Система дальнего действия К-26 была разработана во исполнение постановления Совета Министров СССР от 11 августа 1962 г. Она предназначалась для ударов самолетами-снарядами по
радиолокационно-контрастным морским и наземным целям (самолеты-снаряды типа КСР-2, КСР-5) и работающим корабельным и наземным РЛС.
В состав системы входили:
- самолеты-носители Ту-16К-26 и Ту-16КСР-2-5;
- два самолета-снаряда КСР-5 с обычными и специальными боевыми частями, а также КСР-2 или КСР-11;
- система управления "Взлет". Самолет-носитель Ту-16К-26 ("НК-26", "НК-4") обозначался в производстве как "заказ 386" и представлял собой модификацию самолета-носителя
Ту-16К-11-16. Ту-16К-26 был приспособлен для использования самолетов-снарядов типа КСР-2, КСР-11 и КСР-5. Самолет мог использоваться в варианте бомбардировщика в том случае,
если базовый Ту-16К-11-16 переделывался из Ту-16А. Отличие самолета Ту-16К-26 отсамолета Ту-16К-11-16 заключалось только в новом ракетном вооружении и доработках, связанных с
обеспечением подвески и пуска самолетов-снарядов КСР-5. Основные изменения заключались в следующем:
- установлена РЛС типа "Рубин-1КВ", которая представляла собой серийную станцию, доработанную в части введения режима обзора местности и выбора цели с помощью аппаратуры ВС-К
самолета-снаряда КСР-5;
- доработана система управления пуском КСР-2 и КСР-11 для обеспечения пусков КСР-5, введена аппаратура связи "Рубин-Рица";
- введена система наддува в полете аппаратурного отсека самолетов-снарядов;
- вместо балочных держателей БД-352 установлены БД-352-11-5.
Самолет-носитель Ту-16КСР-2-5 ("НКСР-2-5", "НК-5", в производстве - "заказ 386А") представлял собой модификацию самолета-носителя Ту-16КСР-2 и являлся носителем
самолетов-снарядов КСР-2 и КСР-5. Доработка Ту-16КСР-2 в Ту-16КСР-2-5 была аналогична мероприятиям по Ту-16К-26, за исключением установки аппаратуры связи "Рубин-Рица".
Самолет-снаряд КСР-5 был разработан филиалом ОКБ-155 (МКБ "Радуга") в конце 1950-х - начале 1960-х гг. КСР-5 могла снаряжаться обычной боевой частью
фугасно-кумулятивного действия или специальной боевой частью. Подрыв обычной боевой части происходил при встрече КСР-5 с целью, подрыв специальной боевой
части осуществлялся или при встречи с целью, или на заданной высоте.
По аэродинамической схеме планер КСР-5 представлял собой свободнонесущий моноплан со среднерасположенным крылом и нормальным хвостовым оперением. Фюзеляж - тело вращения
большого удлинения. Крыло треугольной формы в плане, малого удлинения, со срезанными концами, тонкого симметричного профиля. Хвостовое оперение состояло из управляемого
стабилизатора, работающего в режиме элевонов, верхнего управляемого киля и нижнего складывающегося фальшкиля.
На КСР-5 устанавливался двухкамерный, трехрежимный ЖРД типа С5.35 разработки ОКБ А.М. Исаева с турбонасосной подачей топлива и автоматическим регулированием режимов работы.
Запуск двигателя производился автоматически через 3 с после отцепки самолета-снаряда от носителя. Для двигателя применялось самовоспламеняющееся двухкомпонентное топливо (горючее
- ТК-02, окислитель - АК-27П).
Аппаратура управления, размещавшаяся на КСР-5, включала в себя бортовую систему управления БСу-7 на базе электрического автопилота, радиоаппаратуру активного самонаведения ВС-К.
Для обеспечения нормальных тепловых режимов работы бортовой аппаратуры самолета-снаряда предусматривались специальные средства теплозащиты и теплосъема. В качестве источника
электропитания постоянного тока в автономном полете использовались импульсные батареи одноразового действия. В качестве источника переменного тока служили электромашинные
преобразователи. До отцепки питание потребителей КСР-5 осуществлялось от бортовой сети самолета-носителя. Связь систем КСР-5 с носителем осуществлялась через специальные
электрические отрывные разъемы и воздушные клапаны системы обогрева специальной боевой части и наддува аппаратурного отсека.
В дальнейшем, в ходе серийного производства эти данные были значительно улучшены. Появилось несколько модификаций КСР-5 (КСР-5П, КСР-5М, КСР-5Б, КСР-5Н) по назначению, по
составу оборудования и с данными, отличавшимися от базового начального варианта, а также крылатые мишени типа Д-5НМ (МВ).
Летные испытания системы К-26 начались в октябре 1964 г. на двух Ту-16К-26 и Ту-16КСР-2-5, переоборудованных соответственно из
Ту-16К-11-16КС #8204022 и Ту-16КСР-2А #5202010. В январе 1967 г. систему предъявили на совместные Государственные
испытания, которые она не прошла ввиду неудовлетворительной точности стрельбы по морским целям. Через год К-26 повторно поступила на ГИ, до момента окончания которых (30
ноября 1968 г.) два опытных ракетоносца выполнили 87 полетов с общим налетом 288 часов. Часть полетов по программе совершили другие самолеты, Ту-16К-26 #4200703
и Ту-16К-10-26 #1793014 (об этой модификации - ниже). По морским и наземным целям было выполнено 13 пусков КСР-5, после чего комплекс вновь
подвергся усовершенствованиям. Лишь через год, 12 ноября 1969 г., Постановлением Совмина СССР No.882-315 комплекс К-26 приняли на вооружение ДА и
Авиации ВМФ.
