Уголок неба ¦ Harbin H-5

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация бомбардировщики
   H-5
       
Разработчик: Harbin
Страна: Китай
Первый полет: 1964
Тип: Фронтовой бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Поставки Ил-28 за рубеж, видимо, начались с Китая (около 500 машин), и причиной тому стала начавшаяся в 1950 году война в Корее. Однако документальных сообщений об участия Ил-28 в этой войне я не встречал. Скорее всего, "илы" в Корейской войне играли роль сдерживающего фактора. Первыми в Китай поступили самолеты в варианте бомбардировщика, затем последовали учебные машины, разведчики и торпедоносцы.

В ходе эксплуатации самолетов в Харбине организовали их ремонт с изготовлением не только запасных частей, ной кормовых установок Ил-КбМ. В те годы Ил-28 считался одним из лучших самолетов Национально-освободительной армии КНР, и неудивительно, что спустя почти десять лет на том же заводе началось серийное производство бомбардировщика под обозначением Н-5 (Harbin-5). Одновременно развернулось и производство двигателей ВК-1А под обозначением Liming (LM) Wopen-5D.

На постройку первых двух машин ушло почти два года. Первый полет самолета китайской постройки состоялся 25 сентября 1966 года, и в апреле следующего года сборочный цех предприятия начали покидать серийные машины. По составу оборудования и вооружения это был уже другой самолет, сохранивший лишь внешний облик Ил-28. Серьезным изменениям подверглась и конструкция планера.  H-5 отличается от Ил-28 вооружением из 23-мм пушек Type 23-1 (аналог АМ-23 с бомбардировщика Ту-16) и установкой двух турбореактивных двигателей Liming (LM) Wopen-5D (ВК-1А) тягой по 26,48 кН

Сообщалось, что к началу 1980-х построено свыше 1500 Н-5. Кроме этого, выпускались учебные машины HJ-5 и разведчики HZ-5.

В сентябре 1967 года на испытания поступил носитель ядерного оружия, с которого в декабре 1968-го сбросили атомную бомбу. В 1970 году разработали тактический фоторазведчик HZ-5 с двумя аэрофотоаппаратами и дополнительными топливными баками на законцовках крыла, как на Ил-28Р, и поступивший на вооружение в 1977 году. На заводе в Харбине с 1970 года строили и учебно-тренировочный вариант HJ-5 (выпущено 187 машин).

Китай не только удовлетворил свои потребности во фронтовых бомбардировщиках Н-5, но и усиленно предлагал их развивающимся странам на Азиатском и Африканском континентах, поставлял их в Румынию.
Самолеты Н-5 китайцы впервые применили в 1959 году в Тибете, затем в ходе многочисленных вооруженных конфликтов на Тайване. Сообщалось, что эти машины применялись не только для нанесения бомбовых ударов, но и для разведки.

К началу нового тысячелетия Китай все еще эксплуатировал самолеты семейства Ил-28, хотя к 2009 году их число значительно сократилось. Все эти машины  применяются для разведки, берегового патрулирования и радиоэлектронного противодействия.






 Модификации :

 H-5

 первая серийная модификация.

 H-5A

 версия H-5 - носитель тактического ядерного оружия.

 H-5 Naval Variant

 торпедоносец с двумя  торпедами Yu-2.

 HJ-5 (Hongzha Jiaolian, или Hong Jiao)
 учебно-тренировочная версия .
 Eagle (Fire-Control Testbed)
 версия для испытания ПКР YJ-8 (C-801).
 HZ-5 (Hongzha Zhencha или Hong Zhen)
 разведывательная версия.
 HD-5 (Hongzha Dianzi или Hong Dian)
 самолет РЭБ



 ЛТХ:
Модификация   H-5
Размах крыльев, м   21.45
Длина, м   16.77
Высота, м   6.20
Площадь крыла, м2   60.80
Масса, кг  
  пустого самолета   12890
  нормальная взлетная   18400
  максимальная взлетная   21200
Тип двигателя   2 х ТРДД Liming (LM) Wopen-5D
Тяга, кгс   2 х 2700
Максимальная скорость, км/ч   900
Крейсерская скорость, км/ч   710
Перегоночная дальность, км   2400
Радиус действия, км   1000
Практический потолок, м   12500
Экипаж, чел   3
Вооружение:   Кормовая установка Ил-К6 с двумя пушками Type23 -I (c 225 патронами).
 Бомбовая нагрузка на внутренней подвеске: нормальная - 1000 кг, максимальная - 3000 кг.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 H-5
 H-5
 H-5
 H-5
 H-5 ВВС Румынии (c) Caescu Dan
 H-5
 H-5 наносят бомбовый удар
 H-5 на аэродроме

 Схемы:

 

 Варианты окраски:

 H-5 ВВС Китая
 H-5 ВВС Китая
 H-5 ВВС Северной Кореи
 H-5 ВВС Румынии
 H-5 ВВС Албании

 



 

Список источников:

Эксмо. Николая Якубович. Первый реактивный бомбардировщик Ил-28
Крылья Родины. Владимир Ильин. Семь равно восьми
Авиация и Космонавтика 2017-08. С.Дроздов. Была такая авиация

Air Force World.com. PLA
Chinese Defence Today. An unofficial web site of Chinese defence affair
Hui Tong. Chinese Military Aviation.
Flieger Revue Extra No.17-18. Andreas Rupprecht. Drachenflugel


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: