прицеливание и удерживание линии визирования на цели во время стрельбы
стало почти невозможным. Прицельным мог быть только первый выстрел.
Пикирование под углом 30 фактически было невыполнимым. Анализ схемы
бронирования советского среднего танка Т-34-76 и возможностей немецкой
пушки ВК 3.7 показывает, что при углах планирования Hs-129B-2/R3 около
20° подкалиберный снаряд к пушке мог пробить 52 мм броню башни
"тридцатьчетверки" только при стрельбе с дистанции не более 300 м, а
бортовую 40-мм броню - 600 м. Однако время ведения эффективной стрельбы
составляло 2,8 сек при стрельбе по башне и 7 сек при стрельбе в борт
(минимально допустимая высота для маневра на выводе 25-20 м). То есть
"эффективным" при поражении башни мог быть лишь один снаряд, а при
поражении борта - максимум три снаряда...
Поражение танка Т-34-85 было возможным
только с пикирования под углом 10-20° в случае попадания снаряда в
заднюю часть башни (толщина брони 52 мм) с дистанций до 400 м и в борт
танка (толщина брони 45 мм) с дистанции до 500 м. Но площадь этих частей
танка была небольшой. Надмоторная броня и броня крыши башни советских
"тридцатьчетверок" поражалась подкалиберным снарядом к пушке ВК 3.7 при
стрельбе с 300 м только при углах пикирования не менее 30°. Однако
пилотирование Hs-129B-2/R3, прицеливание и стрельба из пушки на таких
углах было исключительно сложным делом. При меньших углах пикирования
стрельба с любых дистанций давала рикошеты. Оценки показывают, что в
реальных боевых условиях пилот Hs-129B-2/R3 с пушкой ВК 3.7 мог
обеспечить вероятность поражения среднего советского танка Т-34-76 в
одном заходе при стрельбе подкалиберными снарядами (атака сбоку, угол
планирования около 20°, дистанция открытия огня 300-400 м) в самом
лучшем случае не выше 0,01. То есть для гарантированного выведения из
строя на поле боя одной "тридцатьчетверки" командованию люфтваффе
необходимо было выделять свыше пяти десятков Hs-129B-2/R3.
В результате Hs-129B-2/R3 с пушкой ВК 3.7
в крупную серию не запускался. По имеющимся данным было построено около
10-12 таких штурмовиков, но ни один из них на фронт не попал. Отметим,
что при оценке противотанковых возможностей люфтваффе необходимо
учитывать весьма ограниченные возможности немецкой промышленности по
производству подкалиберных снарядов всех типов (главным образом, из-за
недостатка вольфрама и молибдена) и снабжению ими боевых авиагрупп.
Легирующих материалов в Германии не хватало даже для изготовления
танковой брони. Поэтому говорить о массовом производстве подкалиберных
бронебойных авиационных снарядов и, соответственно, о массовом их боевом
применении на поле боя, в сравнении с тем эффектом, который давали
подкалиберные бронебойные снаряды больших калибров (орудия ПТО,
противотанковых СУ, танков и САУ), видимо, все же не правомерно.
Как известно, несмотря на наличие крупных
месторождений никеля, вольфрама и молибдена, в СССР подкалиберные
бронебойные снаряды к 37-мм и 45-мм авиационным пушкам серийно не
производились (хотя и были отработаны опытные образцы) - предпочтение
было отдано обеспечению необходимыми материалами производства
подкалиберных снарядов для танковых пушек и орудий ПТО. При этом в
войсках Красной Армии подкалиберные снаряды выдавались командирам орудий
истребительно-противотанковых полков только под личную ответственность и
на счет, а утрата хотя бы одного снаряда грозила последним, суровым
наказанием - вплоть до разжалования в рядовые...
В августе 1944 г. на полигоне в Тарневиц был
испытан новый вариант бронированного "хеншеля" - Hs-129B-3/Wa. На вооружении
последнего стояла 75-мм противотанковая пушка ВК 7.5 (боезапас 12 снарядов в
барабанном магазине). Пушки MG151/20 в этом варианте снимались, но пулеметы
MG 17 оставались (использовались для пристрелки). Пушка ВК 7.5 представляла
собой авиационную модификацию полевой противотанковой пушки РАК 40. Для нее
был разработан новый лафет, облегченный дульный тормоз, автомат заряжания и
барабанный механизм на 12 снарядов. Масса всей установки на самолете
составляла около 450 кг. Конструкцией предусматривался аварийный сброс
контейнера вместе с пушкой. Одного попадания бронебойного снаряда пушки ВК
7.5 было достаточно, чтобы вывести из строя любой советский танк. Во время
полигонных испытаний снаряды устойчиво пробивали броню башен не только
"тридцатьчетверок", но и тяжелого танка ИС-2. Считалось, что новый штурмовик
в боевых условиях будет способен успешно поражать советские танки всех типов
с дистанции стрельбы порядка 1000 м. В этой связи на штурмовик вместо
коллиматорного прицела Revi С12/С установили телескопический ZFR 3В.
