Еще не
смолкла канонада московской битвы, а в штурмовых авиаполках Красной Армии
начался процесс осмысления первого опыта боевого применения штурмовиков
Ил-2. В полках шел творческий поиск наиболее эффективных тактических
приемов нанесения ударов по наземным целям, защиты от истребительной
авиации противника, а также улучшения боевых качеств Ил-2.
В конце
декабря 41-го на 1-й Военно-технической конференции в Куйбышеве было
высказано предложение о необходимости перехода к действиям
штурмовиков Ил-2 со средних высот с пикирования (25-30') из боевого
порядка "круг самолетов". В этом случае существенно облегчался поиск
малоразмерных и подвижных целей на поле боя, улучшались условия
прицеливания, повышалась точность стрельбы и бомбометания.
Однако
это предложение для большей части летного состава боевых частей осталось
практически незамеченным. Слишком сильно верили летчики-штурмовики в
бреющий полет, как единственное средство спасения от истребителей
люфтваффе - основного противника Ил-2 в этот период.
Ввиду
больших потерь штурмовиков от истребителей люфтваффе летный состав
предлагал "сделать самолеты Ил-2 двухместными, посадить стрелка,
вооружив его пулеметом калибра 12,7 мм, для защиты задней полусферы
самолета. При этом самолет Ил-2 станет неуязвимым и не потребует
сопровождения истребителями, которые очень дорого обходится нам на
войне..."
На
предложение военных летчиков об установке на Ил-2 второй кабины для
стрелка-радиста Главный конструктор самолета С.В.Ильюшин отреагировал
весьма странно. 12 февраля 1942 г. С.В.Ильюшин направил Наркому
авиапромышленности А.И.Шахурину письмо No. 186 (копия письма была направлена
Лешукову), в котором указывалось, что: ".. .3). ..Скорость с-га Ил-2 на
сегодня вполне достаточная, об этом свидетельствует отсутствие потерь от
воздушного противника. ...5) В отношении увеличения экипажа самолета Ил-2
до 2-х человек, особенно для самолета с мотором АМ-38, считаем
нецелесообразным и ненужным, так как при посещении частей видно, что
потерь от воздушного противника Ил-2 не имеет. Целесообразно на 9 штук
самолетов выпускать один двухместный самолет с мотором М-82, который будет
выполнять роль лидера девятки... ".
Остается
только гадать, в каких штурмовых авиачастях ВВС КА отсутствовали в это
время потери от атак немецких истребителей.
Вопрос о
защите Ил-2 со стороны хвоста был впервые поставлен в письме секретаря
Воронежского обкома ВКП(б) В.Никитина на имя наркома авиапромышленности
А.И.Шахурина No. 747 от 10.07.42 г. : "Командиры, летчики авиаполка Ил-2, возвратившиеся на днях в Воронеж с
фронта, - писал Никитин, - сообщают, что враг применяет технику боя с
самолетами Ил-2 путем поражения их сзади в хвостовое оперение, сверху по
мотору, а также в голову летчика. Командный состав в связи с этим считает
необходимым: 1) в конце фюзеляжа под хвостовым оперением установить
огневую точку; 2) установить хотя бы 4-мм броню над головой летчика; 3)
установить броню над мотором сверху... "
Уже 29
июля в письме на имя А.И.Шахурина и П.Ф.Жигарева No. 946 С.В.Ильюшин
сообщал, что: "Такая установка, состоящая из 2-х неподвижных
закрепленных пулеметов, стреляющих назад, нами разработана. Стрельба назад
по противнику производится простейшим зеркальным прицелом, основанным на
принципе двойного отражения. Представляя при сем чертежи этой установки,
прошу Вас и тов.Жигарева их утвердить и дать указание о срочном
изготовлении этих установок в количестве 50-ти штук для испытания на
фронте в боевых условиях с тем, чтобы в случае достаточно
хорошей их
эффективности, запустить их на все самолеты".
В
результате обсуждения этого вопроса в "верхах" НКАП и ВВС КА было принято
решение, согласно которому С.В.Ильюшин и директор 18-го авиазавода
М.Б.Шенкман обязывались "установить на двух серийных "Илах" пулемета,
неподвижно закрепленные на фюзеляже со стрельбой назад: на одном два
пулемета ШКАС с запасом патронов по 250 шт. на пулемет со сроком выпуска
12 августа 1942 г., на другом один пулемет Березина с запасом патронов 200
шт. со сроком выпуска 15 августа", а начальник НИИ ВВС КА генерал
И.Ф.Петров должен был "произвести испытания самолетов Ил-2 с этими
установками на заводе No. 18 в пятидневный срок".
