Во время второй мировой воины появились специальные самолеты-штурмовики для
борьбы с танками и бронетехникой. Самой известной такой машиной по праву
считается Ил-2 С.В.Ильюшина. Немецкий Хеншель Hs-129 оказался менее удачным и
особой любовью летчиков Люфтваффе не пользовался. Для штурмовиков главным
оружием нападения стали пушки - от величины их калибра напрямую зависела боевая
эффективность самолета. В середине войны на Ил-2 появилась мощная 37-мм пушка НС
37, а в начале 1945 г. испытали в полете 45-мм НС 45. Немцы экспериментировали с
еще более крупным калибром и установили на Hs-129B-3/Wa орудие ВК 7,5 с калибром
75 мм. Пушки с калибром более 37 мм позволяли уничтожать практически любую
бронетехнику, и вооруженные ими самолеты стали главными воздушными помощниками
наступающей пехоты.
Опыт применения штурмовиков (прежде всего Ил-2) принес положительные результаты.
Летающую батарею (в качестве замены для Douglas A-20 Havoc) пожелали иметь и ВВС
США. В 1943 г. военные заказывают фирме "Бичкрафт" (Beechcraft) двухместный
бомбардировщик-штурмовик, получивший впоследствии опытный индекс ХА-38 и
неофициальное имя "Гризли" ("Grizzly"). Программа была отменена после завершения
двух прототипов.
В начале 1942 года армейская авиация США выдала заказ на постройку тяжелого
бронированного штурмовика с мощным наступательным вооружением, способным
эффективно бороться с хорошо защищенными наземными целями. Несколько ранее, в
1941 году, подобный заказ привел к созданию одномоторного штурмовика Brewster
XA-32, не обладавшего серьёзными преимуществами перед модифицированными
серийными самолётами и поэтому не пошедшему в производство. В связи с этим
требования были переформулированы. Теперь требовалось построить двухмоторный
двухместный штурмовик, но всё в той же категории "А" (Attack – штурмовик). Среди
прочих проектов для опытной постройки был выбран самолёт фирмы Beechcraft,
имевший фирменное обозначение Model 28 и военное ХА-38. Конкурентом ему был
штурмовик Hughes XA-37, создаваемый на основе конструкции дальних разведчиков
D-2 и D-5, но так и не получивший развития.
Фирма Beechcrsft постаралась максимально учесть все требования USAAF. Штурмовик
ХА-38 был цельнометаллическим монопланом с трехстоечным шасси с хвостовым
колесом. На самолёте устанавливались двигатели Wright R-3350 “Cyclone” 18 (как у
В-29) с двухскоростными нагнетателями и непосредственным впрыском воды в
цилиндры, временно повышавшем мощность с 2300 до 2440 л.с.
У американских конструкторов был свой взгляд на самолет огневой поддержки, и
ХА-38 представлял собой довольно крупную двухмоторную машину цельнометаллической
конструкции. Бронирование, в отличие от Ил-2 и Hs-129, сделали минимальным.
Главным орудием нападения стала 75-мм пушка Т9Е1 ( М10), установленная в носовой части
перед кабиной летчика. Для стрельбы вперед имелась еще пара крупнокалиберных
пулеметов М-2 (12,7-мм), стоящих снизу орудия. Стрелок находился в своей кабине
за крылом и дистанционно управлял двумя башенками - сверху и снизу фюзеляжа, с
парой пулеметов М-2 в каждой, наводящихся с помощью перископа. Помимо этого, на
четырех подкрыльевых держателях можно было подвесить бомбы общей массой до 907
кг или дополнительные топливные баки.
Экипаж штурмовика состоял из трех человек: пилота-радиста, оператора вооружения
и кормового стрелка. При таких параметрах ХА-38 вполне соответствовал средним
бомбардировщикам того времени, но главной его задачей считалось отнюдь не
нанесение бомбовых ударов. В замыслах конструкторов ХА-38 виделся скорее как
тяжелый истребитель-перехватчик, благо мощное вооружение и высокая проектная
скорость позволяла бы ему бороться не только с бомбардировщиками, но и
истребителями противника.
Дело оставалось только за получением нужных моторов, что в конечном счете и
погубило этот перспективный самолёт.
Постройка двух прототипов ХА-38 (серийные номера 43-14406 и 43-14407), начатая в
1942 году задержалась больше чем на полгода в связи с тем, что двигатели R-3350
имелись в небольшом количестве и предназначались в первую очередь для тяжелых
бомбардировщиков В-29, программа постройки которых имела гораздо более высокий
приоритет. Когда же наконец моторы стали доступны оказалось, что армейская
авиация утратила прежний интерес с ХА-38. Фактически штурмовик фирмы Beechcraft
повторил судьбу тяжелого истребителя Lockheed XP-58, который пошел не слом едва
успев появиться на свет. Тем не менее было принято решение провести испытания
построенных ХР-38.
Двигатели Райт (Wright) R-3350-43 с турбонаддувом (взлетная мощность 2300 л.с.)
крепились на среднерасположенном крыле. Основные стойки шасси с одним колесом
убирались гидравликой в мотогондолы, а хвостовое колесо - в специальный отсек.
Для удобства обзора стрелку и эффективной стрельбы назад хвостовое оперение
выполнили двухкилевым с двумя "шайбами".
Впервые штурмовик поднялся в воздух 5 (по другим данным – 7) мая 1944 года.
Пилотировал самолёт лётчик-испытатель фирмы Beechcraft Верн Карстен. На первом
прототипе вместо настоящего оружия временно установили деревянные макеты, но в
июле того же года, после интенсивных заводских испытаний, приступили к стрельбе
из 75-мм пушки. Все тесты ХА-38 прошел успешно, что позволило 14 августа 1945
года передать его на испытания в Исследовательский центр USAAF в Эглине
(Флорида). Ему было присвоено название "Destroyer", хотя более популярным стало
его неофициальное имя "Grizzly". Второй опытный экземпляр был облётан 22
сентября, но тогда уже было ясно, что армейская авиации больше не заинтересована
в продлении программы. Капитуляция Германии, а затем и Японии положили конец
многим успешным разработкам, в число которых и попал ХА-38, так как обязанности
по поддержке наземных сил возложили на многоцелевые истребители и тактические
бомбардировщики.
Кроме того, использованные двигатели требовались для B-29 Superfortress, который
по-прежнему оставался приоритетным.
Самолет показал себя удовлетворительным во всех отношениях, и лучше, чем
ожидалось, в некоторых, в том числе по максимальной скорости (существовала даже
легенда, что Гризли "убежал" от гнавшегося за ним P-51B Mustang). Во время
тестирования прототипов XA-38 присутствовали американские армейские летчики и
представители обслуживающего персонала из числа действующих военнослужащих, они
отзывались о машине как о надежной, с высоким уровнем удобства обслуживания.
Самолёт оказался очень маневренным, он мог взлетать и садиться на площадки
значительно меньшие, чем было нужно другим самолетам аналогичного размера.
Вооружение оказалось особенно эффективным. Если бы не смена военных приоритетов,
самолет, скорее всего, был бы заказан в некотором количестве уже в 1944 году.
Если бы война продолжалась, вполне вероятно, что с его скоростью, огневой мощью
и прочной конструкцией, A-38 стал бы самым важным самолётном армейской
поддержки. Вместо этого, один прототип был вскоре уничтожен, судьба другого,
предназначавшегося для музея ВВС США, осталась неизвестной.