Уголок неба ¦ Douglas B-26 Counter Invader

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация бомбардировщики  
   B-26 Counter Invader
       
Разработчик: Douglas
Страна: США
Первый полет: 1963
Тип: Штурмовой бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В начале 60-х годов Соединенные Штаты оказались вовлеченными в партизанскую войну на юге Вьетнама. Этот конфликт привел к развитию нового класса самолетов, предназначенных для противопартизанских действий, так называемых самолетов COIN (сокращение от counter-insurgency - против восстания). Чтобы удовлетворить потребность в самолетах, способных участвовать в таких локальных конфликтах, ВВС стали вести параллельную разработку специализированного самолета и дорабатывать существовавшие самолеты для решения таких задач. 

С середины 50-х годов части ВВС США, вооруженные B-26, стали переоснащать новыми реактивными самолетами Martin B-57 и Douglas B-66 и Invader были сняты с активной эксплуатации. Таким образом, к началу 60-х годов на хранении имелось относительно большое количество B-26, то встал вопрос о возможности использования Invader в роли COIN, тем более, что стандартные B-26 достаточно успешно использовались в составе 4400-й эскадрильи Combat Crew Training (CCTS) Jungle Jims во Вьетнаме. Самолеты обслуживались Южно-Вьетнамскими военно-воздушными силами, но имели американские экипажи.

В это же время 1-я Air Commando Group на авиационной базе Eglin во Флориде использовала стандартные B-26 для отработки методов и приемов борьбы с мятежами. Многие из этих B-26 из-за частых разрушений крыльев были выведены из эксплуатации. В попытке продлить срок службы самолетов основания лонжеронов крыла оставшихся самолетов были усилены стальными скобами. Успех этих модификаций привел USAF к идее заказа модернизированной версии Invader.

Для модернизации Invader руководство ВВС США выбрали компанию On Mark Engineering Company из Van Nyes (штат Калифорния), с которой в 1962 году был заключен контракт на переоборудование самолетов. On Mark была выбрана из-за имевшегося у нее значительного опыта ремонта и модификации лишних B-26 для гражданского рынка, главным образом, в качестве высокоскоростных административных транспортных самолетов. Но прежде компания On Mark никогда не изготовляла военных самолетов. Для модернизированного самолета было выбрано обозначение B-26K и имя Counter Invader.

После анализа требований ВВС инженеры On Mark предложили следующие главные модификации планера B-26: полное переизготовление фюзеляжа и хвостового оперения, руль направления увеличенной площади для улучшения управляемости самолета при полете на одном двигателе, усиление от корневой части крыла до законцовки оригинальных алюминиевых лонжеронов крыла стальными накладками, установка 18-цилиндровых двухрядных звездообразных двигателей воздушного охлаждения с системой впрыска водно-метаноловой смеси Pratt&Whitney R-2800-103W взлетной мощностью 2500 л.с. Двигатели вращали полностью реверсируемые автоматические флюгируемые трехлопастные воздушные винты большего диаметра. Самолет оснастили двойными органами управления с установленной с правой стороны станцией бомбардира, антиобледенительной системой крыльев и карбюраторов двигателей, противообледенительной системой и стеклоочистителем ветрового стекла кабины, усиленными тормозами с антиблокировочной системой, системой отопления мощностью 100000 BTU (BTU - британская тепловая единица). Претерпели некоторые изменения конструкция приборной панели, а сами приборы заменили на более совершенные. В панели на правой стороне кабины была установлена новая аппаратура. На самолете установили систему пожаротушения, восемь подкрыльных точек подвески (специально разработанных для первого прототипа YB-26K), топливные баки на законцовках крыла емкостью по 165 американских галлонов с системой быстрого аварийного слива топлива. 

Специально были разработаны быстросменные стеклянная носовая часть и носовая часть с восемью 12,7 мм пулеметами. Надфюзеляжная и подфюзеляжная защитные турельные установки были сняты. Кроме перечисленного на самолете установили полный комплект бортовой электроники (HF (high frequency - высокочастотная), VHF (very high frequenc - сверхвысокочастотная), UHF (ultrahigh frequency - ультравысокочастотная), коммуникации селекторной связи, навигационную систему VOR, низкочастотный автоматический радиопеленгатор LF/ADF, систему "слепой" посадки ILS (instrument landing system - посадка по приборам), радионавигационную систему TACAN, систему IFF (Identification Friend or Foe - радиолокационная система опознавания самолетов и кораблей "свой-чужой") кодер и радиомаркер), два 300-амперных генератора постоянного тока и два обратных преобразователя мощностью по 2500 вольт-ампер. Была предусмотрена возможность установки сложного фотооборудования для выполнения разведывательных полетов.