Заключение по испытаниям неподвижных пулеметных установок на Ил-2 для
стрельбы в заднюю полусферу генерал И.Ф.Петров утвердил 25 августа.
Установка
под пулемет УБТ (боекомплект 250 патронов) допускала дискретное (через
2,5°) изменение угла установки вверх от 0° до 5° и в стороны - на 2,5°.
Установка под два пулемета ШКАС (боезапас 1000 патронов) допускала
изменение угла установки вверх от 0° до 22,5° и в стороны - на 7,5°.
Всего
было выполнено 5 испытательных полетов, из них 4 полета -на Ил-2 с
пулеметами ШКАС и 1 полет - на Ил-2 с УБТ. Летал летчик-испытатель НИИ ВВС
майор А.К.Долгов.
По
результатам испытаний установка из двух пулеметов ШКАС, вследствие
большего числа стволов и большей их скорострельности, была признана
лучшей. Однако в силу низких оборонительных возможностей штурмовики с
такими пулеметными установками в серийное производство не пошли.
К 10
сентября 1942 г., после переезда в Москву и получения производственной
базы завода No. 240, в ОКБ С.В.Ильюшина были разработаны два варианта
двухместных Ил-2 - с задней кабиной стрелка под пулемет ШКАС и под пулемет
УБТ, требовавшие минимальных изменений в конструкции самолета.
Было
решено, с целью выявления лучшего варианта, строить на заводе No. 30 сразу
два двухместных Ил-2 - один (зав. No. 30897) под пулемет ШКАС, а другой
(зав. No. 30887) - под пулемет УБТ. Все работы по переделке серийных "Илов"
с АМ-38 проводились чрезвычайно быстро и оперативно, так что уже в конце
сентября оба самолета были предъявлены в НИИ ВВС КА для прохождения
государственных испытаний.
Основные
отличия предъявленных на госиспытания двухместных самолетов Ил-2 АМ-38
состояли в следующем. За пределами бронекорпуса на месте заднего
топливного бака была оборудована кабина стрелка с фонарем, откидывающимся
на правый борт самолета. Стрелок размещался спиной к задней
бронеперегородке на подвесной брезентовой лямке и был защищен со стороны
хвоста самолета 6-мм бронеплитой. Бронезащита снизу, с боков и сверху
отсутствовала. Вырез в верхней части фюзеляжа под кабину стрелка
окантовывался отштампованным из дюралюминиевого листа жестким кольцом.
Пулеметы ШКАС и УБТ монтировались
на
полутурельной установке и имели достаточно ограниченные углы обстрела:
установка с пулеметом ШКАС - вверх 40°, вниз до 15°, вправо и влево по
борту 45°, а установка под пулемет УБТ - вверх 35°, вниз до 6°, вправо по
борту 35" и влево 28°. Питание пулеметов ленточное с помощью
электромотора.
Для связи
летчика и стрелка были установлены переговорное устройство СПУ-2 и
трехцветная сигнализация. Балки для подвески реактивных снарядов были
сняты, а также сделаны некоторые другие мелкие изменения.
Установка
кабины стрелка с пулеметом ШКАС увеличила вес самолета на 210 кг, а кабины
стрелка с УБТ - на 275 кг. В связи с этим, для сохранения длины разбега
примерно на том же уровне, что и у одноместного Ил-2, в конструкцию
посадочных щитков был введен фиксатор, позволяющий устанавливать их на
взлете под углом 17-18°. Механизм управления щитками устанавливался в
кабине стрелка. В воздушной сети управления щитками было увеличено
давление с 35 до 50 атм. Возросшая
нагрузка на хвостовое колесо потребовала увеличить его размеры до 400x150
мм, ввести амортизацию костыля и усилить ферму крепления колеса к
фюзеляжу.
Максимальная скорость полета с бомбовой нагрузкой 200 кг бомб и без РО у
Ил-2 с УБТ составила 386 км/ч у земли и 420 км/ч - на высоте 2000 м, а у
Ил-2 с пулеметом ШКАС - 383 и 423 км/ч у земли и на высоте 2350 м
соответственно.
В
процессе испытаний на самолеты были смонтированы 8 РО-82, с которыми
скоростные и взлетные качества самолетов стали хуже.
