Работы по созданию межконтинентального (т е. способного,
взлетев с советских аэродромов,
достигнуть территории США и вернуться
обратно) самолета - носителя ядерного
оружия, получившего заводской шифр "95" (самолет ИВК) начались в ОКБ А.Н.Туполева весной 1950
года. В ходе предварительных
исследований для нового бомбардировщика
рассматривались различные варианты
силовой установки - ТРД, ТВД, их
комбинации. Окончательный выбор был
остановлен на схеме с четырьмя
турбовинтовыми двигателями мощностью по
12.000-15.000 л с. Самолет предполагалось
оснастить системой крыльевой дозаправки
топливом в воздухе (дальность полета с
одной дозаправкой предполагалось
довести до 18.400 км, а максимальную
дальность с несколькими дозаправками -
32.000 км.) На первом опытном экземпляре
бомбардировщика, самолете "95-1", бьло
решено установить четыре ТВД 2ТВ-2Ф (4 х 12000
л с), на втором, "95-2" - двигатели ТВ-12 (прототип
НК-12, 12 500 л с) Н.Д. Кузнецова.
Первый полет бомбардировщика "95-1"
состоялся 12 ноября 1952 г (командир корабля - А.Перелет). В 1953 году, в 17-м
испытательном полете, этот самолет
потерпел катастрофу. Второй опытный
самолет, "95-2", совершил первый полет 16
февраля 1955 г (командир - М Нюхтиков). В
ходе государственных испытаний,
проводившихся в 1955-1956 гг, на этой машине
при взлетной массе 167 200 кг была
достигнута максимальная скорость 882 км/ч (рекордная
для самолетов с винтовыми движителями) и
практическая дальность (т. е дальность с
АНЗ и сбросом нормальной бомбовой
нагрузки после преодоления половины
маршрута) 15 040 км. Для сравнения,
техническая (т.е. чисто расчетная, до
полной выработки топлива) дальность
американского реактивного
стратегического бомбардировщика Боинг В-52В
Стратофортресс, также совершившего
первый полет в 1955 году и имевшего
максимальную взлетную массу 190500 кг,
составляла 11 530 км, а максимальная
скорость - 957 км/ч. В августе 1955 г в
Куйбышеве был построен первый серийный
бомбардировщик Ту-95, отличавшийся от
самолета "95-2" фюзеляжем, удлиненным на 2
м. Максимальная взлетная масса серийных
Ту-95 составляла 172 000 кг, а практическая
дальность полета - 12 100 км.
В 1957 году был начат серийный выпуск
бомбардировщиков Ту-95М, оснащенных более
мощными двигателями НК-12М (4 х 15000 л с) и
имевших максимальную взлетную массу 182.000
кг. Скорость этих машин достигла 920 км/ч,
практическая дальность - 13 200 км, а
техническая дальность - 16.750 км (американский
аналог В-52Е выпуска 1957 года имел
максимальную взлетную массу 204.100 кг,
техническую дальность 12 300 км и
максимальную скорость 960 км/ч). В 1955- 1958 гг.
в Куйбышеве на заводе П18 был построен 31
самолет Ту-95 и 19 - Ту-95М. В дальнейшем все
бомбардировщики Ту-95 были доработаны до
уровня Ту-95М. Эти машины оставались в
строю до середины 80-х годов, после чего
часть их была переоборудована в учебно-тренировочные
самолеты Ту-95У, использовавшиеся до
начала 1990-х. Для военно-морского флота в
1962 году был создан разведчик-целеуказатель
Ту-95РЦ, принятый на вооружение в 1966 году (выпущено
53 самолета).
Для Дальней авиации в 1964 году создается
стратегический разведывательный самолет
Ту-95РА с аппаратурой для ведения
радиотехнической и фоторазведки. Этот
самолет стал первым из семейства "девяностопятых",
получившим систему дозаправки топливом в
полете типа "шланг-конус". Четыре Ту-95МР
эксплуатировались до второй половины 80-х,
после чего были переоборудованы в
учебные Ту-95У (в настоящее время
утилизированы).
Еще на этапе проектирования самолета Ту-95
рассматривалась возможность
использования его в качестве носителя
управляемых снарядов класса "воздух-поверхность".
11 марта 1954 г. вышло совместное партийно-правительственное
постановление, в соответствии с которым
ОКБ А.Н.Туполева поручалось разработать
на базе бомбардировщика Ту-95М самолет-носитель
Ту-95К для ракетного комплекса К-20.
Сверхзвуковая крылатая ракета (КР)
большой дальности Х-20, входящая в
комплекс, разрабатывалась в ОКБ А.Н.
Микояна. Она размещалась под фюзеляжем
самолета в полуутопленном положении и
предназначалась для поражения как
наземных, так и морских целей.
Первый опытный Ту-95К поднялся в воздух 1
января 1956 г., а 6 июня 1957 г. с борта самолета-носителя
был выполнен первый пуск КР Х-20. 9 сентября
1960 г. комплекс К-20 был принят на
вооружение. Несколько раньше, в марте 1958-го,
в Куйбышеве начался серийный выпуск
самолетов Ту-95К, продолжавшийся до 1962
года (построено 48 машин). В дальнейшем
большинство этих самолетов было
доработано в вариант Ту-95КД,
сохранявшийся на вооружении до середины
80-х годов, после чего часть ракетоносцев
переоборудовали в учебные Ту-95КУ, а
остальные - утилизировали.
Подвеска под фюзеляжем самолета Ту-95К
крупногабаритной ракеты привела к
уменьшению дальности (по сравнению с
бомбардировщиком Ту-95М) на 2000 км. В связи с
этим в 1958 году было принято решение
оснастить ракетоносцы системой
дозаправки топливом в полете типа "шланг-конус",
уже отработанной на стратегических
бомбардировщиках М-4 В.М. Мясищева. 5 июля
1961 г начались летные испытания самолета
Ту-95КД, получившего штангу
топливоприемника, установленную в
носовой части фюзеляжа, а также
централизованную систему наземной
заправки топливом. В 1962 году начался
серийный выпуск ракетоносцев Ту-95КД (до
1965 года построено 23 самолета). Часть Ту-95К
также была доработана до уровня Ту-95КД.
В середине 60-х гг. на ракетоносцах Ту-95К-20
и КД была проведена модернизация БРЭО,
после чего этим самолетам было присвоено
обозначение Ту-95КМ. Машины получили на
вооружение усовершенствованную крылатую
ракету Х-20М с максимальной дальностью
пуска 600 км.
В 1963 году в ОКБ A.H. Туполева начались
поисковые работы по оснащению Ту-95КМ
ракетой нового поколения типа Х-22,
имеющей автономную систему наведения и
предназначенной для поражения
авианосных ударных групп, а также
стационарных береговых целей. По ряду
причин работы затянулись, и первый
переоборудованный самолет впервые
поднялся в воздух лишь 30 октября 1973 г. В 1981
году с Ту-95К-22 начались боевые пуски ракет,
а в 1987 году комплекс был официально
принят на вооружение.
В начале 70-х годов на МКБ Радуга под
руководством генерального конструктора
И.С.Селезнева начались работы по созданию
малогабаритных стратегических
авиационных крылатых ракет Х-55. В
качестве носителя нового оружия был
предложен модернизированный вариант
самолета Ту-142М, получивший обозначение
Ту-142МС (в формировании концепции этого
комплекса значительный вклад
принадлежит ученым ЦАГИ). Первоначально
Ту-142МС рассматривался в качестве
альтернативы более сложному и
дорогостоящему многорежимному
бомбардировщику Ту-160, также оснащенному
КР. В дальнейшем было принято решение
продолжать работы по программам
параллельно.
Первоначально предполагалось
оборудовать самолет двумя грузоотсеками,
каждый из которых должен был вмещать
шесть КР на многопозиционных барабанных
ПУ. Однако сложности с обеспечением
приемлемой центровки, а также большой
объем доработок заставили конструкторов
ограничиться одним грузоотсеком на шесть
ракет. Бомбардировщик получил, также,
усовершенствованные, более экономичные
двигатели НК-12МП с новым приводом более
мощного генератора переменного тока.
Переоборудование серийного самолета Ту-142М
в вариант Ту-95М-55, предназначенный для
отработки новых КР, началось в июле 1977 г. и
завершилось в июле 1978 г. 31 июля
модернизированный самолет совершил
первый полет. В дальнейшем он активно
использовался для испытаний КР. В 1978 г. на
ММЗ ИОпытК приступили к переоборудованию
еще одного Ту-142М в полноценный
ракетоносец, оснащенный полным
комплектом оборудования и вооружения.
Работы были завершены в сентябре 1979 г.
