В конце декабря 1942 г. в 688-й шал 228-й шад 16-й ВА для прохождения
войсковых испытаний поступили 8 одноместных штурмовиков Ил-2 постройки
авиазавода No. 18 с мотором АМ-38, вооруженных, помимо двух крыльевых
пулеметов ШКАС, двумя 37-мм авиационными пушками конструкции ОКБ-15
Б.Г.Шпитального ШФК-37 (Шпитальный фюзеляжно-крыльевая калибра 37 мм).
Девятый Ил-2 с пушками ШФК-37 прибыл в полк лишь 18 января 1943 г. и в
войсковых испытаниях участия не принимал.
Штурмовики Ил-2 с пушками ШФК-37 принимали участие в боевых действиях
авиаполка с 27.12.42 г. по 23.01.43 г. под Сталинградом при ликвидации
немецкой окруженной группировки в полосе 65-й армии генерал-лейтенанта
П.И.Батова. Боевые действия велись с полевых аэродромов сх. "Пролетарий",
затем станицы Качалинская.
Задание на постройку такого самолета С.В.Ильюшин получил еще весной 1941
г. Однако, в связи с сильной загруженностью ОКБ работами по серийному Ил-2
АМ-38 и дефектов пушки ШФК-37, выявившихся в ходе эксплуатации, Ил-2,
вооруженный такими пушками, был построен заводом No. 18 лишь к концу июня
1941 г., а все необходимые летные испытания штурмовика проведены к 8 июля.
Ввиду непоставки в срок в НИП АВ ВВС КА наркоматом вооружения снарядов к
ШФК-37 начальник 3-го Управления опытного строительства ГУ ВВС КА .военный
инженер 1-го ранга П.И.Матаев только в конце августа разрешил начальнику
НИП АВ ВВС КА п-ку Шевченко принять Ил-2 с ШФК-37 для производства
полигонных испытаний, после чего в течение двух недель (в период с 1 по 15
сентября) вооружение нового штурмовика было благополучно испытано
стрельбой на земле и в воздухе.
Государственные испытания Ил-2 (зав. No.181404) с ШФК-37 с целью выявления
его летных данных проводились в НИИ ВВС КА с 23 сентября по 12 октября
1941 г. Всего по программе испытаний (ведущий инженер - военинженер 3-го
ранга Холопов, ведущий летчик - м-р Стадник) было выполнено 24 полета с
общим налетом 10 часов 6 мин.
Большие габаритные размеры пушек ШФК-37 и магазинное питание (емкость
магазина 40 снарядов) определили их размещение в обтекателях под крылом
самолета Ил-2. Из-за установки на пушке большого магазина ее пришлось
сильно опустить вниз относительно строительной плоскости крыла (оси
самолета), что не только усложнило конструкцию крепления пушки к крылу
(пушка крепилась на амортизаторе и при стрельбе перемещалась вместе с
магазином), но и потребовало сделать для нее громоздкие с большим
поперечным сечением обтекатели.
Пушка ШФК-37, включая магазин для патронов как ее составную часть, в
крыльевом варианте имела 387 деталей. Вес пушки с установкой на самолете
Ил-2 составлял 302,5 кг.
Помимо пушек и пулеметов, в состав вооружения штурмовика входили 8
ракетных орудий РО-82. Бомбы только в перегрузку - до 200 кг.
Госиспытания показали, что летные данные Ил-2 с крупнокалиберными
авиапушками ШФК-37, по сравнению с обычным серийным одноместным Ил-2 с
пушками ШВАК или ВЯ, заметно снизились. Самолет стал более инертным и
сложным в технике пилотирования, особенно на виражах и разворотах на малой
высоте. На больших скоростях ухудшилась маневренность. Летчики жаловались
на значительные нагрузки на рули при выполнении маневров. Тем не менее,
результаты летных испытаний нового штурмовика были признаны в целом
удовлетворительными.
При нормальном полетном весе 5864 кг максимальная скорость у земли не
превышала 373 км/ч, на высоте 2400 м -409 км/ч. Время подъема на высоту
1000 м - 2,12 мин, на высоту 2500 м - 5,36 мин. Посадочная скорость - 146
км/ч. Разбег -515м, пробег на посадке - 535 м. Максимальная скоростная
дальность полета (0,9Vmax) составляла 582 км, на наивыгоднейшей скорости
полета - 728 км.