Штурмовик
стал тяжелее в управлении (увеличилась нагрузка на ручку управления),
труднее поднимал хвост при взлете и опускал его при посадке. Однако при
отрегулированном соответствующим образом триммере руля высоты особой
разницы в пилотировании между одноместным и двухместными Ил-2 летчики не
ощущали.
За один
боевой разворот на высоте 1000 м штурмовик набирал высоту 300 м. Длина
разбега Ил-2 АМ-38 с установкой под пулемет ШКАС и винтом ВИШ-22Т с 200 кг
бомб и 8 РС-82 составила 460 м, а с 400 кг бомб и 8 РС-82 - 515 м. На Ил-2
с задней огневой точкой под пулемет УБТ и винтом АВ-5Л-158 с бомбовой
нагрузкой 400 кг и без РО разбег в 500 м был получен лишь при
использовании на взлете щитков, отклоненных на 17-18°. Новому штурмовику
явно не хватало мощности мотора. В этой связи нормальная боевая нагрузка
устанавливалась в 200 кг бомб и 8 РС-82.
Акт о
государственных испытаниях этих самолетов был утвержден главным инженером
ВВС КА А.И.Репиным 3 октября 1942 г.
Несмотря
на худшие летно-технические характеристики, к серийной постройке был
рекомендован двухместный Ил-2 с оборонительной установкой под пулемет УБТ,
так как мощность огня последнего, в сочетании с маневром штурмовика,
обеспечивала более надежную защиту от атак истребителей противника. При
этом вопрос о броневой защите стрелка снизу и с боков предполагалось
окончательно решить после проведения войсковых испытаний в боевых
условиях.
Кроме
того, с целью улучшения летных свойств двухместного Ил-2, а также для
доведения его бомбовой нагрузки до нагрузки одноместного варианта "Ила"
предлагалось ускорить установку на него форсированного мотора АМ-38ф
(взлетная мощность 1700 л.с.), который к 26 сентября 1942 г.
удовлетворительно прошел специальные 50-часовые летные испытания в НИИ ВВС
КА.
Государственный Комитет Обороны, не дожидаясь результатов войсковых
испытаний двухместных Ил-2, 5 октября 1942 г. своим Постановлением No. 2374
обязал НКАП внедрить в серийное производство на авиазаводах No.No. 1, 18 и 30
двухместный Ил-2 с оборонительной установкой под пулемет УБТ с винтом
АВ-5Л-158 и со щитками для взлета, установив боезапас для УБТ в 150
патронов, нормальную бомбовую нагрузку в 300 кг и 4 РС-82. Причем уже к
концу октября заводы No.No. 1 и 18 должны были выпустить каждый по 70
двухместных Ил-2, а завод No. 30 - 60 таких машин. В ноябре-декабре 1942 г.
три авиазавода должны были изготовить 1500 двухместных Ил-2.
Что
касается Нижнетагильского авиазавода No. 381, то приказом по НКАП No. 763 от
10.10.42 г. во исполнение Постановления ГКО No. 2378 от 7 октября 1942 г.
директору завода Журавлеву предписывалось прекратить производство
самолетов Ил-2 и перейти на выпуск истребителей Ла-5.
Параллельно с отработкой заводом No. 30 двухместного варианта Ил-2 на заводе
No. 1 им.И.В.Сталина был построен самолет Ил-2бис (зав. No. 4434) с мотором
АМ-38, имевший полностью бронированную кабину стрелка с блистерной
установкой БЛУБ (блистерная установка Березина) под пулемет УБТ с
магазинным питанием и боекомплектом в 150 патронов (3 магазина).
Предложенная заводом No. 1 кабина стрелка имела много общих компоновочных и
конструктивных решений с кабинами стрелков на самолетах БШ-2 АМ-35 и Ил-2
М-82. Кабина стрелка была оборудована на месте заднего фюзеляжного
бензобака, вместо которого в двух внутренних бомбоотсеках в центроплане
самолета были установлены два бензобака такого же объема. Бензобаки в
бомбоотсеках были забронированы. То есть кабина стрелка оказалась в
бронированной части бронекорпуса самолета. От огня со стороны хвоста
самолета и сверху стрелок защищался бронестенкой толщиной 8 мм, прозрачной
броней на блистере пулемета толщиной 64 мм и 5-мм броневым листом,
установленным над головой на сдвижной части фонаря его кабины. Кроме
этого, кабина стрелка имела бронированный пол толщиной 5 мм, а между
летчиком и стрелком устанавливалась бронеплита толщиной 7 мм. Таким
образом, стрелок на Ил-2бис имел броневую защиту, почти аналогичную защите
летчика.
Связь
летчика и стрелка, помимо СПУ-2ф и трехцветной световой сигнализации,
осуществлялась еще и через заднее бронестекло кабины летчика.
Внутренняя подвеска бомб составила 200 кг. Две крыльевые пушки ШВАК имели
боезапас 500 снарядов на обе пушки, 2 пулемета ШКАС - 1500 патронов.
Помимо этого, на самолете устанавливались 8 РО-82.
Несмотря
на установку бронированной кабины стрелка, центровка самолета оказалась
такой же, как и у одноместного Ил-2 производства этого же завода.
Нормальный полетный вес самолета - 5980 кг.
Заводские
испытания по программе приемо-сдаточных испытаний серийных самолетов с
дополнением по испытанию работы задней оборонительной установки, системы
бензопитания и радиооборудования Ил-2бис проходили с 6 по 10 октября 1942
г
13
октября директор 1-го авиазавода А.Т.Третьяков утвердил отчет по
испытаниям, после чего Ил-2бис был предъявлен в НИИ ВВС КА для
производства государственных испытаний, которые последний успешно отлетал
в период с 16-го по 26-е октября 1942 г. (ведущий летчик-испытатель
А.К.Долгов, ведущий инженер-летчик А.В.Синельников). Всего в рамках
программы госиспытаний было выполнено 28 полетов с общим налетом 9 часов 5
минут.
Государственные испытания показали, что по своим летно-техническим и
пилотажным характеристикам Ил-2бис практически не отличался от одноместной
серийной машины этого же завода. Максимальная горизонтальная скорость у
земли составила 388 км/ч, а на высоте 2000 м - 407 км/ч.
Время
подъема на высоту 1000 м составляло 2,4 минуты, а время виража на этой
высоте - 48-49 сек. При этом за один боевой разворот на высоте 1000 м
штурмовик набирал высоту 400 м. Длина разбега при установке щитков на
взлетный угол равнялась 420 м.
По общему
мнению летчиков, новый самолет получился хорошим, хотя и требовал большого
объема конструктивных изменений, связанных в основном с перекомпоновкой
баков, что само по себе было сложным для серийного производства. В связи с
этим, руководством ВВС КА и НКАП было принято решение провести войсковые
испытания самолета в боевых условиях и уже по результатам последних
сделать вывод о целесообразности запуска Ил-2бис в серийное производство.
Отметим,
что уже с лета 1942 г. в строевых частях местными умельцами в заднем
отсеке Ил-2 вместо бензобака оборудовалось место для воздушного стрелка,
которого вооружали либо пулеметом ДА, либо ШКАС, либо УБТ - что было под
рукой. Всего подобным образом было переоборудовано около 1200 Ил-2.
Войсковые
испытания двухместных вариантов самолета Ил-2 постройки завода No. 30
проводились с конца октября
1942 г.
по 25 января 1943 г. на Калининском фронте в 800-м (командир полка м-р
А.И.Митрофанов) и 667-м (командир полка м-р Г.А.Шутеев) штурмовых
авиаполках 292-й шад 3-й ВА. Первое боевое применение двухместного Ил-2 с
пулеметом УБТ было осуществлено в 800-м шап 30 октября 1942 г. при атаке
Смоленского аэродрома противника.
Надо
сказать, что в авиаполках 292-й шад уже имелся опыт боевого применения
двухместных штурмовиков Ил-2, так как к этому времени силами
инженерно-технического состава несколько одноместных Ил-2 уже были
переоборудованы оборонительным пулеметом ШКАС с боезапасом в 500 патронов,
при этом для установки пулемета использовалось полутурельное кольцо
установки ВУБ-1 самолета Пе-2.
За время
войсковых испытаний 16 двухместных самолетов Ил-2 с пулеметом УБТ
выполнили 64 боевых вылета с общим налетом 77 часов. Проведено 8 воздушных
боев, в которых огнем стрелков было сбито 7 истребителей противника Bf109.
Свои потери составили 3 штурмовика.
Строевые
летчики отмечали, что ухудшение продольной устойчивости штурмовика, а
также увеличение скорости самолета на планировании затруднило ведение
прицельного огня из стрелково-пушечного вооружения и введение боковых
поправок в прицеливание, особенно для молодого летного состава, имеющего
недостаточную летную подготовку. Кроме этого, большая инертность
двухместного Ил-2, по сравнению с одноместным, требовала от летчиков и
большего внимания при пилотаже в составе группы, а также больших дистанций
между самолетами в боевых порядках. Из-за большей задней центровки и
недостаточной устойчивости в продольном отношении выполнение
координированного глубокого виража требовало от летчиков повышенного
внимания. Летчики авиаполков отмечали и большие требуемые нагрузки на рули
двухместного Ил-2, по сравнению с одноместным вариантом, при
перекладывании штурмовика из виража в вираж.
Снижение
вертикальной скорости двухместного Ил-2 привело к усложнению
противозенитного маневра и повышению вероятности поражения его от огня
зенитной артиллерии, особенно малокалиберной. Требовалось повышение
энерговооруженности самолета.
Кабина
стрелка оказалась тесной и затрудняла его движения, что отрицательно
сказывалось на эффективности ведения воздушного боя. Сама же пулеметная
установка в обслуживании оказалась простой.
Опыт
воздушных боев показал, что углы обстрела пулемета УБТ недостаточные.
Стрелок не мог отражать атаки истребителей противника под большими углами
сбоку и сверху. Ввиду малых углов обстрела вниз и в стороны использовать
заднюю огневую точку для стрельбы по истребителям, атакующим снизу, а
также по наземным целям можно было очень ограничено.
Кроме
того, эффективность действий воздушных стрелков в значительной степени
снижалась вследствие частых отказов (обрыв дульца гильзы и заклинивание
автоматики) пулемета УБТ при стрельбе в воздухе. По воспоминаниям
воздушного стрелка 43-го гшап Г.А.Литвина, "Березин" при стрельбе в
воздухе отказывал по этим причинам почти в каждом боевом вылете, а
стрельба длинными очередями производилась "с замиранием сердца". Стрельба
очередью свыше 10 патронов не рекомендовалась по причине обязательного
заклинивания пулемета.
Броневой
лист толщиной 6 мм позади стрелка защищал только от пулеметного огня при
атаках истребителей противника строго со стороны хвоста самолета и от
осколков зенитных снарядов, разорвавшихся сзади фюзеляжа. Попадание в
кабину стрелка фугасного снаряда калибра 20 мм пушки MG-151/ 20 с
дистанции порядка 200-300 м давало пробоину размерами в среднем 70x150 мм
и приводило к поражению стрелка.
За все
время войсковых испытаний имелось 8 случаев поражения стрелков на
двухместных самолетах Ил-2. Причем во всех случаях, кроме одного, летчики
оставались невредимыми. То есть на одного вышедшего из строя летчика
пришлось 8 убитых или раненых стрелков.
В
заключение акта по войсковым испытаниям двухместных Ил-2 постройки завода
No. 30 указывалось, что, по общему мнению летного состава, самолет в целом
хорош, а оборонительная огневая точка с пулеметом УБТ является эффективным
средством защиты от огня истребителей противника, однако летчики и стрелки
требовали увеличить углы обстрела пулемета, усилить бронирование кабины
стрелка и улучшить взлетно-посадочные характеристики самолета.
С
появлением на фронте двухместных "Илов", истребители люфтваффе старались
производить заходы для атаки на штурмовики снизу в хвост или снизу с
боков, если, конечно, позволяла высота, в противном случае -сверху сбоку,
подводя пушечную трассу к фонарю летчика.
Оценки,
основанные на теории воздушной стрельбы и полигонных испытаниях
эффективности действия германского стрелково-пушечного вооружения по
штурмовику Ил-2, показывают, что применительно к типовым условиям ведения
воздушных боев потенциальная вероятность сбития Ил-2 с пулеметом УБТ со
стороны задней полусферы истребителем Bf 109(3-2 (трехточечный) в одной
атаке могла составлять (летчик с отличной летной и стрелковой подготовкой,
а летчик-штурмовик не совершает противоистребительного маневра) около
0,38, а пятиточечным Bf109G-2 - 0,65. В реальных же боевых условиях
результативность летчиков была несколько хуже...
Поскольку
воздушный стрелок Ил-2 был плохо забронирован, то вероятность его
поражения огнем немецких истребителей, как показывают оценки, была
примерно в 2-2,5 раза выше, чем вероятность сбития в этих же условиях
защищаемого им штурмовика.
В этой
связи интересно отметить, что, как показывает анализ боевого опыта,
соотношение потерь штурмовиков Ил-2, летчиков и воздушных стрелков от огня
немецкой зенитной артиллерии практически на всем протяжении войны
равнялось 1:1:1.
