К весне 1943 г. единственными бронецелями вермахта, с которыми "Илы" еще
могли успешно бороться, применяя пушечное вооружение, остались лишь
легкобронированные бронемашины, бронетранспортеры, а также САУ (типа "Wespe"
и т.д.) и противотанковые СУ (типа "Marder-M" и "Marder-III"), созданные
на базе легких танков. Собственно легких танков в составе панцерваффе на
Восточном фронте к этому времени уже почти не осталось. Они были вытеснены
более мощными средними и тяжелыми танками.
В этой связи с целью повышения противотанковых свойств штурмовой авиации
Красной Армии Постановлением ГКО No. 3144 от 8 апреля 1943 г. завод No. 30
обязывался выпускать двухместные штурмовики Ил-2 АМ-38ф с двумя пушками
калибра 37 мм 11П-37 ОКБ-16 с боекомплектом по 50 снарядов на пушку, без
реактивных снарядов, с бомбовой нагрузкой 100 кг в нормальном варианте и
200 кг в перегрузочном. Боезапас пулеметов ШКАС и УБТ сохранялся прежним.
В мае месяце завод должен был изготовить 50 новых штурмовиков, в июне -
125, в июле - 175 и с августа перейти на выпуск всех самолетов с
крупнокалиберными авиапушками.
Боекомплект к пушке НС-37 состоял из патронов с
бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ-37) и
осколочно-зажигательно-трассирующими (ОЗТ-37) снарядами.
Бронебойные снаряды предназначались для поражения наземных бронированных
целей, а осколочные - для поражения воздушных целей. Кроме того, для новой
пушки был разработан и подкалиберный снаряд, обеспечивающий пробитие брони
толщиной до 110мм.
В апреле
30-м авиазаводом было изготовлено 5 Ил-2 с НС-37 головной серии, один из
которых (зав. No. 302349) 27 мая поступил на государственные испытания в НИИ
ВВС КА. Последние после выполнения 26 полетов с налетом 11 час. 35 мин.
успешно завершились к 22 июня 1943 г. (ведущий летчик-испытатель
А.И.Кабанов, ведущий инженер В.С.Холопов, летчики облета майор А.К.Долгов
и инженер-майор А.В. Синельников).
Предъявленный на госиспытания штурмовик отличался от серийных Ил-2 только
установкой двух пушек НС-37 с боекомплектом по 60 снарядов на ствол и
отсутствием PC. Нормальная бомбовая нагрузка - 200 кг.
Ленточное
питание пушек НС-37 позволило специалистам ОКБ С.В.Ильюшина разместить их
непосредственно у нижней поверхности крыла с использованием конструктивно
очень простого и быстроразъемного крепления. Пушки закрывались
относительно небольшими обтекателями, каждый из которых состоял из двух
легко открывающихся створок. Боекомплект к каждой пушке укладывался
непосредственно в отсеки крыла. Вес одной пушки НС-37 с боекомплектом
равнялся 256 кг.
При
полетном весе 6277 кг максимальная скорость штурмовика на высоте 1320 м
составила 387 км/ч, у земли - 375 км/ч. Практический потолок нового
самолета не превышал 5200 м, при этом время подъема на высоту 1000 м
составляло 3 мин. Максимальная дальность полета штурмовика не превышала
685 км.
По
сравнению с серийными "Илами" вооруженными пушками ШВАК или ВЯ, Ил-2 с
НС-37 и с бомбовым грузом в 200 кг стал более инертным, сложным на вираже
и на боевом развороте.
Ухудшение
пилотажных характеристик нового штурмовика, так же как и Ил-2 с пушками
ШФК-37, было связано с большим разносом масс по размаху крыла и наличием
обтекателей пушек, ухудшающих общую аэродинамику самолета. Во всем
диапазоне центровок Ил-2 с НС-37 не имел продольной устойчивости, что
существенно снижало прицельность стрельбы в воздухе. Последнее
усугублялось сильной отдачей пушек при стрельбе из них. По данным НИИ АВ
ВВС КА (письмо начальника НИИ АВ генерал-майора М.В.Гуревича от 19.11.1943
г. на имя С.В.Ильюшина) максимальная сила отдачи, действовавшая в течение
около 0,03 сек, на наземном станке (существующая в то время аппаратура не
позволяла произвести измерение "фактической силы отдачи" на самолетах и
тем более при стрельбе в воздухе) составляла весьма значительную величину
- порядка 5500 кг, а среднее значение силы отдачи примерно равнялось 2500
кг. Все это приводило к большому рассеиванию снарядов при стрельбе в
воздухе.
Полигонные испытания, проведенные в НИИ АВ ВВС КА, показали, что стрельбу
с самолета Ил-2 из пушек НС-37 необходимо вести только короткими очередями
длиной не более 2-3-х выстрелов, так как при стрельбе одновременно из двух
пушек вследствие несинхронности их работы самолет испытывал значительные
толчки, клевки и сбивался с линии прицеливания. Поправка в прицеливание в
этом случае в принципе была возможна.
При
стрельбе из одной пушки попадание в цель было возможно только первым
выстрелом, так как штурмовик разворачивался в сторону стреляющей пушки и
поправка в прицеливание становилась практически невозможной. Поражение же
точечных целей - танков, бронемашин, автомобилей и т.д. при нормальной
работе пушек было возможным.
При этом
попадания в танки были получены лишь в 43% вылетов, а число попаданий к
израсходованному боекомплекту составило 2,98%.
Анализ
результатов полигонных испытаний показывает, что поражение 37-мм снарядом
БЗТ-37 из авиапушки НС-37 с самолета Ил-2 легких немецких танков,
бронемашин и бронетранспортеров всех типов, а также САУ типа "Wespe" и
противотанковых СУ типа "Marder-II" и "Marder-III" обеспечивалось с
дистанции до 500 м с любого направления. Средние немецкие танки типа StuG
40 (штурмовое орудие), Pz. III Ausf L/M и Pz. IV Ausf G/H, а также
появившиеся позже StuG IV и истребитель танков Jgd Pz IV/70 с толщиной
брони на бортах до 30 мм могли поражаться БЗТ-37 с дистанции до 500 м с
планирования под углами 5-10° с высот 100 м. В этом случае атаку
необходимо было производить сбоку или сзади, ведя стрельбу по борту или по
задней части корпуса и башни танков.
Попадания
снарядов этой пушки в ролики и другие детали ходовой части танков всех
типов производили существенные разрушения, выводящие последние из строя.
В выводах
отчета по Государственным испытаниям особо обращалось внимание на то, что
летный состав, летающий на самолетах Ил-2, вооруженных пушками НС-37,
должен пройти специальную подготовку в ведении прицельной стрельбы
короткими очередями по малоразмерным целям (отдельные танки, автомашины, и
т.д.). Тридцатому авиазаводу НКАП и ОКБ-16 НКВ рекомендовалось срочно
установить на пушку дульный тормоз.
Кроме
того, указывалось, что Ил-2 с НС-37 необходимо было испытывать с
боекомплектом к пушкам по 50 снарядов и нормальной бомбовой нагрузкой в
100 кг, как было записано в Постановлении ГКО.
В
дальнейшем все серийные Ил-2 с НС-37 выпускались именно в таком варианте
вооружения. Летно-технические данные самолета несколько улучшились. При
полетном весе 6160 кг максимальная скорость на высоте 1320 м составила 405
км/ч, у земли - 391 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м - 2,2 мин.
Как
видно, при установке пушек НС-37 на двухместный Ил-2 конструкторы
столкнулись с теми же проблемами, что и при установке на одноместный "Ил"
пушек ШФК-37.
Основным
же средством борьбы с немецкими танками в этот период войны стала
противотанковая авиационная бомба кумулятивного действия весом 1,5 кг в
габаритах стоящей на вооружении ВВС КА авиабомбы массой 2,5 кг -
ПТАБ-2,5-1,5. Новая авиабомба была разработана в ЦКБ-22 под руководством
И.А.Ларионова.
Действие
новой бомбы сводилось к следующему. При ударе о броню танка срабатывал
взрыватель, который через тетриловую детонаторную шашку вызывал детонацию
заряда взрывчатого вещества. При детонации заряда, благодаря наличию
кумулятивной воронки и металлического конуса в ней, создавалась
кумулятивная струя, которая, как показали полигонные испытания, пробивала
броню толщиной до 60 мм при угле встречи 30° с последующим разрушающим
действием за броней: поражение экипажа танка, инициирование детонации
боеприпасов, а также воспламенение горючего или его паров.
Минимальная высота, обеспечивающая выравнивание бомбы до встречи с
поверхностью брони танка и безотказность ее действия, равнялась 70 м.
В
бомбовую зарядку самолета Ил-2 входило до 192 авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 в 4-х
кассетах мелких бомб (по 48 штук в каждой) или до 220 штук при их
рациональном размещении навалом в 4-х бомбоотсеках.
При
сбрасывании ПТАБ с высоты 200 м с горизонтального полета при скорости
полета 340-360 км/ч одна бомба попадала в площадь, равную в среднем 15 м2,
при этом, в зависимости от бомбовой загрузки, общая область разрывов
занимала полосу 15х( 190-210) м2, что обеспечивало практически
гарантированное поражение находящегося в этой полосе любого танка
вермахта. Дело в том, что площадь, занимаемая одним танком, составляла
величину порядка 20-22 м2, а попадание хотя бы одной бомбы в
танк было вполне достаточным для вывода его из строя, в большинстве
случаев безвозвратно.
Таким
образом, ПТАБ представляла собой довольно грозное оружие для того времени.
К слову сказать, Главный конструктор ЦКБ-22 И.А.Ларионов за создание
ПТАБ-2,5-1,5 и взрывателя к ней АД-А в январе 44-го был награжден орденом
Ленина, а в 1946 г. - удостоен звания лауреата Государственной премии
СССР.