Темп стрельбы ШФК-37 по данным полигонных испытаний в среднем равнялся 169
выстрелам в минуту при начальной скорости снаряда около 894 м/с.
В боекомплект пушки входили бронебойно-зажигательно-трассирующие (БЗТ-37)
и осколочно-зажигательно-трассирующие (ОЗТ-37) снаряды.
Снаряд БЗТ-37 обеспечивал пробитие немецкой танковой брони толщиной 30 мм
(твердость по Бринелю 3,15) под углом 45° к нормали с дистанции не более
500 м. Броню толщиной 15-16 мм и меньше (твердость по Бринелю 2,62) снаряд
пробивал (или проламывал) при углах встречи не более 60° на тех же
дистанциях. При этом при пробитии 30-мм брони снаряд выдавливал ее по
своему калибру и делал глубокую вмятину на противоположной внутренней
стенке корпуса танка. Выдавленная же броня и оставшиеся части снаряда
производили сильные разрушения внутри танка.
Броня толщиной 50 мм (лобовая часть корпуса и башни средних немецких
танков StuG III Ausf E и Pz.III Ausf G,
твердость по Бринелю 3,3) пробивалась снарядом БЗТ-37 с дистанций не более
200 м при углах встречи не превышающих 5°.
Осколочный же снаряд к пушке ШФК-37 - ОЗТ-37 пробивал немецкую танковую
броню толщиной не более 15 мм (твердость по Бринелю 2,62) с дистанций не
превышающих 200 м при углах встречи близких к нормали.
Проведенные в НИП АВ ВВС КА стрельбы с воздуха из пушки ШФК-37 по
трофейной немецкой бронетехнике показали, что снаряд БЗТ-37 обеспечивал
поражение немецких легких танков типа Pz.38(t) Ausf С и Pz.ll Ausf F с
дистанций до 500 м с любого направления и при любых углах планирования.
Причем попадание снарядов в эти танки давало проломы брони и сквозные
пробития через оба борта корпуса танков.
Поражение же средних немецких танков типа StuG III Ausf Е и Pz.III
Ausf G, a также танка Pz.38(t) Ausf E с усиленным бронированием с толщиной
брони на бортах до 30 мм обеспечивалось снарядом БЗТ-37 с дистанций не
более 500 м, но при углах планирования не более 30°. При этом атаку танков
этих типов необходимо было производить в бок колонны или вдоль нее с
хвоста, ведя стрельбу по борту или по задней части корпуса и башни танков.
На испытаниях из 33 прямых попаданий в средний танк Pz.III
Ausf G и легкие танки Pz.II Ausf F и Pz.38(t)
Ausf С имели место только 24 пробоины, из которых 17 пробоин оказались в
броне толщиной 30 мм, 1 рикошет от 16-мм брони, когда угол встречи снаряда
с броней составил 75-80°, и остальные пробоины - в 15-16-мм броне. При
этом 51,5% попаданий снарядов пушки ШФК-37 по среднему танку и 70%
попаданий по легкому танку выводили их из строя.
Попадания 37-мм снарядов в ролики, колеса и другие детали ходовой части
танков наносили им существенные разрушения, как правило, выводящие танк из
строя.
В отчете по полигонным испытаниям пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 особо
отмечалось, что летный состав должен быть хорошо натренирован в ведении
прицельного огня короткими очередями (2-3 снаряда в очереди) по
малоразмерным целям типа отдельный танк, автомашина и т.д. То есть для
успешного применения Ил-2 с пушками ШФК-37 летчик-штурмовик должен был
иметь отличную стрелковую и летную подготовку.
Дело в том, что прицельная стрельба из пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 была
в значительной степени затруднена вследствие сильной отдачи пушек при
стрельбе и несинхронности в их работе. Последнее, из-за большого разноса
пушек относительно центра масс самолета, а также вследствие недостаточной
жесткости крепления пушечной установки, приводило к тому, что штурмовик
при стрельбе испытывал сильные толчки, "клевки" и сбивался с линии
прицеливания, а это в свою очередь, с учетом недостаточной продольной
устойчивости "Ила", приводило к значительному рассеиванию снарядов и
резкому снижению (примерно в 4 раза) точности стрельбы.
Стрельба же из одной пушки была совершенно невозможной. Штурмовик сразу же
разворачивался в сторону стреляющей пушки так, что ввести поправку в
прицеливание не представлялось возможным. Попадание в цель в этом случае
могло быть только первым снарядом.