Двухместный Ил-2бис проходил войсковые испытания на Калининском фронте в
6-м гшап 3-й ВА с 7 ноября по 9 декабря 1942 г. Несмотря на производство
всего 9 боевых вылетов (на 10-м боевом вылете самолет был потерян от огня
зенитной артиллерии), новый штурмовик сразу же завоевал большой авторитет
у летного состава, особенно самолет понравился стрелкам. Последние
отмечали, что кабина стрелка очень удобна и просторна, совершенно не
стесняет движений во время отражения атак истребителей противника, а
вследствие сильного бронирования кабины стрелок чувствовал себя в ней
спокойно, что благоприятно сказывалось на эффективности воздушной стрельбы
из пулемета. Более того, кабина стрелка позволяла брать с собой в полет
ручной пулемет ДА калибра 7,62 мм и успешно использовать его как при
стрельбе по наземным целям, так и при отражении атак истребителей
противника сбоку.
Блистерная установка с пулеметом УБТ с магазинным питанием работала
хорошо, боекомплект пулемета достаточен. В отзыве о самолете командование
и летный состав 6-го гвардейского шап писали:
"Больше выпускать самолеты Ил-2 со стрелком. Наилучшей машиной такого типа
является машина первого завода. Летно-технический состав 6-го Гв.шап
благодарит коллектив 1-го завода, создавший замечательную кабину стрелка,
тем самым давший возможность всесторонне использовать самолеты Ил-2, что и
требует обстановка на фронтах... Самолеты Ил-2 со стрелком по своим
качествам превосходят все предшествующие варианты. Летчики 6-го Гв.шап
просят давать побольше этих машин".
Тем не
менее, решение о постановке серийного производства двухместного Ил-2бис
завода No. 1 принято не было. Основными причинами этого явились большой
объем конструктивных изменений, требовавший переостнастки конвейера
авиазавода, и уменьшение почти вдвое нормального бомбового груза по
сравнению с одноместным вариантом.
Не
получила "путевку в жизнь" и кабина стрелка, оборудованная турельной
установкой клычной системы конструкции Г.М.Можаровского и И.В.Веневидова
МВ-3 с пулеметом УБТ, имевшая аэродинамическую компенсацию. Турель МВ-3
обеспечивала значительно большие, по сравнению с другими вариантами,
горизонтальные (±120°) и вертикальные (+45°,-15°) углы перемещения оружия
и позволяла, благодаря наличию аэродинамического экрана, вести прицельный
огонь при скоростях полета свыше 400 км/ч.
Ил-2 с
МВ-3 был построен в мае 1943 г. на заводе No. 18 и в июне в целом
удовлетворительно прошел государственные испытания в НИИ ВВС КА. Однако
громоздкий полукруглый экран турели создавал большое аэродинамическое
сопротивление и сильно ухудшал летные данные штурмовика, что, собственно
говоря, и повлияло на отрицательное решение о запуске в серийное
производство этой модификации "Ила".
Отметим,
что в марте 1944 г. ОКБ С.В.Ильюшина была сделана очередная попытка
повысить оборонительные возможности Ил-2. Заводом No. 30 был построен Ил-2 с
задней оборонительной установкой УБШ конструкции КБ завода No. 487 НКВ
(Главный конструктор Шебанов) под пулемет УБТ. Боекомплект к пулемету был
увеличен до 200 патронов (4 магазина по 50 патронов). Конструкция УБШ
обеспечивала увеличенные, по сравнению с ВУБ-3, углы обстрела задней
полусферы: вверх - 57°, вправо - 32°, влево - 45° и вниз с бортов - 8°
вправо и 2° влево.
Всесторонние испытания модифицированного Ил-2 в НИИ АВ ВВС показали, что
УБШ не имеет явных преимуществ перед стоящей на вооружении ВУБ-3 и не
повышает обороноспособность Ил-2 со стороны верхней задней полусферы. К
тому же уже стало ясно, что для эффективной обороны со стороны задней
полусферы необходимо использовать как минимум 20-мм авиапушки. В силу
этого был сделан вывод о нецелесообразности внедрения турели УБШ в
серийное производство, а 487-му заводу было рекомендовано устранить
отмеченные недостатки, усилить вооружение путем установки 20-мм авиапушки
М.Е.Березина УБ-20 и предъявить турель на повторные испытания.
В августе
44-го на одном из серийных Ил-2 АМ-38ф успешно прошла испытания установка
пушки Березина УБ-20 на турели ВУБ-3. Однако в серию установку внедрять не
стали по причине низкой надежности самой пушки.