Перед самым вступлением Италии в войну командование Regia Aeronautica решило
пополнить свой самолётный парк тяжелым ударным самолётом, которые сейчас принято
именовать "ганшипом". Основная идея состояла в том, что на уже имеющийся в
серийном производстве многомоторный самолёт навешивалось дополнительное
пушечно-пулеметное вооружение с возможностью несения различной бомбовой
нагрузки. В 1940 году эту передовую мысль воплотили в металле специалисты фирмы
SIAI-Marchetti под руководством Алессандро Марчетти.
За основу был взят только что прошедший испытания торпедоносец S.84, которым в
ближайшем будущем предполагалось заменить многоцелевые бомбардировщики S.79. На
эту машину возлагались большие надежды, но S.84, в силу своих конструктивных
особенностей, их не оправдал. Его ударный вариант должен был оказаться лучше,
тем более что радикальных изменений в него вносить не предполагалось чтобы не
нарушать процесс начатого серийного производства.
Созданный на базе трехмоторного бомбардировщика-торпедоносца SM.84 этот
двухмоторный самолет является его двухмоторной версией с самым мощным
вооружением, которое только было на самолетах Итальянских Королевских ВВС.
Переход к двухмоторной схеме позволил полностью перепроектировать носовую часть
фюзеляжа, создав кабину со значительно улучшенным по сравнению с SM.84 обзором.
В нижней части новой носовой секции была размещена батарея из двух 37-мм пушек
Breda и трех 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT (еще два были в турелях стрелков).
Для обслуживания и перезарядки оружия были предусмотрены легкоснимаемые панели.
Вместо 1000-сильных двигателей Piaggio P.XI RC40 были получены Piaggio P.XII
RC.35 мощностью 1500 л.с. Соответственно изменили обводы мотокапотов и пилотской
кабины. Также на этапе испытаний была установлена турельная башня типа Breda,
заложенная еще на этапе проектирования.
13 апреля 1941 году оценочная комиссия ВВС утвердила проект и выдала заказ на
постройку одного прототипа. Работы над самолётом проходили достаточно долго, не
смотря на преемственность некоторых узлов и агрегатов с серийными изделиями,
поэтому в первый полет SM.89 (ММ.533) отправился лишь 28 июля 1942 года. Его
заводские испытания, проходившие на аэродроме Вергиате (Vergiate) проводил
летчик-испытатель Гильермо Алгаротти (Guglielmo Algarotti).
В октябре 1942 года SM.89 под управление Альдо Могги (Aldo Moggi) перелетел в
Экспериментальный центр в Гуидонии, где машина выполнила помимо обычной серии
летных испытаний еще и полеты на пикирование. После летных испытаний самолет
перелетел на полигон Фурбара, где были проведены испытания стрельбой всей
батареи по наземным мишеням (по танкам). Также были выполнены полеты для
проверки работы турели при защите от атак истребителей.
Результаты испытаний оказались положительными, несмотря на недостаточную
мощность двигателей Piaggio P. XII (1500 л.с.). Для улучшения летных
характеристик планировалось установить Piaggio P. XV мощностью 1650 лошадиных
сил, однако производственные мощности фирмы Piaggio не смогли справиться со
всеми заказами и в итоге пришлось ограничиться уже имеющееся мотоустановкой.
Дело оставалось только за решением о серийном производстве, но оно так и не
последовало. Причиной тому послужили плохие отзывы пилотов как о торпедоносцах
S.84, так и штурмовиках SM.89. Пилоты, летавшие на SM.89 относились к нему
весьма критично: лейтенант Бертуцци (Bertuzzi) говорил, что он был вынужден
постоянно парировать стремление машины опустить нос, в то время как капитан
Риндоне (Rindone) называл машину тяжелой в управлении. Несмотря на значительную
мощность двигателей из-за веса оружия и брони приходилось летать с мощностью
двигателей не меньшей 80% от максимальной, и чтобы не потерять высоту
приходилось постоянно задирать машине нос. При посадке приходилось убавлять
мощность при касании поверхности, чтобы машина не скапотировала.
В апреле 1943 года опытный образец SM.89 был передан в 173-ю эскадрилью для
войсковых испытаний. Эта часть базировалась на аэродроме Черветери под Римом и
обеспечивала ПВО итальянской столицы. Как уже писалось раньше эта эскадрилья
Стратегической Разведки стала по сути дела экспериментальным подразделением,
приняв на вооружение помимо SM.89 многоцелевую машину CANSA FC.20. На этом
моменте следы SM.89 теряются и, несмотря на желание Генерального штаба
использовать SM.89 для борьбы с высадкой союзников в Салерно, этот самолет
никогда не увидел боевого применения. Официально он на вооружение не принимался
и по всей видимости единственный SM.89 после подписания перемирия был разобран
на металл.
В заключение следует сказать, что данный самолет, созданный в рамках концепции
тяжелого штурмовика имел мало шансов в условиях превосходства союзников в
воздухе. Об этом свидетельствует опыт применения немцами против наших танков
Ju.88P, чей вес и габариты сопоставимы с SM.89. Эти относительно тяжелые
немецкие машины потерпели на данном поприще полное фиаско, в то время как Ju.87
как истребитель танков еще имел хоть какой то успех и применялся почти до конца
войны. Кроме того, SM.89, как и большинство итальянских опытных самолетов
банально опоздал.
Техническое описание
Штурмовик SM.89 представлял собой двухмоторный четырехместный моноплан
(низкоплан) смешанной конструкции.
Фюзеляж прямоугольного сечения сварен из стальных труб и покрыт дюралюминием до
до турели стрелка (носовая часть). Хвостовая часть фюзеляжа выполнена из дерева
и покрыта фанерой и полотном.
Крыло деревянное трехлонжеронное с фанерной обшивкой. Элероны и закрылки (типа
Handley-Page) с металлическим каркасом и покрыты полотном.
Основные стойки шасси частично убирающиеся поворотом назад с мотогондолы
(неубранными остаются части колес). Хвостовое колесо поворотное, неубираемое.
Хвостовое оперение двухкилевое с металлическим каркасом из сваренных стальных
труб и покрыто полотняной обшивкой.
Стандартное приборное оборудование для определения параметров полета и
управления двигателями.
Пилотская кабина бронированная, двухместная с расположением летчиков тандемом
(второй пилот по совместительству - заряжающий 37-мм пушек). в фюзеляже
установлены два рабочих места: стрелка с турелью (сразу за кабиной) и
стрелка-радиста (середина фюзеляжа).
Двигатели Piaggio P.XII RC.35 мощностью 1500 л.с. с металлическими
трехлопастными винтами с шагом, изменяемым в полете.
Топливная система представляет собой два топливных бака в задней части каждой из
гондол двигателей и еще два бака в корневых частях консолей крыла. Топливные
баки соединены между собой.
Вооружение самолета состоит из двух 37-м пушек и трех 12,7-мм пулеметов,
расположенных в носовой части фюзеляжа и двух 12,7-мм пулеметов для защиты
хвоста (один пулемет в дистанционно управляемой башне Breda). Позади задней кромки
крыла в фюзеляже расположен бомбоотсек.
(c) alternathistory.org.ua