Тем не менее, общий вывод по испытаниям состоял в том, что штурмовик Ил-2
с пушками ШФК-37 является эффективным средством борьбы с немецкими легкими
и средними танками. Рекомендовалось построить небольшую серию таких
самолетов для проведения войсковых испытаний и сформировать в полках
специальные группы летчиков-штурмовиков, обученных прицельной стрельбе из
крупнокалиберных пушек с Ил-2 по наземным целям и натренированных для
борьбы с немецкими танками.
В свете вышеизложенного не может не вызвать недоумения письмо С.В.Ильюшина
(No. 1229 от 22.09.41 г.), которое последний, не дожидаясь официального
окончания государственных летных испытаний Ил-2 с ШФК-37, направил на имя
И.В.Сталина. В этом письме С.В.Ильюшин докладывал буквально следующее: "На
самолет Ил-2 в августе с.г. мною были установлены 2 пушки 37 мм
конструкции Шпитального с запасом снарядов 40 штук на пушку, а весь запас
снарядов 80 штук. Самолет с этими пушками прошел Государственные испытания
в НИПАВ ГУ ВВС. Стрельба с самолета Ил-2 из этих пушек производит сильное
впечатление мощностью огня и точностью попадания. Это уже настоящая
летающая артиллерия. .. .Достоинство самолета Ил-2 с установленными
пушками состоит в том, что можно будет вести с самолета прицельную, очень
точную стрельбу, и к тому же стрельбу начинать с дистанции 3-х и более
километров, когда вражеские войска нашего самолета не видят и не
слышат..."
В заключение письма Ильюшин внес предложение "поручить заводу No. 1
оборудовать два авиаполка самолетов Ил-2 пушками 37 мм типа конструкции
Шпитального по 2 пушки на самолет с запасом снарядов по 40 штук на пушку".
Налицо явное желание Главного конструктора выдать действительное
положение дел за желаемое.
После обсуждения предложения С.В.Ильюшина 26 ноября 1941 г. вышло
Постановление ГКО о постройке на заводе No. 18 войсковой серии Ил-2 с ШФК-37
в количестве 20 машин.
Ввиду сильной загруженности ОКБ и серийного завода налаживанием
бесперебойного производства "Илов" на новом месте в Куйбышеве постройка
войсковой серии Ил-2 с пушками ШФК-37 затянулась до сентября 1942-го, при
этом вместо 20 было построено только 9 машин (то есть всего 10 самолетов
этого типа, включая один опытный "Ил"), которые после проведения
летчиком-испытателем Е.Н.Ломакиным заводских испытаний и были направлены
под Сталинград в состав 228-й шад 16-й ВА Донского фронта.
Отметим, что имеющиеся в распоряжении авторов отрывочные данные штаба ВВС
Западного фронта позволяют сделать вывод о том, что опытный Ил-2 с ШФК-37
в ноябре-декабре 41-го принимал участие в боевых действиях под Москвой в
составе 312-го шап 47-й сад по программе войсковых испытаний и получил
отрицательную оценку. "Летный состав и ведущие сильно возражают против
постановки на Ил-2 двух 37-мм пушек...", - отмечалось в одном из докладов
командира 312-го шап. Однако официальных данных о результатах боевого
применения Ил-2 с ШФК-37 под Москвой (отчета о войсковых испытаниях)
авторам пока найти не удалось.
За все время войсковых испытаний на фронте под Сталинградом Ил-2 с ШФК-37
совершили 75 боевых самолето-вылетов с общим налетом 68 часов 42 минуты,
выполняя задания совместно с "Илами", вооруженными пушками ВЯ и ШВАК.
Боевые вылеты выполнялись как без сопровождения, так и в сопровождении
истребителей. Один Ил-2 с ШФК-37 был сбит над целью, второй - подбит (сел
на вынужденную на линии фронта на нейтральной полосе и ввиду невозможности
эвакуации был уничтожен бомбами). Остальные машины получили повреждения.
От начала и до конца войсковых испытаний прошли только два "Ила", которые
выполнили 44 боевых вылета.
