Известно, что при своевременном ремонте и модернизации авиационная техника
может эксплуатироваться в течение длительного времени. Кроме того, длительной
эксплуатации той или иной техники способствует использование имеющегося
модернизационного потенциала и создание новых модификаций. Ярким примером этого
может служить советский бомбардировщик Ту-16. Этот самолет был создан в начале
пятидесятых годов и завершил свою службу только в 1993 году. Еще более
интересным примером является китайский бомбардировщик Xian H-6, являющийся
копией и развитием Ту-16. Первый H-6 был построен в конце шестидесятых годов, но
самолеты этого типа до сих пор являются основой дальней авиации ВВС Китая.
Началом истории самолета H-6 можно считать сентябрь 1957 года, когда Пекин
приобрел лицензию на строительство советских бомбардировщиков Ту-16. В 59-м
Китай получил два эталонных самолета, один бомбардировщик в разобранном виде и
один сборочный комплект. На сборку первого самолета на китайских предприятиях
ушло чуть более двух месяцев. 27 сентября 1957 года первый Ту-16 китайской
сборки поднялся в воздух. В китайских документах лицензионный Ту-16 обозначался
как H-6.
Ухудшение советско-китайских отношений, начавшееся в конце пятидесятых годов,
сказалось на дальнейшей судьбе множества проектов. В частности, Китай потерял
возможность использовать советский опыт в авиастроении. Тем не менее, ВВС НОАК
нуждались в современных дальних бомбардировщиках. В начале шестидесятых годов
конструкторы организации Xian Aircraft Company (XAC) получили распоряжение
изучить имеющуюся документацию по советскому самолету Ту-16 и разработать
проект, который позволил бы строить аналогичную технику своими силами.
Примерно в 1964 году сотрудники XAC начали подготовку к строительству первого
самолета новой модели, получившей название H-6A. Фактически новый китайский
бомбардировщик представлял собой незначительно доработанный вариант Ту-16,
полностью основанный на комплектующих китайского производства. Так, ввиду
невозможности закупки советских двигателей Китаю пришлось начать производство
собственных турбореактивных двигателей Xian WP8. Эти моторы являлись версией
советских РД-3М, использовавшихся на Ту-16. Похожим образом обстояло дело и с
другими узлами и агрегатами.
Первый H-6A, построенный с использованием только китайских комплектующих,
взлетел в конце декабря 1968 года. Вскоре началось серийное строительство
бомбардировщиков нового типа. Точная информация о его объемах отсутствует. По
разным оценкам, до середины или конца семидесятых годов компания XAC построила
не менее 150-200 самолетов новой модели. Большая часть этой техники в дальнейшем
неоднократно проходила модернизацию и до сих пор используется военно-воздушными
силами Китая.
Ввиду специфического "происхождения" китайский бомбардировщик H-6A по своим
характеристикам почти не отличался от советского прототипа. Он имел общую длину
34,8 м, крыло размахом 34,2 м и площадью 167,55 кв. м. Масса пустого самолета
составляла 38,5 т, нормальная взлетная – 72 т. Максимальная взлетная масса
достигала 75,8 т. Топливные баки, размещенные в крыле и фюзеляже, вмещали до 33
т керосина. Два турбореактивных двигателя WP8 тягой по 93,1 кН обеспечивали
бомбардировщику максимальную скорость до 990 км/ч и крейсерскую на уровне 785
км/ч. Практический потолок равнялся 12 км, дальность полета – до 4300 км. Боевой
радиус действия не превышал 1800 километров.
Экипаж бомбардировщика Xian H-6A состоял из шести человек. Для самообороны
самолет имел семь автоматических пушек Type 23-1 калибра 23 мм. Они размещались
попарно на дистанционно управляемых турелях на верхней и нижней частях фюзеляжа,
а также в хвосте. Кроме того, имелась одна курсовая пушка, установленная в носу.
Первые модификации бомбардировщика H-6 могли нести только бомбовое вооружение.
Нормальная нагрузка составляла 3000 кг, максимальная – 9000 кг. Изначально
вооружение бомбардировщиков состояло только из свободнопадающих конвенциональных
бомб. В дальнейшем H-6A стали носителями ядерных бомб.
Сходство характеристик с параметрами базового Ту-16 было обусловлено их схожим
техническим обликом. H-6 имел фюзеляж большого удлинения с двумя кабинами
экипажа (носовая и хвостовая), грузоотсеком, топливными баками и отсеками для
различного оборудования. По бортам фюзеляжа располагались две мотогондолы,
характерная изогнутая форма которых была продиктована т.н. правилом площадей.
Самолет имел стреловидное крыло с обтекателями шасси, установленными на
центроплане. В хвостовой части имелся крупный киль и установленный на нем
стабилизатор.
Самолет Xian H-6A имел большой по китайским меркам радиус действия, что, в
сочетании с возможностью использования атомных бомб, позволило китайскому
командованию объявить его стратегическим бомбардировщиком. Появление новых видов
оружия, в первую очередь управляемых ракет, позволило сохранить подобную
классификацию самолета и соответствующим образом доработать стратегию его
боевого применения.
