Поставки
Ил-28 за рубеж, видимо, начались с Китая (около 500 машин), и причиной
тому стала начавшаяся в 1950 году война в Корее. Однако документальных
сообщений об участия Ил-28 в этой войне я не встречал. Скорее всего,
"илы" в Корейской войне играли роль сдерживающего фактора. Первыми в
Китай поступили самолеты в варианте бомбардировщика, затем последовали
учебные машины, разведчики и торпедоносцы.
В ходе эксплуатации самолетов в Харбине организовали
их ремонт с изготовлением не только запасных частей, ной кормовых
установок Ил-КбМ. В те годы Ил-28 считался одним из лучших самолетов
Национально-освободительной армии КНР, и неудивительно, что спустя почти
десять лет на том же заводе началось серийное производство
бомбардировщика под обозначением Н-5 (Harbin-5). Одновременно
развернулось и производство двигателей ВК-1А под обозначением Liming (LM)
Wopen-5D.
На
постройку первых двух машин ушло почти два года. Первый полет самолета
китайской постройки состоялся 25 сентября 1966 года, и в апреле
следующего года сборочный цех предприятия начали покидать серийные
машины. По составу оборудования и вооружения это был уже другой самолет,
сохранивший лишь внешний облик Ил-28. Серьезным изменениям подверглась и
конструкция планера. H-5 отличается от Ил-28 вооружением из 23-мм
пушек Type 23-1 (аналог АМ-23 с бомбардировщика Ту-16)
и установкой двух турбореактивных двигателей Liming (LM) Wopen-5D
(ВК-1А) тягой по 26,48 кН
Сообщалось, что к началу 1980-х построено свыше 1500
Н-5. Кроме этого, выпускались учебные машины HJ-5 и разведчики HZ-5.
В сентябре 1967 года на испытания поступил носитель
ядерного оружия, с которого в декабре 1968-го сбросили атомную бомбу. В
1970 году разработали тактический фоторазведчик HZ-5 с двумя
аэрофотоаппаратами и дополнительными топливными баками на законцовках
крыла, как на Ил-28Р, и поступивший на вооружение в 1977 году. На заводе
в Харбине с 1970 года строили и учебно-тренировочный вариант HJ-5
(выпущено 187 машин).
Китай не только удовлетворил свои потребности во
фронтовых бомбардировщиках Н-5, но и усиленно предлагал их развивающимся
странам на Азиатском и Африканском континентах, поставлял их в Румынию.
Самолеты Н-5 китайцы впервые применили в 1959 году в Тибете, затем в
ходе многочисленных вооруженных конфликтов на Тайване. Сообщалось, что
эти машины применялись не только для нанесения бомбовых ударов, но и для
разведки.
К началу
нового тысячелетия Китай все еще эксплуатировал самолеты семейства Ил-28,
хотя к 2009 году их число значительно сократилось. Все эти машины
применяются для разведки, берегового патрулирования и радиоэлектронного
противодействия.
Модификации
: |
|
|
H-5
|
первая серийная модификация. |
H-5A |
версия H-5 - носитель тактического
ядерного оружия. |
H-5
Naval Variant |
торпедоносец
с двумя
торпедами Yu-2. |
HJ-5 (Hongzha Jiaolian, или Hong
Jiao) |
учебно-тренировочная
версия . |
Eagle (Fire-Control Testbed) |
версия для
испытания ПКР YJ-8 (C-801). |
HZ-5
(Hongzha Zhencha или Hong Zhen) |
разведывательная
версия. |
HD-5 (Hongzha Dianzi или Hong Dian) |
самолет
РЭБ |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
H-5 |
Размах крыльев, м |
21.45 |
Длина, м |
16.77 |
Высота, м |
6.20 |
Площадь крыла, м2 |
60.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
12890 |
нормальная взлетная |
18400 |
максимальная взлетная |
21200 |
Тип двигателя |
2 х ТРДД
Liming (LM) Wopen-5D |
Тяга, кгс |
2 х 2700 |
Максимальная скорость, км/ч |
900 |
Крейсерская скорость, км/ч |
710 |
Перегоночная дальность, км |
2400 |
Радиус действия, км |
1000 |
Практический потолок, м |
12500 |
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
Кормовая установка Ил-К6 с двумя пушками Type23 -I (c 225 патронами). Бомбовая нагрузка на внутренней подвеске: нормальная - 1000 кг, максимальная - 3000 кг. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|