Первые
три экземпляра штурмовиков с 75-миллиметровыми пушками передали
«экспериментальной команде» в июле 1944 года. Самолеты прибыли на полигон
Тарневиц для испытательных стрельб по трофейным советским танкам. Результаты
испытаний привели немцев в восторг. Снаряды дырявили башни Т-34 и даже
ИС-2. Однако испытательные
полеты показали, что Hs-129B-3/Wa
едва держится в воздухе, а максимальная скорость не превышает 250 км/ч.
Наличие большого обтекателя пушки сильно снижало путевую устойчивость
штурмовика. В сравнении с предыдущими вариантами пилотирование нового "хеншеля"
усложнилось еще более. Поскольку ствол пушки находился примерно на один
метр ниже продольной оси, проходящей через центр тяжести самолета, то
вследствие большой отдачи пушки при стрельбе в воздухе возникал сильный
пикирующий момент, и появлялась раскачка машины в продольной плоскости.
Введение поправок в прицеливание после каждого выстрела было делом очень
трудным, поэтому прицельным мог быть только один выстрел - первый.
Но несмотря на столь плачевные результаты
испытаний, было решено запустить новый штурмовик в серийное
производство. Главное - наконец-то
получен самолет, способный реально бить советские танки! Новый штурмовик
получил индекс Hs-129B-3 и неофициальное прозвище «консервный нож» (Buchsenoffner).
Его немедленно запустили в серию, однако, это совпало с принятием так
называемой «экстренной истребительной программы». В соответствии с ней из-за
острой нехватки ресурсов сворачивался выпуск всех типов боевых самолетов,
кроме истребителей. Но для «Хеншеля» на время сделали исключение. С июля по
сентябрь было собрано примерно 25 экземпляров Hs-129B-3. Точных данных об их
количестве не сохранилось. О боевом применении этих монстров немцы также
ничего не пишут, а значит писать, скорее всего, не о чем. Ведь если бы были
хоть какие-то успехи, то зачем их скрывать? Только приведенные здесь
фотографии свидетельствуют, что В-3 все-таки попали на фронт, а по крайней
мере один стал трофеем Красной армии.
В течение июля-октября 1944 г. немцы сумели
выпустить примерно 25 самолетов этого типа, которые приняли, надо сказать,
без особого успеха участие в боевых действиях на Восточном фронте. Имеются
сведения, что в конце октября первые серийные Hs-129B-3 поступили в 13.(Pz)/SG9.
Несколько позже новые "хеншели" поступили и в 12.(Pz)/SG.9, но в связи с
тем, что 12-я эскадрилья 1 января 1945 г. была пересажена на "фокке-вульфы",
"консервные ножи" были переданы в 10. и 14.(Pz)/SG9.
В
конце сентября 1944-го постройка «Хеншелей» окончательно прекратилась. Всего
за девять месяцев этого года фирма успела сдать 225 самолетов, ровно вдвое
меньше запланированного. Общий же итог серийного выпуска составил 871
экземпляр, из них 859 Hs-129B. Надо упомянуть еще о двух проектах,
относящихся к «Хеншелю», которые так и остались на бумаге. Один из них
предусматривал установку на машине V-образных итальянских двигателей
воздушного охлаждения Изотта-Фраскини «Дельта» мощностью по 840 л.с. Кроме
того, самолет планировалось вооружить двумя пушками МК 103 в подфюзеляжной
дистанционно управляемой турели. Разработку довели до стадии продувочного
макета, но выход Италии из войны сделал невозможной поставку двигателей, и
работы прекратились.