Вскоре после бомбардировщика H-6A были созданы несколько его специализированных
модификаций. Так, самолет H-6B вместо бомбового вооружения оснащался
аэрофотоаппаратами для проведения разведки. Модификация H-6C представляла собой
базовый H-6A с обновленным набором радиоэлектронного оборудования. В частности,
были использованы современные средства радиоэлектронной борьбы с повышенными
характеристиками.
В начале восьмидесятых годов стало известно о завершении работ над новой
модификацией бомбардировщика. Самолет H-6D предназначался для оснащения морской
авиации Китая и должен был нести соответствующее оружие. На H-6D не
устанавливался ряд оборудования, свойственного "сухопутным" бомбардировщикам.
При этом они оснащались двумя подкрыльевыми балочными держателями для
противокорабельных ракет HY-2 и рядом оборудования, необходимого для их
применения.
Противокорабельная ракета HY-2 представляла собой очередной китайский вариант
советского изделия П-15 "Термит" с измененными характеристиками. Боеприпас
длиной 6,55 м со стартовым весом более 2 т мог доставлять на дальность до 150 км
боевую часть весом 513 кг. На начальном участке полета ведение ракеты на цель
осуществлялось при помощи инерциальной системы, после чего происходило включение
активной радиолокационной головки самонаведения.
Появление дальнего ракетоносца, способного поражать корабли противника на
дистанциях более 100-120 км серьезно повысило возможности морской авиации Китая.
Новые самолеты H-6D могли обеспечивать эффективную защиту побережья страны от
кораблей противника.
Так же в восьмидесятых Китай создал несколько других модификаций бомбардировщика
H-6. По имеющимся данным, к этому времени производство новых самолетов было
прекращено, вследствие чего по новым проектам переоснащались имеющиеся
бомбардировщики.
Проект модернизации H-6E подразумевал установку на имеющиеся самолеты H-6A
нового радиоэлектронного оборудования. Бомбардировщики сохраняли возможность
несения конвенционального и ядерного вооружения, а также получали новую
радиолокационную станцию, новые системы РЭБ, связи и иную аппаратуру. Похожим
образом выглядел проект H-6F, разработанный в конце восьмидесятых годов. В ходе
очередного ремонта и модернизации по этому проекту самолеты получали новое
навигационное оборудование, основанное на инерциальных и спутниковых системах.
В начале девяностых годов появились новые модификации бомбардировщика H-6,
получившие возможность использования ракетного вооружения. Самолеты H-6G и H-6H
получили подкрыльевые держатели для крылатых ракет. При этом грузоотсек в
фюзеляже был отдан под размещение некоторой аппаратуры и дополнительных
топливных баков. Ракетоносцы новых модификаций могли нести противоракетные
ракеты YJ-62 или C-301, а также боеприпасы класса "воздух-земля" KD-88. В
зависимости от типа боеприпасов и их размеров бомбардировщики могут нести от 2
до 6-7 ракет.
В 2011 году на вооружение ВВС НОАК была принята самая новая модификация
ракетоносца H-6 – H-6K. Этот самолет имеет ряд важнейших отличий от своих
предшественников. Впервые за длительный период времени бомбардировщик семейства
H-6 получил новые двигатели. В качестве силовой установки на H-6K используются
два двигателя Д-30КП-2 с тягой по 118 кН. Внешние отличия машины от предыдущих
самолетов заключаются в более крупных воздухозаборниках, а также в отсутствии
остекленной кабины штурмана в носовой части, вместо которой имеется крупный
радиопрозрачный обтекатель РЛС.
Применение новых двигателей и авионики позволило повысить характеристики
ракетоносца. По имеющимся данным, ввиду большей автоматизации экипаж самолета
сокращен до 4 человек. Боевой радиус увеличен до 3000 км. Максимальный вес
боевой нагрузки теперь составляет 12 т. Под крылом бомбардировщика H-6K имеются
шесть пилонов для подвески крылатых ракет CJ-10A. Эти изделия с турбореактивным
двигателем способны развивать скорость до 1000 км/ч и доставлять ядерную или
осколочно-фугасную боевую часть на расстояние до 2500 км от точки пуска.
По имеющимся данным, с конца прошлого десятилетия некоторое количество
бомбардировщиков семейства H-6 было переоборудовано в соответствии с проектом
H-6K. Точное число этих машин остается неизвестным. Более того, Китай не спешит
раскрывать точные сведения о количественном и качественном составе своей дальней
авиации. По этой причине приходится пользоваться исключительно различными
оценками, сделанными на основе имеющихся данных. Согласно наиболее
распространенной версии, было построено около двух сотен бомбардировщиков H-6
всех типов. К настоящему времени в вооруженных силах Китая осталось не более
100-120 машин. Из них около 80 эксплуатируется военно-воздушными силами и
порядка 30 – авиацией военно-морских сил.
