В рамках работ по созданию крылатых ракет большой дальности одновременно с работами по Х-55 в работах участвовало НПО "Машиностроение" (бывшее
ОКБ-52, созданное В.Н.Челомеем). Как и первый проект МКБ "Радуги", проект НПО "Машиностроения" предполагал создание базовой конструкции, которая при соответствующей модификации способна была бы
удовлетворить требованиям и сухопутного базирования, и морского базирования, и базирования на самолетах-ракетоносцах (работа для обеих организаций была задана одновременно и одним ПСМ СССР). Проект НПО "Машиностроения" отличался более высокими характеристиками. Это был крупный самолет-снаряд со стреловидным складным крылом, оснащенный маршевым ПВРД со
встроенным разгонным блоком. Заявленная скорость равнялась 3000 км/ ч, потолок 24000 м и дальность полета до 5000 км. Авиационный вариант самолета-снаряда получил обозначение ЗМ25А "Метеорит-А".
В качестве самолета-носителя предполагалось использовать модифицированный Ту-95МС, на котором на крыльевых пилонах планировалось разместить от 2-х до 4-х "Метеоритов". Соответственно под новые
подвески должна была быть доработана система управления подготовки и пуска ракет, доработаны элементы наземного комплекса и т.д. В дополнение к наружным подвескам "Метеоритов", не выходя за
пределы оговоренных нагрузок, можно было бы в грузоотсеке размещать и другие виды боевых нагрузок, в том числе противорадилокационные ракеты, а также ракеты класса "воздух-воздух", что должно
было повысить устойчивость комплекса к средствам ПВО. В мае 1980 года был произведен первый пуск с наземного стенда, который закончился неудачно. Трудности с доводкой "Метерита" сдвинули начало испытаний на
самолете-носителе на несколько лет. Для работ по теме "Метеорит" был выделен серийный Ту-95МС No. 04,в январе 1983 года этот самолет был переоборудован под испытания нового самолета-снаряда и
получил обозначение Ту-95МА. Испытания самолета и комплекса проводились в течение нескольких лет, были практические пуски "Метеоритов" с борта самолета. Достаточно сложный комплекс
требовал длительных доводок и доработок, а тем временем его конкурент с ракетами Х-55 уже строился серийно. Поэтому вскоре все работы по "Метеориту", на общем фоне снижения оборонных
ассигнований и свертывания целого ряда оборонных программ были прекращены.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-95МА |
Размах крыла, м |
50.05 |
Длина самолета, м |
49.13 |
Высота самолета, м |
13.20 |
Площадь крыла, м2 |
289.90 |
Масса , кг |
|
пустого самолета |
94400 |
максимальная взлетная |
185000 |
Топливо, кг |
81670 |
Тип двигателя |
4 ТВД НК 12МП |
Мощность, л.с. |
4 х 15000 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
830 |
у земли |
650 |
Крейсерская скорость, км/ч |
720 |
Практическая дальность, км |
10500 |
Боевая дальность, км |
6500 |
Практический потолок |
12000 |
Экипаж, чел |
7 |
Вооружение: |
две 23-мм пушки ГШ-23 или ГШ-23Л
Боевая нагрузка - нормальная 9000 кг
ЗМ25А "Метеорит-А" |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|