Вторым
был проект оснащения Hs-129 катапультным креслом. Необходимость подобной
меры вытекала из специфики боевого применения «Хеншеля». Штурмовик почти
всегда действовал с малых высот, а при поражении зенитным огнем у летчика
обычно не оставалось времени, чтобы покинуть кабину (кстати, вспомним ее
тесноту) и воспользоваться парашютом. Весной 1944 года на один из «Хеншелей»
в опытном порядке поставили катапультное сиденье. Чем закончились
эксперименты, неизвестно, но в любом случае ни одна из серийных машин такого
средства спасения не получила. Однако вернемся на советско-германский фронт.
К концу июня 1944 года там насчитывалось 59 германских «Хеншелей» (были еще
румынские, но о них - позже). По 15 машин числилось в 10-й и 14-й
эскадрильях, базировавшихся в Тротусе на территории Румынии, 7 самолетов - в
12-й эскадрилье (аэродром Стрый, Закарпатье), 16 штурмовиков - в 13-й и 6 -
в штабной эскадрилье (две последние - на польском аэродроме Лисятичи).
Прекращение поставок новых штурмовиков привело к быстрому уменьшению их
численности. К весне следующего года на «Хеншелях» продолжали летать только
две эскадрильи - штабная и 10-я. 12-ю пересадили на «Фокке-Вульфы», а 13-я и
14-я из-за потерь были расформированы. Последние боевые вылеты Hs-129
совершили в марте 1945-го с австрийского аэродрома Клагенфурт. География
боевого применения «Хеншелей» не ограничивалась восточным фронтом. Еще 2
ноября 1942 года штурмовая эскадрилья в составе 12 машин стартовала с
аэродрома Деблин-Ирэна в дальний перелет через всю Европу и Средиземное
море. Конечной точкой маршрута был Египет, где воевал против англичан
«Африканский корпус» Вермахта под командованием генерала Роммеля. Три
самолета разбились по дороге из-за отказов двигателей. Остальные достигли
цели 18 ноября и сразу начали совершать полеты на штурмовку британских
позиций. Но боевая служба первой эскадрильи «Хеншелей» на черном континенте
оказалась короткой. Африканский песок разъедал французские моторы еще
быстрее, чем русская пыль. Двигатели приходилось ремонтировать ежедневно, и
все равно отказы следовали один за другим. К концу года в строю остался один
самолет, причем немцы утверждают, что только одну машину из восьми погибших
сбили зенитчики, а остальные пали жертвой собственных моторов. Последний «Хеншель»
в конце декабря эвакуировали в Триполи, где его вскоре захватили англичане.
Несмотря на столь плачевный дебют, немцы уже в январе 1943-го перебросили в
Африку еще одну противотанковую эскадрилью. На этот раз «Хеншели» имели
достаточно надежные противопыльные фильтры. Первоначально численность
эскадрильи составляла всего семь машин, но затем благодаря пополнениям она
возросла в феврале до десяти, а в марте - до 16 самолетов. И все равно этого
было слишком мало, чтобы сдержать массированное наступление войск союзников.
«Африканский корпус» потерпел поражение. В мае штурмовики эвакуировались на
Сардинию, откуда их вскоре отправили на восточный фронт. А во время Курской
битвы наши летчики порой удивлялись, встречая в воздухе немецкие самолеты в
песочно-желтой окраске...
Еще
раз союзники встретились с «Хеншелями» в июне 1944 года, вскоре после
высадки в Нормандии. Учебную эскадрилью III./SG 151 перебросили с парижского
аэродрома Орли в прифронтовой городок Кан. В течение нескольких дней
штурмовики атаковали наступавшие на город английские войска. Подробности
этих действий и дальнейшая судьба эскадрильи неизвестны. Любопытно, что в
книге известного английского историка Макса Хастингса «Операция Оверлорд»,
детально описывающей все перипетии боев Нормандии, ничего не говорится о «Хеншелях».
За годы войны по крайней мере несколько Hs-129 попали в руки союзников.
Возможно, первым из них стал штурмовик, захваченный советскими войсками
зимой1942-43 годов под Сталинградом. Уже летом 1943-го эта машина
красовалась на выставке трофейного вооружения в московском парке имени
Горького. О самолете, доставшемся англичанам в Триполи, мы уже упоминали.
Его вывезли на Британские острова и подвергли всесторонним летным
испытаниям. На время штурмовик получил английский камуфляж, опознавательные
знаки и бортовой номер. Еще один «Хеншель», захваченный американцами в
Тунисе или на Сардинии, уплыл в Штаты, где также активно испытывался. К
сожалению, ни одна из этих машин не сохранилась до наших дней.
Единственной страной, кроме «Тысячелетнего Рейха», чьим пилотам пришлось
вдоволь повоевать на «сто двадцать девятых», была Румыния. Правда, в 1943
году немцы попытались навязать их еще и мадьярам, но те не проявили
интереса, и дело ограничилось четырьмя экземплярами. Один венгерский «Хеншель»
разбился в ознакомительном полете, а остальные приписали к... ночной
истребительной эскадрилье. Ни одного боевого вылета за ними не числится.
Румыны оказались более сговорчивы. В мае 1943 года они получили 40 Hs-129B,
которые вошли в состав 8-й ударной авиагруппы (Grupul 8 Asalt). Авиагруппа
пересела на «Хеншели» с устаревших пикирующих бомбардировщиков IAR-81.
Возглавил группу, состоящую из трех эскадрилий, капитан Кара Иоан. 22 июня
румынские «Хеншели» прибыли на фронт. До конца года они воевали против
наступающих советских войск на территории Украины. Потери составляли 23
самолета. В начале следующего года была получена новая партия штурмовиков,
что позволило довести численность группы до полного состава. Судя по
документам и фотоснимкам, румынские «Хеншели», в отличие от немецких, не
были оборудованы подвесными пушками. Поэтому применялись они главным образом
в качестве легких бомбардировщиков.
В
августе 1944-го Румыния из союзника гитлеровской Германии превратилась в ее
противника. В авиагруппе на тот момент насчитывалось 32 самолета, из которых
лишь 10 сохраняли боеспособность. Вскоре Красная армия захватила на одном из
немецких аэродромов семь вполне исправных «Хеншелей». Штурмовики передали
румынам, и 8-я авиагруппа, сменив желтые кресты на трехцветные круги,
вступила в бой со своими недавними «братьями по оружию». Самолеты, как и
прежде, использовались в основном для бомбардировки складов, обозов,
автоколонн и других тыловых объектов. Смена опознавательных знаков не всегда
спасала от огня советских зенитчиков, привыкших в любом случае стрелять по
хорошо узнаваемым силуэтам «Хеншелей». В октябре наши артиллеристы
«завалили» двух новых союзников. Еще двоих румын в том же месяце сбили «Фокке-Вульфы»,
а в ноябре очередной штурмовик был расстрелян «Мессершмиттом». Немцам,
кстати, приходилось не легче, чем нашим, ведь теперь на одном участке фронта
летали как свои, так и чужие «Хеншели».
В
январе 1945-го «румынские антифашисты» потеряли еще четыре штурмовика: один
был сбит зенитным огнем (история умалчивает, чьим именно), один разбился
из-за ошибки пилота и еще двое пропали без вести. С февраля по первую декаду
мая румыны бомбили немецкие войска на территории Венгрии и Чехословакии.
Потери составляли четыре машины. Последнюю из них немцы сбили 16 апреля.
Вероятно, это был вообще последний «Хеншель», сбитый на войне, так как
уцелевшие к тому моменту штурмовики Люфтваффе уже не летали из-за нехватки
топлива. А последний боевой вылет румыны совершили 11 мая, то есть через два
дня после официального завершения войны. Бомбежке подверглись части армии
Власова в окрестностях Праги, которые не хотели сдаваться советским войскам
и с боями пробивались на запад, в американскую зону оккупации.
На
этом закончилась история неудачного детища фирмы «Хеншель». А вместо эпилога
можно привести слова пилота Hs-129, одного из тех немногих, кому
посчастливилось выжить. «Полеты на «Хеншеле» до сих пор снятся мне в
ночных кошмарах. Управление рулями было настолько тугим, что это делало
почти невозможной точную наводку на цель. Чтобы перевести машину из снижения
в горизонтальный полет, требовалось обеими руками изо всех сил тянуть на
себя ее проклятую короткую ручку. Но особо коварным «Хеншель» становился на
посадке, тем более в ветреную погоду. Единственной вещью на этом самолете,
которая не вызывала у нас нареканий, был набор для аварийной посадки за
линией фронта, состоящий из автомата, противогаза и стальной каски...»
Техническое
описание.
Штурмовик «Хеншель-129» - двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий
моноплан с гладкой дюралевой обшивкой.
Фюзеляж
- полумонокок трапециевидного сечения конструкционно делился на три секции:
бронекабину пилота, центральную и хвостовую части. Бронекабина сварная из
стальных листов толщиной от 6 миллиметров (верх и борта) до 12 (днище,
передняя и задняя стенки). Лобовое бронестекло толщиной 75 миллиметров.