В октябре 1962 года On Mark начала работы над опытным образцом самолета под обозначением YB-26K. Модернизация самолета была закончена в начале января 1963 года. Первый Counter Invader был изготовлен на основе RB-26C (серийный номер 44-35634). Самолет был конвертирован из B-26B в августе 1961 года и использовался в качестве служебного. Самолет не получил новый порядковый номе и совершил первый полет 28 января 1963 года. Первый этап испытаний проводился на авиабазе Eglin (штат Флорида). В июне 1963 года самолет передали 1-му Air Commando Wing в Hurlburt для проведения оценочных испытаний. Были испытаны различные типы вооружения для различных моделируемых боевых условий. 

После выполнения самолетом всей программы испытаний ВВС приняли самолет. В ноябре 1963 года с On Mark был заключен контракт на сумму 13 миллионов долларов на переоборудование сорока B-26 до стандарта YB-26K. Большинство самолетов, отобранных для модернизации, было модели B-26B или TB-26B, два самолета модели B-26C и один - JB-26C. Самолетам были присвоены новые порядковые номера 64-17640:17679.

B-26K отличался от YB-26K, прежде всего, установкой вместо R-2800-103W двигателя R-2800-52W взлетной мощностью 2500 л.с. Коки воздушных винтов были сняты, как и шесть 12,7 мм пулеметов в крыльях.

B-26K мог одновременно нести 4000 фунтов бомб на внутренних подвесках и до 8000 фунтов на подкрыльных пилонах. Помимо баков на законцовках крыльев самолет мог нести два сбрасываемых бака по 230 галлонов или один под крылом емкостью 675 галлонов. Эти изменения увеличили максимальную крейсерскую скорость с 240 до 265 узлов, нормальную боевую дальность полета от 210 до 500 морских миль и увеличили боевую нагрузку от 7500 до 12000 фунтов. Помимо этого, существенно улучшилась скороподъемность и увеличился практический потолок. Однако самолет был несколько менее устойчив чем первоначальный вариант B-26. 

Все B-26K были оснащены металлической носовой частью с восьмью 12,7 мм пулеметами, но, примерно за четыре часа, она могла быть заменена прозрачной носовой частью, аналогичной применявшейся на модели B-26C. B-26K мог быть быстро конвертирован в разведывательный самолет RB-26K путем установки застекленной носовой части и установкой в бомбоотсеке четырех фотокамер и отражателей фотовспышки. RB-26K нес в бомбоотсеке систему камер F-492, которые осуществляли съемку через прорезанные в створках бомболюка окна. Одной из камер системы была панорамная зеркальная KA-56A, которая имела автоматическую систему обработки данных в полете. В носовой части могла быть установлена наклонная камера K-38, направленная через оптическую плоскую панель бомбоприцела. В хвостовой части располагалась вертикальная камера P-2.

Изготовление заказанных машин началось в конце 1963 года, а 26 мая 1964 года первый B-26K был поставлен USAF. в июне 1964 года ВВС был поставлен первый самолет (с новым порядковым номером) под обозначением B-26K. Все заказанные B-26K были поставлены USAF между июнем 1964 года и апрелем 1965 года. Более поздние самолеты получили капоты со смещенным назад воздухозаборником карбюратора.

Первоначально они были предназначены для замены изношенных B-26 во Вьетнаме на базе Farm Gate. Однако эти B-26 сняли с эксплуатации до поступления B-26K из-за усталостных разрушений лонжеронов крыла и были заменены на A-1 Skyraiders. Поэтому срочная потребность в B-26K в Юго-восточной Азия отпала и самолеты остались в США. Сначала они поступили на вооружение 602-й смешанной истребительной эскадрильи на авиабазе Hurlburt. Впоследствии эскадрилью переобозначили в 6-ю смешанную истребительную эскадрилью. Последние семь самолетов были причислены 605-й эскадрилье Air Commando на авиабазе Howard в зоне Панамского канала. 

B-26K провели первые два года службы в учебных частях в США и Центральной Америке. В середине декабря 1965 года 603-я истребительная эскадрилья, задействованная в программе обучения на B-26К, перебазировалась с авиабазы Hurlburt на базу England штат Луизиана и вскоре была переобозначена в 603-ю эскадрилью Air Commando.

Весной 1966 года было принято решение развернуть B-26K в Юго-восточной Азии для противодействия наступления войск под руководством Хо Ши Мина из Северного Вьетнама на Лаос. Так как северо-восточный Таиланд был намного ближе к предполагаемому театру военных действий в южном Лаосе, чем базы в Южном Вьетнаме, то правительство США приняло решение о размещении В-26К именно там. Однако в середине 60-х годов Таиланд не разрешал базирование бомбардировщиков на своей территории и в мае 1966 года самолетам было возвращено старое обозначение штурмовика A-26A.

A-26A, развернутые в Юго-восточной Азия были приданы 606-й эскадрилье Air Commando на авиабазе Nakhon Phanom в Таиланде. В боевых действиях самолеты этой эскадрильи были известны как Lucky Tiger. Соединение A-26A из 603-й эскадрильи Air Commando было официально известно как Отряд 1 (Detachment 1) и в течение шести месяцев находилось в Таиланде. Поскольку действия в Лаосе были неофициальными, то базировавшиеся в Юго-восточной Азии A-26A не несли национальных знаков отличия. Длинный узкий выступ территории Лаоса по северной границе Вьетнама стал известен как Steel Tiger и он стал первичной целью A-26A. 

