Во многом унифицированный с истребителем-бомбардировщиком F-111А
стратегический бомбардировщик FB-111A paзрабатывался как замена устаревающему
В-58А и рассматривался как временный тип до принятия на вооружение машины,
проектировавшейся по программе AMSA (будущего В-1 А). Решение о его создании
приняли в 1965 г., проектирование этой модификации вели с 1966 г.
Бомбардировщик отличался от F-111A крылом увеличенного размаха (с удлиненными
консолями от палубного F-111B), усиленной конструкцией планера и составом БРЭО.
Самолет получил цифровой прицельно-навигационной системой Mark IIB (плюс РЛС
управлением вооружения AN/APQ-144)
и воздухозаборниками с изменяемой геометрией Triple Plow
II. Стойки шасси усилили, но размеры колес сохранили, как у предшественника. Самолет
оснащался модифицированными двигателями TF30-P7 тягой по 9055 кгс и новыми воздухозаборниками, отодвинутыми на 100 мм от фюзеляжа и с центральным телом
иной конструкции; окна подпитки воздухом закрывались створками, открывавшимися
внутрь, а не подвижными панелями. Такая доработка позволила снять ранее
существовавшие ограничения на максимальную скорость. Первоначально хотели
увеличить экипаж до трех человек, но стремление к максимальной унификации
победило и делать этого не стали.
Длина фюзеляжа увеличилась на 0,63 м. Под крылом монтировались шесть пилонов
наружной подвески. Два из них размещались под неподвижной частью крыла и четыре
- под консолями. Последние разворачивались по потоку, следуя за движением
поворотных частей крыла. Емкость внутренних топливных баков составляла 21 243 л
(с учетом баков в бомбоотсеке). Дополнительно на пилонах могли подвешиваться
шесть сбрасываемых топливных баков по 2270 л. Взлетный вес машины оценивался в
54 105 кг.
В состав БРЭО бомбардировщика входили навигационно-бомбардировочная система
Мк.2В, включавшая РЛС управления оружием AN/APQ-114, РЛС следования рельефу
местности AN/APQ-134 (позволявшая лететь на высоте 90 м), доплеровская РЛС
AN/APQ-185, астрокомпас ASQ-119, I4HCAJN-16, радиовысотомер ANP-167. На борту
устанавливалась ЭВМ СР-2.
FB-111А мог нести шесть ядерных бомб типов В43, В57 или В61 - две в отсеке
вооружения и четыре на поворотных пилонах. Основным же оружием бомбардировщика
считались управляемые ракеты AGM-69A SRAM с ядерной боевой частью - до шести
штук. Две ракеты размещались внутри бомбоотсека, четыре - на поворотных пилонах.
Неподвижные пилоны предназначались только для подвески баков. Самолет мог
использовать и неядерное оружие: до 24 бомб М117А по 340 кг или до 24 бомбовых
кассет GBU-52B. Максимальная боевая нагрузка - около 10 000 кг.
Осенью 1966 г. в опытные образцы FB-111A начали дорабатывать два серийных
F-111A. Первый из них поднялся в воздух 30 июля 1967 г. Первый и второй самолеты
были оснащены двигателем Pratt & Whitney TF30-P-12А и
еще не имели системы Mark IIB. Эти самолеты и последующие четыре были
использованы для испытательных полетов.
Первоначально перспективы машины казались отличными. Еще в декабре 1968 г
министр обороны США объявил о планах постройки 263 бомбардировщиков. Ими
намеревались вооружить 14 эскадрилий.
Первый серийный FB-111A выпустили 13 июля 1968 г., поставки самолетов в ВВС
начались 8 октября 1969 г. Но более тщательная оценка возможностей машины
показала, что «настоящего» стратегического бомбардировщика из нее не получилось.
Дальность полета и боевую нагрузку оценили как недостаточные. Нанесение
эффективного удара через океан FB-111A оказалось не по силам. Однако они могли
размещаться на заграничных базах в Англии или Японии, откуда вполне могли
«дотянуться» до целей в СССР. Заказ урезали до 76 самолетов.
Производство бомбардировщиков завершили в июне 1971 г., выпустив все
предусмотренные 76 FB-111A. Каждый из них обошелся в 12,5 млн долларов.
Впоследствии самолеты несколько раз проходили доработки. На них ввели приемник
предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALE-62 и систему РЭБ AN/ALQ-137.
Появилась система автоматической защиты от сваливания на крыло. В 1983 г. БРЭО
прошло модернизацию, в результате которой средняя наработка на отказ по
навигационно-бомбардировочной системе увеличилась с четырех часов до сорока.