В феврале 1948-го ОКБ приступило к проектированию экспериментального самолета класса фронтовой бомбардировщик со стреловидным крылом, двумя ТРД типа РД-45Ф
или ВК-1 и рассчитанного на получение близких к звуковым скоростей полета
(0,9-0,95М). Работа в ОКБ началась в инициативном порядке, тема получила шифр
самолет Ту-82("82").
Первоначально проект представлял собой глубокую модернизацию "73-го"
самолета. На "82-м", в отличие от "73-го", устанавливались стреловидные крыло и
оперение. Силовая установка - два двигателя, уменьшался экипаж с четырех до трех
человек, отказывались от верхней и нижней фюзеляжных пушечных установок. Их
заменили одной кормовой.
Габаритные размеры и взлетная масса "82-го" получались значительно меньше,
чем у "73-го". Одновременно аналогичная оптимизация конструкции под два
двигателя ВК-1 была проведена по базовым проектам "73", "78", что привело к
созданию серийного торпедоносца-бомбардировщика Ту-14Т ("81Т") для авиации ВМФ.
Первоначальный эскизный проект "82-го" ОКБ подготовило в марте 1948-го.
Работа ОКБ получила официальную поддержку, и самолет начали рассматривать не
только как экспериментальную машину, но и как базу для создания околозвукового
фронтового бомбардировщика. В июне 1948-го вышло постановление Совета Министров,
узаконившее работы по "82-му" (Ту-22).
Предполагалось построить два опытных экземпляра. В июне 1948-го ОКБ
подготовило новый эскизный проект, отличавшийся от первоначального изменениями в
некоторых элементах конструкции планера, составом вооружения и оборудования.
Опытный самолет с двигателями РД-45Ф начали строить в июле 1948-го. В феврале
следующего года самолет закончили и передали на заводские испытания. В ходе
постройки на опытном "82-м" установили четыре пары аэродинамических гребней на
крыле.
В марте 1949-го экипаж летчика-испытателя А. Перелета совершил первый полет
на "82-м". Заводские испытания машины продолжались до июня 1949-го. В отчете по
заводским летным испытаниям отмечалось, что самолет устойчив и доступен летчикам
средней квалификации.
На испытаниях зафиксировали максимальную скорость полета 931 км/ч на высоте
4000 м. Никаких особенных сюрпризов новое крыло не преподнесло, все оказалось
значительно спокойней, чем при полетах первых истребителей со стреловидным
крылом.
В ходе испытаний "82-го" произошел эпизод, который вошел в историю
отечественного самолетостроения. Летом 1949-го шла подготовка к традиционному
воздушному параду в Тушино, в котором предстояло участвовать и "82-му". Во время
генеральной репетиции за несколько дней до парада самолет, пролетая на малой
высоте над Москвой-рекой, попал в зону восходящих потоков различной
интенсивности.
Возникла, как ее потом окрестили, так называемая "циклическая болтанка", с
соответствующими нерасчетными нагружениями конструкции самолета, приведшими к
разрушению крепления левого двигателя к мотораме.
Перелет получил травму, ударившись лицом о приборную доску, но сумел
выключить поврежденный двигатель и на одном двигателе долететь и посадить
самолет на аэродром ЛИИ. Этот случай потребовал введения в нормы прочности
нового понятия - "циклическая болтанка" - эффекта, возникающего при проходе
самолетом на малой высоте сложного рельефа местности, например, поле-река-лес.
После ряда испытаний, методику расчета самолетов на "циклическую болтанку"
внедрили в практику самолетостроения.