Большинство боевых вылетов A-26A в Лаосе совершалось в темное время суток, поскольку Северо-вьетнамская система ПВО сделала дневные вылеты нескоростных самолетов с поршневыми двигателями слишком рискованными. Одной из основных целей Counter Invader были грузовики. Иногда A-26A были оборудованы прибором ночного видения AN/PVS2 Starlight. В основном самолеты были оснащены непрозрачными носовыми частями, но в нескольких вылетах самолеты несли стеклянные носовые части. К декабрю 1966 года A-26A уничтожили и повредили 99 грузовых автомобилей. В конце декабря Counter Invader были переданы 634-й Combat Support Group в Nakhon Phanom. В апреле 1967 года A-26A были официально переданы 609-й эскадрилье Air Commando, которая входила в состав недавно сформированного 56-го Air Commando Wing. 

По спецификации A-26A мог нести максимальную боевую нагрузку 8000 фунтов на подкрыльевых пилонах и 4000 фунтов на внутренних подвесках. Однако для улучшения маневренности и уменьшения нагрузки на конструкцию самолета в ходе боевых вылетов полезная нагрузка была обычно несколько. Типичным вариантом боевой нагрузки была подвеска на подкрыльевых пилонах двух контейнеров SUU-025 с осветительными ракетами, двух контейнеров LAU-3A с ракетами и четырех кассетных бомб CBU-14. Позднее SUU-025 и LAU-3A часто заменялись контейнерами BLU-23 с 500 фунтами оперенных бомб с напалмом или аналогичным контейнером BLU-37 с 750 фунтами бомб. Также можно было нести зажигательные бомбы M31 и M32, зажигательные бомбы M34 и M35, осколочные бомбы M1A4, бомбы M47 с зарядом белого фосфора и кассетные бомбы CBU-24, -25, -29 и -49. Помимо этого самолет мог нести 250-фунтовые многоцелевые бомбы Mk.81, 500-фунтовые Mk.82 и 750-фунтовые M117.

Летом 1968 года все Air Commando Wing были переобозначены в Special Operations Unit и 56-е ACW стало 56-м Special Operations Wing, 609-я ACS стала 609-й эскадрильей специальных операций. 

Ночные задачи A-26A были постепенно приняты боевыми вертолетами, самолетами AC-130A и AC-130E и Counter Invader к ноябрю 1969 года были постепенно выведены из боевых действий. За время боевых действий из 30 самолетов, базировавшихся на Таиланде, было сбито 12. За действия в Лаосе 609-я эскадрилья специальных операций была награждена Presidential Unit Citation.

После снятия с эксплуатации большинство A-26A было передано на хранение MASDC в Davis-Monthan. Пять были переданы ВВС Южного Вьетнама для использования в качестве учебных. Десять самолетов поддерживались в постоянной боеготовности и только в феврале 1973 года последний A-26A был отправлен на склад. Пять из этих самолетов оказались в музеях в США и Южной Корее. 





 ЛТХ:
Модификация   В-26К
Размах крыла, м   21.79
Длина самолета, м   15.71
Высота самолета, м   5.79
Площадь крыла, м2   50.17
Масса, кг  
  пустого самолета   11399
  нормальная взлетная   16783
  максимальная взлетная   17803
Тип двигателя   2 ПД Pratt Whitney R-2800-52W
Мощность, л.с.  
  номинальная   2 х 2500
  маршевая   2 х 1750
Максимальная скорость, км/ч   520
Крейсерская скорость, км/ч   272
Перегоночная дальность, км   4345
Практическая дальность, км   2382
Боевой радиус действия, км   1127
Максимальная скороподъемность, м/мин   625
Практический потолок, м   8717
Экипаж, чел   2
Вооружение:   восемь 12,7 мм пулемета в носовой части и шесть 12,7 мм пулеметов в крыльях.
 бомбовая нагрузка на внутренней подвеске до 1814 кг и 3628 кг на подкрыльных пилонах.
 максимальная бомбовая нагрузка до 5443 кг


 Доп. информация :


  Статья "Боевое применение В-26 в Корее"
 Фотографии:

 YB-26K
 В-26К
 В-26К
 В-26К
 В-26К
 В-26К
 В-26К
 В-26К
 В-26К
 Кабина пилотов В-26К

  Варианты окраски :

 B-26K

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. Михаил Никольский. Авиация Специального назначения
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Douglas B-26K
Crowood. Scott Thompson. Douglas A-26  and B-26 Invader
Squadron/Signal. Jim Mesco. A-26 Invader in action
FAotW. Douglas A-26 Invader
WarbirdTech. Frederick A. Johnsen. Douglas A-26 Invader


Уголок неба. 2015 



 

  Реклама: