В целях расширения оперативно-тактических возможностей комплекса Ту-95К ОКБ-156 в 1958 году было предложено переоборудовать Ту-95К в самолет-носитель ракет К-10 (Х-10), применявшихся в комплексе Ту-16К-10. 2 июля 1958 года вышло ПСМ СССР No. 710-338, по которому предлагалось проработать предложение по модификации Ту-95К-10 в носитель 4-х ракет К-10 с
возможностью одновременного размещения в грузоотсеке ядерных бомб.
Проработка технического предложения показала нецелесообразность такой модификации. Пришлось бы полностью менять систему
управления ракетным оружием с К-20 на К-10, кроме того, размещение под крылом на пилонах ракет К-10 значительно ухудшило бы аэродинамику самолета-носителя и, как следствие, ухудшило бы его
летные характеристики (практическую дальность полета и скорость), что с учетом меньшей дальности пуска К-10 делало данную систему малоперспективной. Работы были прекращены на этапе технического
предложения.
Дальнейшее усиление ПВО вероятного противника в начале 70-х гг. снизило
вероятность прорыва к цели Ту-95КМ.
Поэтому появились предложения о
переоборудовании этих самолетов под
комплекс К-22, включавший крылатые ракеты
Х-22 с автономной системой наведения и
большей скоростью полета. Поисковые
работы в этом направлении были
проведены в отделе технических проектов
ОКБ-156 еще в 1963г., но соответствующее
решение Совмина последовало только
через 10 лет, в феврале 1973 г. Самолет
получил новое обозначение Ту-95К-22, а
комплекс - К-95-22.
31 января 1973 г. на куйбышевский авиазавод
для доработки под новый комплекс
поступил специально выделенный ВВС
серийный Ту-95КМ. Но работы по
технической документации ОКБ начались
только в мае 1974 г. Переоборудование
заключалось в следующем: на место
хвостовой пушечной установки поставили
унифицированный отсек с аппаратурой РЭБ,
РЛС "ЯД" заменили на "ПНА-Б", установили
аппаратуру подготовки и запуска ракет "Кама",
балочный держатель БД-206 снабдили
переходником под ракету Х-22, под крылом
между внутренними двигателями и
фюзеляжем для подвески Х-22 установили
два балочных держателя БД-45К, взятых с Ту-22М.
Самолет получил возможность нести одну
крылатую ракету под фюзеляжем или две -
под крылом.
30 октября 1975 г. переоборудованная машина
совершила первый полет. Испытания и
доводки комплекса продолжались до
начала 80-х гг. В 1981 г. начались боевые
пуски ракет Х-22. Параллельно шло
переоборудование Ту-95КМ в Ту-95К-22. В 1987 г.
новый комплекс приняли на вооружение.
Несколько самолетов были оборудованы
подкрыльевыми фильтрогондолами, что
дало возможность использовать их также
для радиационной разведки. Кодовое
обозначение НАТО - Bear-G.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-95К-22 |
Размах крыльев, м |
50.04 |
Длина, м |
46.17 |
Высота, м |
12.5 |
Площадь крыла, м2 |
283.7 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
90000 |
максимальная взлетная |
185000 |
Тип двигателя |
4 НК-12МВ |
Тяга, кгс |
4 х 15000 |
Скорость, км/ч |
|
максимальная |
910 |
Дальность полета, км |
10500 |
Практический потолок, м |
11600 |
Экипаж, чел |
9 |
Вооружение: |
две 23-мм пушки двухствольные ГШ-23 1 КР Х-20 комплекса К-20, подвешиваемая под фюзеляжем в районе бывшего грузоотсека. там же 1 КР Х-22М, либо 2 - под крылом. |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|