Уголок неба ¦ Ильюшин Ил-16

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой штурмовики
   Ил-16
       
Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1945
Тип: Тяжелый штурмовик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Высокие летно-тактические данные штурмовика Ил-10, его способность в период принятия на вооружение и боевой работы на фронтах Великой Отечественной войны вести активный воздушный бой с истребителями противника определили начало проектных работ по еще более скоростному и маневренному штурмовику Ил-16 облегченного типа, которые развернулись в 1944 г., практически сразу же после завершения государственных испытаний Ил-10.

Штурмовик Ил-16 проектировался под новый двигатель жидкостного охлаждения М-43НВ с взлетной мощностью 1691 кВт (2300 л. с.), созданный в ОКБ А. А. Микулина. По своей схеме, аэродинамической и конструктивной компоновке Ил-16 был практически одинаков с самолетом Ил-10, но имел несколько меньшие по сравнению с ним геометрические размеры и массу. В сочетании с более мощным двигателем это должно было обеспечить новому штурмовику максимальную расчетную скорость 625 км/ч. Прочность конструкции самолета Ил-16 позволила ему выполнять все фигуры высшего пилотажа.

Схема бронирования самолета Ил-16 сохранялась практически такой же, как и на Ил-10, но толщина листов брони боковых стенок капота двигателя и боковых стенок кабины пилота и стрелка была уменьшена. Кроме того, увеличилась площадь незабронированной верхней передней части бронекорпуса.

Стрелково-артиллерийское поступательное вооружение самолета состояло из двух пушек НС-23 с общим боезапасом 280 снарядов и двух пулеметов ШКАС, которые имели 1400 патронов. Как и на всех предыдущих штурмовиках С. В. Ильюшина, это оружие устанавливалось в отъемных частях крыла. Предполагалось, что Ил-16 будет иметь нормальный бомбовый груз 200 КР и максимальный 400 кг с размещением бомб как внутри самолета в двух отсеках, оборудованных в центроплане крыла справа и слева от бронекорпуса, так и снаружи на держателях наружной подвески. Однако в процессе дальнейшей проектной проработки самолета его нормальный бомбовый груз увеличился до 400 кг, а максимальный - до 500 кг. Заднюю полусферу Ил-16 защищала подвижная пушка УБ-20 с боезапасом 150 снарядов и десять авиационных гранат АГ-2.

Таким образом, по своим проектным данным штурмовик Ил-16 имел практически одинаковую с Ил-10 мощь наступательного и оборонительного вооружения, но значительно превосходил своего предшественника по скоростным и маневренным характеристикам. Соответственно и боевая эффективность Ил-16 должна была стать значительно более высокой. Такой штурмовик был нужен фронту, и еще до проведения летных испытаний опытного самолета Ил-16 началась подготовка к его серийному производству.

В начале 1945 г. серийный завод завершил постройку опытного самолета Ил-16, и летчик-испытатель В. К. Коккинаки совершил на нем первый полет. Выяснилось, что при таком мощном двигателе реактивный момент воздушного винта и короткий хвост сильно сказываются на продольной устойчивости самолета. Для ее улучшения на 500 мм удлинили отъемную хвостовую часть фюзеляжа, увеличили площадь вертикального оперения, а на руле направления поставили триммер. Доработанный самолет стал в воздухе более устойчив и лучше управляем. Тем не менее летные испытания Ил-16 затянулись из-за недостатков двигателя М-43НВ. Довести двигатель М-43НВ до требуемого состояния не удалось, и летом 1946 р. работы по самолету Ил-16 прекратили.







 ЛТХ:
Модификация   Ил-16
Размах крыла, м   12.50
Длина, м   10.69
Высота, м   3.60
Площадь крыла, м2   24.00
Масса, кг  
  пустого самолета   4315
  нормальная взлетная   5780
Тип двигателя   1 ПД Микулин АМ-43НВ
Мощность, л.с.  
  номинальная   1 х 2000
  взлетная   1 х 2300
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   529
  на высоте   576
Практическая дальность, км   800
Скороподъемность, м/мин   658
Практический потолок, м   7600
Экипаж, чел   2
Вооружение:   две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и 12.7 пулемет УБС с сзади
 до 8 РС-82 или РС-132
 бомбовая нагрузка - нормальный вариант - 400 кг


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ил-16
 Ил-16
 Ил-16
 Ил-16

  Схемы:

 Ил-16

  



 

Список источников:

Крылья Родины. Николай Якубович. Штурмовик-истребитель
Яуза. Олег Растренин. "Летающие танки" Ильюшина
Русавиа. Егоров Ю.А. Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина
Авиация и Космонавтика 2016-03. Олег Растренин. Уход "летающего танка"
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В. Новожилова)
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
L+K 1988-17. Vaclav Nemecek. Iljusin Il-16


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: