В феврале 2012 года появилась официальная информация о том, что Минобороны
России подписало контракт на проведение модернизации около 30 бомбардировщиков
Ту-22М3 до версии Ту-22М3М. В этом варианте бомбардировщик должен получить
абсолютно новое радиоэлектронное оборудование и возможность применения
современного высокоточного оружия класса "воздух-поверхность", к примеру, новых
крылатых ракет Х-32. Всего в России на данный момент из 115 Ту-22М3 полностью
боеспособными являются порядка 40 машин. Модернизацию 30 бомбардировщиков
планируется провести до 2020 года. На 2012 год был переоборудован 1 самолет
данного типа, который в настоящее время проходит комплекс испытаний.
В 2012 году в Центре боевого применения и переучивания летного состава
российской Дальней авиации, расположенного в городе Рязани, начались занятия на
курсах подготовки молодых пилотов – выпускников 2011 года. На этих курсах они
могли освоить не только теоретические вопросы, но и отработать на практике
навыки пилотирования на тренажерах, а также совершить настоящие полеты на
бомбардировщиках Ту-95МС и Ту-22М3М. Здесь же в Рязанском авиацентре летный
состав занимается обучением пилотирования и эксплуатации нового
модернизированного бомбардировщик Ту-22М3М. Данная машина отличается от Ту-22М3
расширенной номенклатурой используемых средств поражения противника. На данном
самолете используется современное оборудование, построенное на новой элементной
базе, одновременно с этим были улучшены эргономические показатели кабины
пилотов.
В настоящее время стоимость самолетов и авиационных средств поражения растет
лавинообразными темпами, что ведет военную авиацию практически в тупик. Так, к
примеру, в ценах 2010 года один истребитель 5-го поколения F-22 обходился
бюджету США в 412,7 млн. долларов, "массовая" модель – F-35 стоил всего-то 115,7
млн. долларов, а цена "неприлично дешевого" истребителя Eurofighter составляла
всего порядка 85 млн. евро. На этом фоне "классический" F-18E, который обходился
заказчику в 50 млн. долларов, кажется совсем "бюджетным" решением. Стоимость
российских перспективных разработок пока не разглашается, но вряд ли она будет в
разы отличаться от затрат наших вероятных "друзей".
Не менее стремительными темпами растут и цены на авиационные средства поражения,
особенно высокоточное оружие. Так в настоящее время на Западе упор делается на
применение управляемого вооружения. Только уже сейчас модуль JDAM, который
способен превратить обычную бомбу в высокоточную, даже в самой своей дешевой
комплектации обходится западному налогоплательщику приблизительно в 30 000
долларов, в то время как цены на специально разработанные управляемые и
корректируемые боеприпасы достигают сотен тысяч долларов. Более того, во всех
крупных конфликтах последних лет (операция "Буря в Пустыне", бомбардировки
Югославии, Ирак, Ливия, в гораздо меньше степени Афганистан) с определенного
момента начинал наблюдаться дефицит высокоточных средств поражения, что было
обусловлено невозможностью своевременно восполнять затраты высокоточных УР и КАБ.
Выход был найден в снижении стоимости авиационной техники, а также бортовых
систем, вместе с пересмотром самой концепции использования авиационного
вооружения. Большого ума, чтобы прийти к таким выводам не требуется, ум
необходим для того, чтобы на практике реализовать данный подход, так как данная
задача в современных реалиях представляется едва ли не фантастической. Однако в
России уже существуют наработки в этом направлении. Примером можно считать
самолеты Су-24М2, оснащенные БРЭО СВП-24 и модернизированные компанией ЗАО
"Гефест и Т".
В 2012 году комплекс бортового и наземного оборудования СВП-24-22 планировалось
установить на 4 сверхзвуковых дальних ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3. Об
этом рассказывал гендиректор компании "Гефест и Т" Александр Панин в интервью
журналистами ИТАР-ТАСС. Данное предприятие является создателем модификации
комплекса СВП-24, который уже достаточно успешно эксплуатируется на модернизации
российских фронтовых бомбардировщиков Су-24.
При этом подчеркивается, что установка систем СВП-24-22 предусматривается
отдельной программой и будет осуществляться независимо от планов по глубокой
модернизации, которой подлежат 30 ракетоносцев Ту-22М3. Новый комплекс СВП-24-22
позволяет с большей эффективностью решать боевые и навигационные задачи, а также
добиться улучшения точностных характеристик авиационных систем поражения. Помимо
этого комплекс обеспечивает точный заход боевого самолета на посадку в сложных
метеоусловиях и без наземных курсоглиссадных систем. Система БРЭО СВП-24 при
этом является универсальной и может устанавливаться на многие типы самолетов и
вертолетов ВВС России, включая бомбардировщики Ту-22М3, Су-24М или ударные
вертолеты Ка-52. Еще одним ее неоспоримым достоинством является тот факт, что
данная система позволяет снизить время наземной подготовки и контроля самолета в
4-5 раз. Для Ту-22М3, один летный час которого требует 51 человека-часа
инженерно-технического обеспечения, это достаточно важно.
По информации газеты "Известия" из Ту-22М3 могут сделать настоящего убийцу ЕвроПРО, превратив устаревающий стратегический ракетоносец в носителя
высокоточного оружия. Для этого самолет оснастят новой электроникой, а также,
вероятнее всего, новой крылатой ракетой Х-32 (изд. 9-А-2362). Новая машина получит к названию
еще одну букву М и будет называться Ту-22М3, при этом специалисты одного из
предприятий, участвующих в модернизации, особо подчеркнули, что Ту-22 и Ту-22М,
равно как и Ту-22М3 и Ту-22М3М будут совершенно разными машинами, в первую
очередь по своим возможностям. По словам представителей ВВС страны, для того
чтобы подготовить летчиков к управлению новым самолетом потребуется 2-3 месяца
занятий в Рязанском учебном центре Дальней авиации.
При этом процесс переобучения стандартизован, пилотам необходимо будет изучить
электронные приборы, освоить новую систему навигации и управления оружием,
контроля обстановки возле самолета. Отныне вся важная информация будет
выводиться на жидкокристаллические электронные дисплеи, а летчику останется лишь
выбрать режим, цель и осуществить пуск ракет, почти как в компьютерных играх.
Константин Сивков, являющийся доктором военных наук и первым вице-президентом
Академии геополитических проблем, отметил, что данная модернизация предполагает
под собой полную замену системы навигации, управления вооружением и связи и
обойдется от 30% до 50% от стоимости самолета. При этом модернизация 30
самолетов до версии Ту-22М3М улучшит боевые возможности парка Ту-22М3 на 20%. По
его словам, модернизация лишь 30 самолетов будет достаточно для того, чтобы
вывести из строя 1 американский авианосец, потопив при этом ряд кораблей
сопровождения. В то время как модернизация всего парка ракетоносцев Ту-22М3
позволила бы поднять их эффективность на 100-120% по морским объектам и в 2-3
раза при действии по сухопутным целям.
Сивков предположил, что новая крылатая ракета Х-32 будет вести поиск цели
"из-под крыла" бомбардировщика, как и ее предшественница Х-22. После пуска
ракета сможет на собственном двигателе достичь цели, удаленной на несколько
сотен километров и поразить ее, при этом обнаружить и поразить такую ракету
крайне сложно.
В свою очередь Александр Коновалов президент Института стратегических оценок и
анализа отметил, что поражение наземных объектов на сегодняшний день одно из
наиболее слабых мест российской армии. Так как у современных российских
тактических ракет небольшой радиус действия и достаточно низкая точность. В
Грузии бомбардировщик Ту-22М3 был потерян именно по этой причине, самолету
пришлось войти в зону организованной ПВО противника, для того чтобы выполнить
атаку цели. А выйти из этой зоны после атаки уже очень сложно, отметил
Коновалов.
По словам Коновалова, для того чтобы крылатая ракета смогла поразить наземный
объект на удалении в несколько сотен километров, она должна иметь его точные
координаты и совершать полет, постоянно уточняя свое положение в пространстве с
помощью спутника или же поражаемую цель кто-то постоянно должен будет
подсвечивать, а ракета будет осуществлять полет по отраженному сигналу. При этом
есть и третий способ – корреляционная система, при которой в память ракеты будет
загружаться подробная карта маршрута с изображением цели, которую необходимо
уничтожить, а ракета в процессе полета будет снимать местность, над которой
пролетает, сверяя полученные данные с картой маршрута. Именно такую систему
могут получить российские ВВС в лице Ту-22М3М и крылатой ракеты Х-32.
Первый полёт
модернизированной версии сверхзвукового самолёта Ту-22М3М должен
состояться в августе 2018 года. Первые 30 Ту-22М3М могут
появиться в войсках к 2021-2022 году.
Предполагается, что Ту-22М3М получит радиолокационную станцию НВ-45
разработки OAО ЦНПО "Ленинец" (Санкт-Петербург). Данная РЛС является
модификацией поисково-прицельной системы "Новелла-П38", которой
оснащаются противолодочные самолёты Ил-38Н.
По
некоторым данным Ту-22М3М обретёт турбореактивные трёхвальные двигатели
НК-32-02 разработки ПАО "Кузнецов" (Самара). Именно этой силовой
установкой будет оснащён Ту-160М2. Сейчас Ту-22М3 летает на менее мощном
турбореактивном двигателе НК-25.
Модернизированная электроника позволит самолету использовать как
имеющиеся на вооружении ракеты Х-32, Х-55, Х-555, Х-101/102. Одним из
возможных направлений усиления вооружения бомбардировщика станет
включение в его арсенал управляемых ракет "воздух - земля" МКБ "Радуга"
- Х-50 (по ракета будет близка к американской AGM-158 JASSM
корпорации Lockheed Martin), ГЗУР и "Кинжал".