Штурмовики действовали главным образом по самолетам на аэродромах и
автотранспорту противника. В отдельных случаях - по огневым точкам на поле
боя, ДЗОТам, бронемашинам и танкам. Общий расход боеприпасов составил: к
пушкам ШФК-37 - 2255 снарядов, к пулеметам ШКАС - 26840 патронов, РС-82
- 523, фугасных авиабомб типа ФАБ-100 -107,
осколочных авиабомб типа АО-25 - 87.
Атаки наземных целей производились с планирования под углами 25-30° с
высот 1300-1000 м. По донесениям летчиков огнем пушек ШФК-37 было
уничтожено 2 танка, 4 самолета на аэродромах, около 50 автомашин, один
склад с боеприпасами и 2 зенитные батареи. Кроме того, летчиками
наблюдались попадания в 3 танка, 4 самолета, 14 автомашин и 1 бронемашину,
но достоверность поражения целей подтвердить не могли.
Средний расход боекомплекта к пушкам ШФК-37 за один самолето-вылет
составил 37,6%. Это, с одной стороны, говорит о том, что целей, достойных
для пушек ШФК-37, в боевых вылетах было мало, а с другой стороны,
указывает на недостаточную эффективность стрельбы с самолета Ил-2 из такой
пушки по малоразмерным целям.
За время войсковых испытаний отмечалось несколько случаев применения
ШФК-37 по воздушным целям, но все они были неудачными.
В течение всего времени испытаний пушки ШФК-37 работали ненадежно -средний
процент настрела боекомплекта, приходящийся на один отказ, составил всего
54%. То есть почти каждый второй вылет на боевое задание Ил-2 с пушками
ШФК-37 сопровождался отказом хотя бы одной из пушек. Ведение же прицельной
стрельбы из одной пушки было практически невозможным. Кроме того, малый
запас продольной устойчивости и усложнение техники пилотирования самолета
Ил-2 с пушками ШФК-37 в сочетании с недостаточной жесткостью крыльевых
пушечных установок и сильной отдачей самих пушек при стрельбе приводили к
тому, что строевые летчики в одной прицельной очереди могли использовать
не более 2-3-х снарядов. Максимальная же бомбовая нагрузка штурмовика
составляла всего 200 кг. Все это существенно снижало боевую ценность
нового штурмовика.
Оценки показывают, что в реальных условиях боев летчик с хорошей летной и
стрелковой подготовкой на Ил-2 с ШФК-37 мог обеспечить вероятность
поражения немецкого среднего танка типа Pz.III G
в одном заходе (атака сбоку, угол планирования 25-30°, дистанция открытия
огня 300-400 м) порядка 0,04-0,02, а бронетранспортера типа Sd Kfz 250 -
около 0,09-0,06. То есть для гарантированного уничтожения на поле боя
одной единицы бронетехники вермахта необходимо было выделять, как минимум,
два десятка бронированных "Илов".
В результате установка пушек ШФК-37 на самолет Ил-2 у большинства строевых
летчиков поддержки не нашла.
В заключение "Доклада о войсковых испытаниях на боевое применение
самолетов Ил-2 АМ-38, вооруженных 37-мм пушками конструкции ОКБ-15" (отв.
исполнители - Белякин, Никитин, Лорченко), указывалось, что: "1, Самолеты
Ил-2 с пушкой ШФК-37, испытание на боевое применение не дали должной
эффективности в связи с недоработкой пушек, невозможностью ведения
прицельного огня по точечным целям, большим рассеиванием снарядов и
ухудшением маневренности самолета. 2. Считать необходимым иметь на
вооружении ВВС КА самолеты Ил-2 с пушками 37 мм, обеспечивающими
безотказную работу пушечных установок и ведение прицельного огня, не
допуская ухудшения летных качеств серийного самолета Ил-2..."
От 688-го шал доклад подписали: л-т Воловиков, ст.сержант Юсов, ст.сержант
Дунов, сержант Сахариленко, ст.сержант Зыков, старшина Игнатьев. Утвердил
доклад Главный инженер ВВС КА генерал А.И.Репин 3 марта 1943 г.
В итоге Ил-2 с ШФК-37 в крупномасштабное серийное производство запущен не
был.
Отметим, что с целью повышения противотанковых свойств Ил-2 по инициативе
С.В.Ильюшина в октябре 1942 г. рассматривался вопрос о создании на базе
пушки ВЯ-23 авиационного пулемета под патрон 14,5-мм противотанкового
ружья, который обладал прекрасными бронепробивными свойствами. Однако
никаких сведений о результатах этих работ пока найти не удалось.