После первого зимнего наступления советских войск в районе Москвы
командование вермахта выразило заинтересованность в создании противотанкового
самолета, способного поражать броню танков КВ-1 и Т-34. На раннем этапе
намечалось использование в качестве противотанкового оружия армейских реактивных
снарядов "небельверфер" -WfrGr21 или WfrGr28, которые располагались во
вращающемся барабане с шестью ячейками. Опытный самолет Ju 88V57/2 в ходе
экспериментов называли Ju 88N или Ju 88nbwf, но официального обозначения он так
и не получил из-за слишком большого рассеяния и малой вероятности попадания
снаряда в танк.
Затем предпочтение было отдано варианту с 75-мм пушкой В К 7,5. Первый прототип
машины Ju 88V52 (зав. No. 2047) использовался для наземной отработки установки (30
выстрелов, после чего потребовалось усиление конструкции), а второй Ju 88V54
(зав. No. 1887) - для проведения летных экспериментов. Пушка с ручным заряжанием
располагалась в большой подфюзеляжной гондоле. После 250 выстрелов выяснилось,
что носовое остекление не выдерживает действия газов, вырывающихся из дульного
тормоза. Пришлось установить носовой кок от истребителя Ju 88С и
переконструировать дульный тормоз (в нем были просверлены многочисленные
отверстия небольшого диаметра вместо десяти более крупных).
В конце лета 1942 г. было принято решение о целесообразности переделки небольшой
партии бомбардировщиков Ju 88А-4 в противотанковые Ju 88P-1. В марте 1943 г. был
конкретизирован объем партии - 13 машин. Спустя месяц количество заказанных Р-1
увеличили до 30 единиц, но к началу июня было выпущено только шесть машин.
Официально причиной столь низкого темпа переоборудования считается нехватка
дефицитных 75-мм противотанковых орудий, с которыми "жадный вермахт" никак не
хотел расстаться (не верится в то, что 30 орудий для немцев представляли такую
уж ценность). Вероятно, в этот период, проанализировав результаты испытаний, в
техническом управлении люфтваффе сообразили, что для пробивания относительно
тонкой верхней брони танка достаточно орудия меньшего калибра. И "жадный
вермахт" тут же передал в распоряжение люфтваффе 300 противотанковых пушек ВК 5
(KWK 39) калибра 50 мм. Из запланированной серии Ju 88Р-1 с 75-миллиметровками к
сентябрю 1943 г. было изготовлено всего 18 машин.
Пушка и крупногабаритный обтекатель сделали Ju 88Р-1 очень сложным в управлении
и уязвимым для истребителей, хотя гондолу с орудием можно было сбросить с
помощью пиротехнических устройств в экстремальной ситуации, например, в случае
выхода из строя одного из двигателей. Экипаж машины состоял из трех человек.
Стрелковое вооружение включало курсовой пулемет MG 81 и два MG 81Z в нижней и
верхней задних оборонительных установках. Двигатели Jumo211J-2 были защищены
броней, а консольные баки сняты. С нормальной взлетной массой 11 000 кг
максимальная скорость Ju 88Р-1 не превышала 390 км/ч.
Прототип Ju 88Р-2, имевший обозначение Ju88V57/1 (зав. No. 140452) совершил первый
полет 18 июня 1943 г. В отличие от первого варианта противотанкового
"восемьдесят восьмого" эта машина, подобно Ju 87G, была вооружена двумя пушками
ВК 3,7 (Flak 38) калибра 37 мм (по другим данным двумя 30-мм
пушками MK 103). После нескольких полетов в середине июля было
принято решение еще раз переоборудовать самолет, на этот раз в вариант Р-4.
Вариант Ju88P-3 отличался от Р-2 главным образом усиленной бронезащитой. Был
построен один прототип, но о серийном производстве вопрос не вставал.
Последней модификацией противотанкового "восемьдесят восьмого" оказался Р-4, все
тот же Ju88V57/l, но с одной 50-мм пушкой ВК 5. После выполнения 159 выстрелов
на земле и в воздухе для отладки полуавтомата заряжания к октябрю 1943 г.
самолет бьш готов к проведению испытаний. Ему не повезло - при одной из посадок
сложилась правая стойка шасси, и машина получила повреждения, но уже к концу
месяца снова была исправной. В ходе стрельб по трофейным танкам Т-34 скорость
машины доводилась до 390 км/ч, а угол планирования до -20°.
Считается, что серия Р-4, выпущенная в начале 1944 г., насчитывала 32
экземпляра. В феврале 1944 г. на аэродроме Орша на базе отряда 9/KG1 и
нескольких экипажей из 6/KG3 был сформирован отряд 14(Eis)/KG3, в следующем
месяце получивший на вооружение семь Ju 88Р-4, а в апреле-мае - еще шесть таких
машин. Вопреки предположениям о высокой уязвимости за четыре месяца от
воздействия противника отряд потерял всего одну машину, однако в апреле семь Ju
88Р-4 нуждались в ремонте. Еще через два месяца оставшиеся пять машин были
переданы в другую часть, а отряд получил обычные Ju 88А-4.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ju.88p-1 |
Размах крыла, м |
20.00 |
Длина, м |
14.40 |
Высота, м |
4.85 |
Площадь крыла, м2 |
54.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
8600 |
нормальная взлетная |
11000 |
Тип двигателя |
2 ПД
Junkers Jumo 211J-1/2 |
Мощность, л.с. |
2 х 1340 |
Максимальная скорость , км/ч |
390 |
Крейсерская скорость , км/ч |
342 |
Практическая дальность, км |
1620 |
Практический потолок, м |
7900 |
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
одна 75-мм пушка
Раk-40
один курсовой
МG-81 и два оборонительных МG-81Z |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|