Сдвижная часть фонаря имела дюралевый каркас и плексиглассовое остекление.
Боковые стекла кабины оборудованы сдвижными «форточками». На левой
«форточке» желтой краской наносились специальные линейки под углом от 0 до
30° к продольной оси самолета. Они служили летчику ориентиром при
определении угла снижения. Некоторые машины оснащались зеркалом заднего
вида, укрепленным на раме лобового бронестекла.
Снаружи кабины, перед бронестеклом укреплялся коллиматорный прицел «Реви»
12/С в специальном бронированном футляре. Кресло пилота состояло из
бронеспинки с бронезаголовником, парашютной «чашки» и механизма регулировки
по высоте с ручным приводом. Общая масса бронекабины с сиденьем - 469 кг.
Центральная часть фюзеляжа крепилась к бронекабине на болтах. Она состояла
из двух силовых трубчатых лонжеронов, четырех шпангоутов, десяти стрингеров
и дюралевой обшивки. Сквозь трубы лонжеронов проходили стволы пушек. Кроме
того, в центральной части фюзеляжа располагался 200-литровый топливный бак,
масляный бачок гидросистемы, аккумулятор и патронные коробки для пушек.
Задняя
часть фюзеляжа склепана из 10 шпангоутов, 24 стрингеров и обшита дюралевыми
листами. Между третьим и четвертым шпангоутами помещалась УКВ радиостанция
FuG 16, FuG 17 или FuG 25, далее находилась аптечка, «аварийный комплект» и,
наконец, компас. К девятому шпангоуту крепилась стойка хвостового колеса.
Крыло
цельнодюралевое, состояло из отъемных консолей и центроплана, технологически
представлявшего собой единое целое с центральной частью фюзеляжа. В
центроплане были размещены пулеметы с боекомплектом и протектированные
бензобаки на 205 л. каждый. К главному лонжерону центроплана крепились
моторамы и основные стойки шасси, а к вспомогательному - закрылки. На
передней кромке правой консоли установлена трубка Пито, а на левой (у
большинства машин) - посадочная фара. Обшивка крыла - клепаный дюраль по
всем поверхностям, включая элероны.
Хвостовое
оперение металлическое свободнонесущее, обычного типа. Рули с
дюралевым каркасом и полотняной обшивкой оснащены роговой аэродинамической
компенсацией и триммерами с электроприводом. Проводка рулей жесткая.
Шасси
трехстоечное с хвостовой стойкой. Безподкосные основные стойки убирались с
помощью гидросистемы в мотогондолы и закрывались створками. В убранном
положении колеса частично выступали наружу, что ухудшало аэродинамику, зато
делало более безопасной аварийную посадку «на брюхо». Хвостовое колесо
неубирающееся.
Силовая
установка. На Hs-129A стояли двухрядные V-образные 12-цилиндровые
моторы воздушного охлаждения «Аргус» As 410A-1 взлетной мощностью 465 л.с.
Винты двухлопастные, диаметром 2,62 м, с лопастями из пластифицированной
древесины. На коках винтов - характерные крыльчатки, с помощью которых
приводился в действие механизм автоматического изменения шага (патент фирмы
«Аргус»). Hs-129B оснащались звездообразными двухрядными моторами «Гном-Рон»
14М 04/05 (левого и правого вращения). Взлетная мощность - 700 л.с.,
мощность на границе высотности (4000 м) - 660 л.с. Трехлопастные
ВИШ-автоматы «Ратье» с металлическими лопастями имели диаметр 2,6 м. Нижние
«полуцилиндры» капотов выполнялись из штампованных стальных листов толщиной
5 мм. Такая же броня прикрывала маслорадиаторы, установленные под корневыми
частями консолей.
Вооружение.
Встроенное стандартное вооружение прототипов Hs-129V состояло из двух
пулеметов «Рейнметалл Борзиг« MG 17 калибра 7,92 мм с боекомплектом по 500
патронов на ствол и двух скорострельных авиапушек «Эрликон» MGFF калибра 20
мм с барабанным питанием. На серийные Hs-129A и Hs-129B, установили
20-миллиметровые пушки «Маузер» MG 151/20 с ленточным питанием, которые
отличались большей скорострельностью и начальной скоростью снаряда при
несколько более тяжелом весе.