Количество самолетов той или иной модификации не оглашалось. Вероятно, большая
часть имеющихся H-6 относится к поздним модификациям, способным нести ракетное
вооружение различного типа. ВМС должны располагать ракетоносцами модели H-6D или
более поздней техникой, несущей противокорабельные ракеты. Ранее сообщалось, что
в ходе переоборудования имеющейся техники в самолеты типа H-6K новое
оборудование и оружие получат около 20 машин. Официального подтверждения этому
не было.
До определенного времени в ВВС НОАК отсутствовали самолеты-заправщики, способные
увеличивать боевой радиус боевых машин. Географическое соседство с главными
потенциальными противниками позволяло использовать имеющуюся технику с
существующих аэродромов без дополнительной заправки в полете. Тем не менее, со
временем стратегии изменились, вследствие чего военно-воздушным силам
понадобились заправщики.
В качестве основы для новой техники был выбран существующий бомбардировщик H-6,
характеристики которого позволяли "обслуживать" современные и перспективные
фронтовые самолеты. Разработка воздушного танкера H-6U (альтернативное
обозначение HY-6) стартовала в конце восьмидесятых годов. В начале девяностых
новая техника стала поступать в войска. Советские Ту-16 оснащались системой
дозаправки по методу "с крыла на крыло". Самолет-заправщик должен был выпускать
из законцовки крыла шланг, который соединялся с разъемом на крыле заправляемого
самолета. Такой метод был слишком сложным и не подходил для выполнения
требований ВВС Китая. По этой причине танкер H-6U получил систему заправки типа
"шланг-конус".
Под крылом танкера H-6U имеются два заправочных агрегата RDC-1. В каждом из них
имеется шланг длиной несколько десятков метров с конусом на конце, а также
механизм выпуска. Процедура заправки выглядит следующим образом: самолет-танкер
выпускает шланг, после чего заправляемый самолет должен попасть в конус
топливоприемником. Далее происходит передача топлива и расцепка. За счет
собственных крыльевых и фюзеляжных баков, а также емкости в грузоотсеке H-6U
может перевозить до 18,5 т топлива. Таким образом, за один вылет он способен
заправить до 3-4 самолетов в зависимости от их типа.
В самолеты H-6U были переделаны 12 бомбардировщиков H-6 предыдущих модификаций.
Эта техника поступила в части военно-воздушных сил. Для оснащения морской
авиации была создана модификация заправщика HY-6D, основой для которой стал
ракетоносец H-6D. Такой подход к изготовлению новой техники в определенной мере
упростил совместную эксплуатацию бомбардировщиков и заправщиков. Потребности ВМС
ограничились всего шестью воздушными танкерами.
Самолеты семейства H-6 стали основными дальними бомбардировщиками Китая на
несколько десятилетий. Кроме того, эти машины заинтересовали несколько
зарубежных государств. В середине семидесятых годов Египет пожелал заказать
некоторое количество таких самолетов в дополнение к имеющимся Ту-16 советского
производства. Экспортный вариант H-6 получил обозначение B-6. Египетские Ту-16 и
B-6 эксплуатировались до конца девяностых годов. Последний из этих
бомбардировщиков выработал свой ресурс и был списан в 2000 году.
В восьмидесятых годах аналогичный заказ поступил из Ирака. Официальный Багдад
решил приобрести четыре H-6D (экспортное название B-6D) с противокорабельными
ракетами в дополнение к имевшимся восьми Ту-16. Эти самолеты предполагалось
использовать для защиты побережья от кораблей противника. Тем не менее, все
четыре B-6D были уничтожены в 1991 году во время Войны в Персидском заливе. Весь
иракский парк самолетов Ту-16 был "добит" в 2003 году.
Несколько лет назад Китай завершил создание очередной модификации дальнего
бомбардировщика H-6. Самолеты H-6K в сравнительно небольшом количестве будут
продолжать службу в течение следующих лет. Каким будет будущее китайской дальней
авиации, точно сказать нельзя. На протяжении последних лет регулярно появляются
слухи о разработке нового стратегического бомбардировщика, который должен прийти
на смену имеющимся H-6, однако до сих пор они не получали никаких подтверждений.
Вполне возможно, что уже сейчас китайские специалисты работают над новым дальним
бомбардировщиком, который в будущем придет на смену устаревающим физически и
морально H-6. Тем не менее, нельзя исключать и иной вариант развития событий,
при котором компания Xian Aircraft Company или иная авиастроительная организация
Китая работает над созданием очередной модификации заслуженного "старика" H-6.
При этом следует помнить, что бомбардировщики семейства H-6 достаточно давно
сняты с производства и техника новых модификаций создается путем
переоборудования существующих машин. Любую технику невозможно эксплуатировать
бесконечно, а модернизационный потенциал имеет свой конец. Когда именно
китайские военные решат, что бомбардировщики H-6 должны уступить место новым
самолетам – покажет время.