Самолет, получивший обозначение Ту-95МС,
совершил первый полет в сентябре 1979 г., а в
1981 году новый ракетоносец запустили в
серию на Таганрогском авиационном заводе,
а в 1983 году его производство было
переведено в Куйбышев. Строились две
модификации бомбардировщика-ракетоносца
- Ту-95МС-6 с ракетным вооружением,
размещенным в грузоотсеке и на двух
подкрыльевых узлах внешней подвески (выпущен
31 самолет) и Ту-95МС-16 с четырьмя
подкрыльевыми узлами подвески (57
самолетов). Последний имел ряд отличий, в
частности, вместо двух пушек АМ-23 было
установлено две двухствольные пушки ГШ-23Л,
подверглось изменению кабинное
приборное оборудование, улучшилась
эргономика кабины и т.п. В дальнейшем, в
соответствии с условиями российско-американских
договоренностей по стратегическим
наступательным вооружениям, все самолеты
были стандартизованы под вооружение
варианта Ту-95МС-6. Серийное производство
Ту-95МС продолжалось до начала 1992 г. В
настоящее время в ВВС России имеется 28
самолетов Ту-95МС-6 и 35 Ту-95МС-16. Кроме того,
23 самолетами располагает Украина (в 1998
году началась их утилизация, ведутся
переговоры о передаче России части
самолетов). В 1989 году на серийных Ту-95МС
было установлено 60 рекордов скорости и
высоты полета с грузом. В 80-х годах в СССР
были начаты работы по созданию
стратегического бомбардировщика нового
поколения, предназначенного для замены
самолетов Ту-95МС. Однако распад
Советского Союза, экономический кризис в
России и обусловленное этим резкое
сокращение оборонных расходов привели к
замедлению работ по перевооружению
Дальней авиации на новые образцы
авиационной техники. В этих условиях на
первое место выдвинулись задачи
модернизации существующего самолетного
парка ДА. В АНТК им.Туполева в настоящее
время ведутся работы по созданию новой
модификации самолета Ту-95, оснащенной
усовершенствованным БРЭО и
высокоточными стратегическими крылатыми
ракетами нового поколения, способными
нести как ядерные, так и обычные БЧ и
поражать малоразмерные и площадные цели
на дальности до 5000 км, а также
тактическими КР. Модернизированный
самолет сможет нести на внутренних и
внешних узлах подвески восемь
стратегических или 14 тактических ракет
нового типа. Предполагается, что
модернизированные бомбардировщики-ракетоносцы
типа Ту-95 сохранятся на вооружении ВВС
России до 2010-х годов.
Самолет Ту-95МС оснащен навигационно-прицельным
комплексом с БРЛС "Обзор". На
бомбардировщике-ракетоносце установлен
бортовой комплекс обороны (БКО),
включающий средства разведки, а также
системы постановки активных и пассивных
помех. В передней кабине Ту-95МС впереди
размещены первый и второй пилоты, приборные
панели которых снабжены обычными
приборами с круговыми шкалами(основные
приборы аналогичны Ту-22М и Ту-160).Управление
осуществляется посредством штурвалов, каждый
летчик имеет свои РУД(кроме того
двигателями может управлять и
бортинженер).По центру приборной доски
расположена панель управления
автопилотом. Между сиденьями летчиков
начинается конвейер-транспортер, служащий
для аварийного покидания самолета в
воздухе. Непосредственно за пилотами
расположен бортинженер(справа)и
радиооператор(слева). За бортинженером
находится небольшой камбуз с плитой, за
радиооператором-химический туалет. Далее
по левому борту располагается оператор
вооружения, справа находится запасное
откидное кресло. Непосредственно за
входным люком спиной к летчикам сидит
штурман.
Самолет Ту-95 выполнен по нормальной
аэродинамической схеме с
высокорасположенным стреловидным крылом
большого удлинения. Крыло - стреловидное
свободнонесущее трехлонжеронное (угол
стреловидности по 1/4 хорд - 35З, удлинение
-7). Оперение оснащено
антиоблединительной системой. Руль
высоты и руль поворота снабжены
гидроусилителями, в корневой части руля
высоты имеется триммер. Экипаж из семи
человек размещается в двух гермокабинах.
Катапультные кресла отсутствуют.
Серийное производство приостановлено в
1992 году. В настоящее время идут работы по
созданию новой модификации с новым БРЭО и
вооружением.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-95МС |
Размах крыла, м |
50.05 |
Длина самолета, м |
47.09 |
Высота самолета, м |
13.20 |
Площадь крыла, м2 |
295.00 |
Масса , кг |
|
пустого самолета |
94400 |
максимальная взлетная |
187700 |
Топливо, кг |
87000 |
Тип двигателя |
4 ТВД НК 12М (МВ) |
Мощность, л.с. |
4 х 15000 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
830 |
у земли |
650 |
Крейсерская скорость, км/ч |
710 |
Практическая дальность, км |
10500 |
Боевая дальность, км |
6500 |
Практический потолок |
12000 |
Экипаж, чел |
7 |
Вооружение: |
две 23-мм пушки ГШ-23 или ГШ-23Л
боевая нагрузка - нормальная 9000 кг, максимальная - 20000 кг, в перегруз - 25000 кг: Ту-95МС оснащен барабанной многопозиционной пусковой установкой, рассчитанной на шесть малогабаритных дозвуковых крылатых ракет большой дальности Х-55 (дальность 2500 км). Под крылом на двух узлах внешней подвески самолета Ту-95МС-6 допускается размещение еще четырех ракет этого типа. На самолете Ту-95МС-16 под крылом на четырех узлах может подвешиваться десять Х-55 (в настоящее время в соответствии с российско-американской договоренностью все самолеты Ту-95МС несут ракетное вооружение только на внутренней подвеске). Допускается оснащение самолета и обычными свободно-падающими бомбами. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|