Начиная с 1969 г., на ремонтных предприятиях ВВС и Авиации ВМФ в Ту-16К-26 были доработаны 15 самолетов Ту-16К-11-16КС. В
вариант Ту-16КСР-2-5-11 - один из основных ракетоносных вариантов Ту-16 - были переоборудованы 125 ракетоносцев Ту-16КСР-2-11. Внешним их отличием от Ту-16К-26 стали
цельные створки грузоотсека (без следов входного люка оператора). В вариант Ту-16КСР-2-5 были доработаны 110 Ту-16КСР-2А. В отличие от Ту-16К-26 они имели коллиматорный
прицел ПКИ, систему слепой посадки СП-50 и, позднее, - станции РЭП СПС-5М "Сирень". От Ту-16КСР-2-5-11 внешне эти самолеты отличались отсутствием
антенны станции "Рица" на фонаре кабины штурмана и наличием носовой пушечной установки. От исходного Ту-16КСР-2А внешне Ту-16КСР-2-5 отличался антенной станции "Роговица"
на фонаре кабины летчиков.
На небольшое количество Ту-16КСР-2-5-11 в 1973 г. была установлена комплексная радиолокационно-оптическая система "Рубин-М",
созданная на базе РЛС "Рубин-1KB" и отличавшаяся увеличенной дальностью обнаружения. После оснащения этой системой носители приобрели характерный внешний вид: штатное место
установки антенны РЛС было гладким, а большой обтекатель антенны станции "Рубин-1М" располагался снизу фюзеляжа перед грузовым отсеком. Из-за необходимости размещения
аппаратуры новой РЛС с самолета пришлось снять топливный бак No.3. Дальность пуска КСР-5 увеличилась до 450 км. На этом варианте носителя пушечная
установка ПУ-88, как правило, демонтировалась. Станция "Рубин-1М" аналогичным образом устанавливалась и на Ту-16КСР-2-5. От предыдущего варианта самолет отличался
отсутствием аппаратуры "Рица".
Вслед за основным вариантом КСР-5 была
создана противорадиолокационная
модификация этой ракеты с пассивной
головкой самонаведения, получившая
обозначение КСР-5П. Самолет-носитель
стал называться Ту-16К-26П, а вся
система - К-26П. Ее составной частью
являлась система управления и наведения
«Плот», состоявшая из установленной на
носителе и сопряженной со станцией «Рица»
аппаратуры разведки работающих радаров
АНП-К, аппаратуры пассивного
самонаведения ракеты ВСП-К, автопилота
ракеты БСу-7Н. Комплекс К-26П обеспечивал
с одного захода пуск двух КСР-5П по одной
цели, а также пуск двух КСР-5П по двум
целям, одна из которых находилась на
продольной оси самолета, другая - в
секторе с углом раствора 7,5°. После пуска
самолет имел полную свободу маневра.
Подобно обычному К-26, комплекс К-26П мог
применять ракеты КСР-5, КСР-2 и КСР-11.
Разработка системы К-26П велась согласно
Постановлению Совета Министров СССР No.123-43 от 7 февраля 1964 г. Опытный Ту-16К-26П
передали на заводские испытания летом
1967 г., Госиспытания начались в апреле 1972
г., а Постановлением Совмина No.643-205 от 4
сентября 1973 г. система была принята на
вооружение Авиации ВМФ. В 1975 г. на
флотских ремзаводах Ту-16КСР-2-5-11 стали
переоборудовать в Ту-16К-26П.
Для применения новых ракет КСР-5М
комплекс К-26П был модернизирован и
получил обозначение К-26ПМ, а самолет
стал называться Ту-16К-26ПМ или изделие «НК-26ПМ».
На нем установили аппаратуру АМП-М,
служившую для сопряжения РЛС самолета с
аппаратурой ракет. Вариант ракетоносца,
оборудованный для индивидуальной
защиты станцией радиоэлектронного
противодействия ЛО07, обозначался Ту-16К-26-07.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-16К-26 |
Размах крыльев, м |
32.99 |
Длина, м |
34.80 |
Высота, м |
10.36 |
Площадь крыла, м2 |
164.65 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
37730 |
нормальная взлетная |
72000 |
максимальная взлетная |
79000 |
Топливо, кг |
36000 |
Тип двигателя |
2 ТРД РД-3М |
Тяга, кгс |
2 х 9500 |
Скорость, км/ч |
|
максимальная |
980 |
крейсерская |
800-850 |
Перегоночная дальность, км |
4800 |
Боевой радиус действия, км |
1900 |
Практический потолок, м |
11500 |
Экипаж, чел |
7 |
Вооружение: |
семь 23-мм пушек АМ-23
боевая нагрузка - 13000 кг в отсеке оружия
бомбы до ФАБ-9000,
2 КР класса воздух - поверхность КСР-5 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|