Варианты Ту-95 и Ту-95М, приспособленные для транспортировки и применения ядерных боеприпасов, отличались термостабилизированным грузоотсеком, белой противоатомной покраской нижних поверхностей планера, наличием у экипажа защитных шторок и асбестовой обмазкой проводки и т.д. Практически все Ту-95 были оборудованы под стандарт "А", поэтому шифр "А" зачастую
присваивался самолетам, участвовавшим в испытаниях советского ядерного оружия и оснащенных дополнительной контрольно-записывающей аппаратурой, связанной с этими испытаниями. Самолеты
обеспечивали применение первых серийных советских ядерных бомб типа РДС-3, РДС-4 и термоядерных бомб типа РДС-6С (РДС-37), а также более совершенных бомб, разработки последующих лет.
Ту-95А во второй половине 50-х годов поступили на специальный 71-й полигон ВВС, специализировавшийся на проведении ядерных воздушных испытаний, в задачи которого входил широкий круг
вопросов, связанных с проведением испытаний ядерного оружия, а также отработка тактики его применения. Впервые Ту-95 использовались при проведении ядерных испытаний в 1958 году на Новоземельском
полигоне. Обычным явлением для этой части было нахождение в ее составе стандартных строевых Ту-95 соответствующих стандарту "А". Машины, часто со своими экипажами, приходили из частей,
производили один-два сброса ядерных бомб и возвращались в свои части. После воздействия поражающих факторов особо мощных ядерных взрывов, на самолетах иногда приходилось менять целые фрагменты
обшивки. Привлечение к сбросам строевых машин, давало возможность хотя бы части экипажей познакомиться на практике с применением ядерного оружия, что было крайне важно, ведь основное
предназначение этих людей и состояло именно в том, чтобы без малейших колебаний с ядерными бомбами на борту лететь на край Света и бросать их на головы себе подобных.
Иногда к испытаниям ядерных бомб привлекались целые полки. Так, при сбросе ядерной бомбы экипажем замполита 409-й ТБАП из состава 106-й ТБАД И. Баженова, с ним в строю на своих машинах в точку
сброса шел весь полк и каждый экипаж в полной мере мог ощутить, что такое взрыв термоядерной бомбы мощностью 2,5 мегатонны. Самолеты Ту-95А(Ту-95МА) использовались для испытаний на трех
площадках полигона под Семипалатинском, а затем на полигоне на Новой Земле. Весной 1960 года с борта Ту-95МА на полигоне Сары-Чаган была сброшена термоядерная бомба мощностью в 20 мегатонн, это
был самый мощный 427-й советский ядерный взрыв.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-95А |
Размах крыльев, м |
50.04 |
Длина, м |
46.17 |
Высота, м |
12.50 |
Площадь крыла, м2 |
283.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
83100 |
максимальная взлетная |
172000 |
топлива |
88700 |
Тип двигателя |
4 ТВД НК-12 |
Тяга, кгс |
4 х 12000 |
Максимальная скорость, км/ч |
882 |
Крейсерская скорость, км/ч |
720-750 |
Практическая дальность полета, км |
12100 |
Практический потолок, м |
11900 |
Экипаж, чел |
8-9 |
Вооружение: |
6 спаренных 23-мм пушек АМ-23, расположенных в 3 оборонительных установках: верхней ДТ-В12, нижней ДТ-Н12, и кормовой ДК-12. Общий боезапас - 2500 выстрелов. ядерные бомбы РДС-3, РДС-4 или термоядерные бомбы РДС-6С (РДС-37) |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|