Летно-тактические характеристики Ту-22М0 не могли
удовлетворить ни ВВС, ни ОКБ, поэтому еще
до начала летных испытаний самолета
началась работа по дальнейшей его
модернизации. В декабря 1969 года в рамках
второго этапа доводки Ту-22М принимается
решение по модернизации Ту-22М0 в Ту-22М1
("45-01"). Проектирование Ту-22М1
проводились в ОКБ в течение 1970 года с
учетом опыта проектирования и испытаний
Ту-22М0. В ходе модернизации усилили
наиболее слабые места в конструкции планера, одновременно провели ревизию
конструкции самолета с целью облегчения
массы пустого самолета. В результате
удалось снизить массу самолета на 3
тонны.
Улучшили аэродинамику некоторых
частей самолета. Доработали конструкцию воздухозаборников: увеличили
прямоугольность их передней части,
увеличили длину клина, изменили
размещение и конструкцию створок
подпитки и перепуска воздуха. Размах
крыла вырос на полтора метра, изменились
закрылки, уменьшились и облагородились
обтекатели агрегатов крыла в средней
его части. Обтекатель оптического
бомбардировочного прицела был
перенесен под центр фюзеляжа (на первых
машинах он был установлен с правой
стороны), отсек тормозного парашюта
переместился в нижнюю часть фюзеляжа. В
систему управления решено было внедрить
автоматическую систему управления (АБСу-145).
По настоянию военных самолет был
оснащен оборонительным вооружением - 2
дистанционно-управляемых 23 мм пушки ГШ-23Л
в установке УКУ-9К-502. Новинкой явилась и
окраска планера в серый цвет (нижняя
поверхность фюзеляжа и крыла
покрывались белой, "противоатомной"
краской).
К лету 1971 года на КАЗ-е
закончили изготовление первого Ту-22М1 с
НК-144-22. 28 июля 1971 года начались его
летные испытания. Самолет испытывал
экипаж летчика-испытателя Б.И.Веремея.
Одновременно, еще до окончания
испытаний, решают начать с 1971 года его
серийный выпуск. До конца 1972 года в
Казани построили девять самолетов типа
Ту-22М1. На пяти из них до конца 1975 года
провели большой объем испытаний по
доводке, испытаниям систем
навигационного и прицельного
оборудования, ракетного, бомбового
вооружения и РЭП, проводились испытания
доработанных двигателей. Из девяти
построенных самолетов пять передали в
Центр боевой подготовки морской авиации.
В строевые части Ту-22М1 не поступал.
Запускать в крупную серию Ту-22М1 не стали,
так как его основные летные
характеристики, полученные на
испытаниях, оказались ниже требуемых. С
двигателями НК-144-22 и с одной ракетой, при
взлетной массе 122 тонны самолет смог
обеспечить максимальную дальность на дозвуке 5000 км и на сверхзвуке - 1560 км.
Максимальная скорость, зафиксированная
на испытаниях равнялась 1660 км/ч. В
крупной серии решено было строить Ту-22М2
- дальнейшее развитие Ту-22М1 с
двигателями НК-22, на котором удалось
избавиться от многих недостатков
предыдущих вариантов Ту-22М.
Решение о серийном выпуске Ту-22М
на КАЗе "спасло" серийный завод для ОКБ
им.А.Н.Туполева и поставило программу
конкурирующего бомбардировщика Т-4
П.О.Сухого под вопрос.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-22М1 |
Размах крыльев, м |
|
максимальный |
34.28 |
минимальный |
25.00 |
Длина, м |
41.46 |
Высота, м |
11.05 |
Площадь крыла, м2 |
183.58 |
Масса, кг |
|
пустого |
|
нормальная взлетная |
122000 |
максимальная взлетная |
126400 |
топлива |
53500 |
Тип двигателя |
2 ДТРДФ НК-144-22 |
Тяга, кгс |
2 х 20000 |
Максимальная скорость, км/ч |
1660 |
Практическая дальность, км |
|
дозвуковая |
5000 |
сверхзвуковая |
1560 |
Практический потолок, м |
12000 |
Экипаж, чел |
4 |
Вооружение: |
2 дистанционно-управляемых 23 мм пушки ГШ-23Л в установке
УКУ-9К-502
боевая нагрузка - 3000 кг (нормальная) и 12000 кг (максимальная) 1 УР типа Х-22М |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|