Бурное развитие средств ПВО на рубеже 60-х гг. привело к тому, что
бомбардировщик должен был либо
преобразиться, либо окончательно
уступить свою роль ракетам. В этой связи
ведущие авиационные державы приступили
к созданию авиационных ракетных
комплексов, состоящих из самолета-носителя
с большой дальностью полета и крылатой
или баллистической ракеты класса "воздух-поверхность".
Такая комбинация давала возможность
ракетоносцу наносить удар по
стратегическим целям, не входя в зону
ПВО противника.
Еще на этапе проектирования Ту-95
планировалось в будущем использовать
его в качестве носителя ракет "воздух-поверхность".
Для этого машина имела все необходимое:
большую дальность полета, значительную
грузоподъемность и компоновку, удобную
для подвески под фюзеляжем
крупногабаритного самолета-снаряда.
Кстати, последнее обстоятельство стало
решающим фактором при выборе
кандидатуры носителя между Ту-95 и М-4 (3М).
11 марта 1954 г. вышло постановление
Совмина, согласно которому ОКБ-156
поручалось на базе Ту-95МА разработать
самолет-носитель Ту-95К для
авиационно-ракетного комплекса К-20. Этот
же документ обязывал ОКБ-155 А.И.Микояна
создать подвешиваемый под носителем
самолет-снаряд большой дальности Х-20,
систему наведения на цель которого
должно было разработать КБ-1 под
руководством В.М.Шабанова.
Название комплекса К-20 и ракеты Х-20
выбрали не случайно. Первоначально
планировалось после принятия на
вооружение бомбардировщика "95"
присвоить ему официальное обозначение
Ту-20. Однако в ходе разработки самолета
было выпущено такие большое количество
документов и чертежей с индексом "95",
что военные согласились присвоить ему
название Ту-95, соответствующее шифру ОКБ.
Индекс "20" сохранился лишь в названии
комплекса, ракеты и системы управления.
В конце 50-х гг. информация о комплексе К-20
попала на Запад, и, видимо, поэтому
долгое время Ту-95 там называли Ту-20.
Эскизный проект Ту-95К Туполев подписал 26
октября 1954 г. Через год военные
согласовали макет ракетоносца. В
сравнении с бомбардировочным вариантом
в самолет внесли следующие изменения: в
носовой части расположили двухантенную
РЛС "ЯД" для поиска цели и наведения на
нее ракеты, в грузоотсеке разместили
балочный держатель БД-206 для подвески
ракеты в полуутопленном полетном
положении и ее пуска, изменили
конфигурацию фюзеляжных топливных
баков и ввели дополнительный бак для
питания силовой установки Х-20. Во время
полета по маршруту держатель вместе с
ракетой находился в поднятом положении,
а носовая часть Х-20 закрывалась
обтекателем. Перед пуском держатель с
ракетой опускался в поток, двигатель Х-20
запускался, ракета сбрасывалась и
уходила к цели.
Рабочие чертежи ОКБ передало на завод
No.18, где для переделки в опытные
ракетоносцы были выделены находящиеся
на стапелях серийные Ту-95 No.401 и No.404. Эти
самолеты предназначались для отработки
элементов комплекса К-20 и проведения
испытаний. Переделка началась 1 марта 1955
г. и закончилась 31 октября. 1 января 1956 г. лидерная машина совершила первый полет.
Летом этого же года выпустили и второй
экземпляр Ту-95К.
Заводские испытания авиационно-ракетного
комплекса проводились в три этапа на
двух Ту-95К. Первый этап начался 4 августа
и закончился 15 октября 1956 г. Второй этап,
посвященный подготовке носителя к
пускам, проводился с 15 августа по 13
октября 1956 г. На третьем этапе,
закончившемся 24 января 1957 г.,
проводились доводка системы управления
ракетой и ее аппаратуры самонаведения
на пилотируемых аналогах Х-20 -
истребителях МиГ-19, оборудованных
элементами системы К-20. ОКБ-155 построило
два самолета-аналога: первый - в
беспилотном варианте (под шифром СМ-20),
второй - в пилотируемом (СМ-20П). Аналоги
поднимались в воздух на опытных Ту-95К,
затем сбрасывались, и дальнейшее
пилотирование происходило по сигналам
системы управления К-20. На СМ-20П
отрабатывалась аппаратура
самонаведения на последнем участке
полета. В этих уникальных испытаниях
принимали участие многие известные
летчики, в частности Герой Советского
Союза заслуженный летчик-испытатель С.Амет-Хан,
немало сделавший для отработки
комплекса К-20. Дальнейшие испытания
включали пуски ракет Х-20. Они начались 6
июня 1957 г. и закончились 29 июля 1958 г. За
этот период К-20 удалось окончательно
довести, и в июле было принято решение о
начале серийного производства нового
авиационно-ракетного комплекса.
Совместные государственные испытания
комплекса К-20 проводились с 15 октября 1958
г. по 1 ноября 1959 г. Для этого выделили
первые серийные Ту-95К, производство
которых развернулось в Куйбышеве в
начале 1958 г. (первую серийную машину
выпустили уже в марте). В ходе испытаний
проверялась работа комплекса в реальных
условиях эксплуатации, выполнялись
пуски Х-20, в том числе при наличии
радиопомех. Комплекс получил высокие
оценки по таким важным характеристикам,
как надежность, эксплуатационная
технологичность и простота освоения
личным составом. После завершения
совместных испытаний провели
дополнительные испытания в Баренцевом
море с целью определения возможности
уничтожения движущихся соединений
кораблей. По результатам ряда пусков был
сделан вывод о возможности
использования К-20 и против ударных
авианосных групп вероятного противника.
Постановлением Совмина от 9 сентября 1960
г. комплекс К-20 был принят на вооружение.
Производство Ту-95К (изделие "ВК") на
заводе No.18 продолжалось до 1962 г. Часть
самолетов позднее переоборудовали в Ту-95КД.
Остальные ракетоносцы находились в
эксплуатации до середины 80-х гг., после
чего некоторые из них переделали в
учебные Ту-95КУ (изделие "ВКУ"), а
оставшиеся утилизировали.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-95К |
Размах крыльев, м |
50.04 |
Длина, м |
46.90 |
Высота, м |
12.50 |
Площадь крыла, м2 |
283.7 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
86000 |
максимальная взлетная |
182000 |
Тип двигателя |
4 НК-12МВ |
Тяга, кгс |
4 х 15000 |
Максимальная скорость, км/ч |
860 |
Крейсерская скорость, км/ч |
770 |
Дальность полета, км |
12200 |
Боевой радиус действия, км |
7000 |
Практический потолок, м |
11600 |
Экипаж, чел |
8-9 |
Вооружение: |
6 спаренных 23-мм пушек АМ-23, расположенных в 3 оборонительных установках: верхней ДТ-В12, нижней ДТ-Н12, и кормовой ДК-12. Общий боезапас - 2500 выстрелов. до 12000 кг боевой нагрузки 1 КР Х-20, подвешиваемая под фюзеляжем в районе бывшего грузоотсека. |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|