В соответствии с
Постановлением Совета Министров СССР
No.552-229сс от 23 июня 1964 г, комплекс К-26 был
адаптирован для установки на Ту-16К-10Д.
Модифицированная система получила
обозначение К-10-26. Она предназначалась
для поражения наземных и морских целей
ракетами КСР-5 или КСР-2 различных
модификаций и только морских целей -
ракетами К-10СД или К-10С. Самолет стал
называться Ту-16К-10-26, хотя иногда
встречалось обозначение Ту-16К-10-26Д (индекс
"Д" в данном случае "по инерции" перешел
от Ту-16К-10Д). Чтобы установить балочные
держатели для ракет КСР-5, на этих
машинах пришлось усилить крыло, а угол
выпуска закрылков ограничить 25°.
Наземные и летные заводские испытания
комплекса проводились с ноября 1966 г. по
март 1967 г. на казанском авиазаводе. В них
участвовали два Ту-16К-10-26,
переоборудованных из серийных Ту-16К-10Д
No.1793014 и No.2743054. В апреле они были
представлены на Госиспытания, однако в
связи с необходимостью доработок самого
К-26 полеты комплекса К-10-26 начались в ГК
НИИ ВВС только в конце 1968 г. и
закончились весной 1969 г. На вооружение
Авиации ВМФ К-10-26 приняли Постановлением
Совмина СССР No.882-315 от 12 ноября 1969 г.
Переоборудование Ту-16К-10Д в Ту-16К-10-26
производилось на ремонтных заводах
Авиации ВМФ в 1970-е гг. Всего доработали 85
машин, при этом часть из них
эксплуатировалась с унифицированными
хвостовыми отсеками со станциями РЭП из
комплекта "Сирень", а другая часть - с
кормовыми пушечными установками. Летно-тактические
характеристики Ту-16К-10-26 практически
полностью соответствовали
характеристикам Ту-16К-10 последних
выпусков. Внешне от предшественника он
отличался наличием балочных держателей
под крылом.
О бозначение Ту-16К-10-26Н
получили носители Ту-16К-10Н, доработанные
под комплекс К-26. Совместное применение
двух скоростных и высотных ракет КСР-5 и
маловысотной ракеты семейства К-10С
существенно усложняло задачи, стоявшие
перед оборонявшейся стороной.
Согласно Решению Военно-промышленной
комиссии (ВПК) No.14 от 21 января 1976 г.
небольшое количество Ту- 16К-10-26 с
установленными в хвостовой части
системами РЭП переоборудовали в
носители противорадио-локационных
ракет КСР-5П. Самолет получил
обозначение Ту-16К-10-26П, а весь
комплекс К-10-26П. Кроме КСР-5П, в нем могли
использоваться КСР-5, а также К-10С ил и
КСР-2 различных модификаций.
В ходе эксплуатации Ту-1бК-10
военные неоднократно поднимали вопрос о
расширении их тактических возможностей
за счет оснащения бомбардировочным и
минно-торпедным вооружением. Еще в 1958 г.
в Постановлении Совмина No.709-337 от 2 июля
ОКБ-156 предлагалось проработать вопрос
об использовании этого ракетоносца в
качестве носителя свободнопадающих
атомных и термоядерных бомб, однако
сделано это не было. Бомбардировочное
вооружение на Ту-16К-10-26 установили
только в 1970-е гг., после чего они
превратились в Ту-16К-10-26Б. Эти
единственные из всех представителей
семейства К-10 машины двойного
назначения могли нести до 8 т бомб,
морские мины, а также 8 торпед - по 4 на
внешней подвеске и в грузовом отсеке.
Бомбы подвешивались на держатели БДЗ-16К,
которые крепились к штатным держателям
БД-352, а также на двух держателях БД4-16-52,
расположенных под фюзеляжем в районе
воздухозаборников.
На рубеже 1970-х гг. для расширения
тактических возможностей парка Ту-16
было принято решение об оснащении части
других ракетоносцев бомбардировочным
вооружением. Сначала, в соответствии с
требованиями инженерно-авиационной
службы ВМФ, на носителе Ту-16КСР-2-5 No.6203130
восстановили бомбардировочное
вооружение, предусмотренное для обычных
бомбардировщиков Ту-16 и заправщиков Ту-16Н,
за исключением мостового балочного
держателя МБД-16 и автоматов сброса
дипольных отражателей АСО-16. Кроме того,
для размещения дополнительных бомб на
самолете предусмотрели установку двух подкрыльевых балочных держателей БДЗ-16К,
каждый из которых обеспечивал подвеску 8
авиабомб калибром 100 и 250 кг, а также 4 -
калибром 500 кг. Переоборудованный
ракетоносец также получил возможность
применения бомб калибром до 3000 кг и 500-1500-кг
мин. В июне-июле 1970 г. он прошел с
положительными результатами испытания
в ГК НИИ ВВС, после чего были выданы
рекомендации по восстановлению
бомбардировочного вооружения на Ту-16КСР-2-5,
ранее переоборудованных из Ту-16КС.
Практически параллельно в ГК НИИ ВВС
проводились испытания Ту-16КСР-2А No.5201604 (в
документации он обозначался как Ту-16А-КСР-2),
дооборудованного на заводе No.22 в Казани
под увеличенную бомбовую нагрузку. На
самолет установили два крыльевых
балочных держателя БДЗ-16К, а в грузоотсеке - два кассетных держателя
КДЗ-416. По сравнению с базовой машиной,
вооруженной только двумя КСР-2,
дальность полета с бомбовой нагрузкой
13000 кг при нормальной взлетной массе 75800
кг снизилась на 1430 км. В течение 1970-х гг.
на ремонтных заводах бомбовым
вооружением оснастили часть парка
самолетов Ту-16КСР-2, Ту-16К-11-16, Ту-16К-26 и Ту-16КСР-2-5
и увеличили бомбовую нагрузку Ту-16А, Ту-16КСР-2А
и Ту-16КСР-2-11. В обозначениях некоторых из
них появилась буква "Б" (например, Ту-16К-26Б).
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-16К-10-26 |
Размах крыльев, м |
32.99 |
Длина, м |
34.80 |
Высота, м |
10.36 |
Площадь крыла, м2 |
164.65 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
37730 |
нормальная взлетная |
72000 |
максимальная взлетная |
79000 |
Топливо, кг |
36000 |
Тип двигателя |
2 ТРД РД-3М |
Тяга, кгс |
2 х 9500 |
Скорость, км/ч |
|
максимальная |
992 |
крейсерская |
842 |
Перегоночная дальность, км |
7200 |
Дальность полета, км |
4800 |
Боевой радиус действия, км |
3050 |
Практический потолок, м |
15000 |
Экипаж, чел |
7 |
Вооружение: |
четыре 23-мм пушки АМ-23
боевая нагрузка - 9000 кг в отсеке оружия 2 КР -
КСР-5 или КСР-2 или К-10СД или
К-10С |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|