В 1953 году в СССР было взорвано первое советское термоядерное устройство. Через 2 года прошла испытания советская водородная бомба расчетной мощностью 3 мегатонны. На испытаниях, из соображений безопасности, мощность была ограничена 1,6 мегатонн. Бомба на испытаниях сбрасывалась с самолета-носителя. США ответили целой серией испытаний водородных бомб на Тихом
океане. Закрутилась термоядерная гонка, счет шел уже на десятки мегатонн, десятками исчислялось количество ежегодных ядерных взрывов. Обе сверхдержавы словно сошли с ума, сотрясая землю все
новыми взрывами и посыпая головы своих и чужих народов ядерными осадками.
Осенью 1954 года в СССР начинаются поисковые работы по созданию специальной бомбардировочной системы, способной нести термоядерную бомбу повышенной мощности. В качестве самолета-носителя был
выбран Ту-95. Идею создания бомбардировочной системы с "супербомбой" поддержал тогдашний министр среднего машиностроения А.П.Завенягин. Речь шла о создании термоядерной бомбы мощностью до 100
мегатонн, которую мог бы поднять и сбросить модифицированный самолет Ту-95.
Первоначально предложенный вариант бомбы массой в 40 тонн не был принят самолетчиками, так как это составляло порядка 20% взлетной массы серийного Ту-95. Самолет с такой нагрузкой просто не смог
бы долететь до полигона. Заданная масса "супербомбы" была уменьшена до 20 тонн, что составило 12-15% взлетной массы и было приемлемо для разработчиков самолета.
С самого начала создатели новой ядерной бомбы академики И.В.Курчатов и Ю.В.Харитон делали ставку на самолеты-носители разработки ОКБ А.Н.Туполева. В качестве носителя были предложены модификации
самолетов Ту-16 и Ту-95. Первоначальный анализ показал, что такая большая сосредоточенная нагрузка от "супербомбы" потребует серьезных изменений в силовой схеме исходного самолета, в конструкции
грузового отсека и в устройствах подвески и сброса бомбы.
Новое ядерное устройство по традиции, принятой в СССР, получило кодовое обозначение "Ваня" или "Иван" (первая советская атомная авиационная бомба называлась "Таня" или "Татьяна"), а по
официальным документам - изделие "202". Самолет-носитель получил обозначение Ту-95В, в производстве - "заказ 242".
17 марта 1956 года вышло ПСМ СССР No. 357-228, дававшее зеленый свет работам по переоборудованию самолета Ту-95 в носитель нового ядерного боеприпаса.
В ОКБ-156 работы по этой теме начались еще в 1954 году, сразу же после переговоров И.В.Курчатова с А.Н. Туполевым. Руководителем этих работ стал заместитель Туполева по системам вооружения
А.В.Надашкевич. Проработка непосредственных конструктивных вопросов по переоборудованию Ту-95 в Ту-95В была возложена на подразделение ОКБ во главе с И.Ф. Незвалем.
В первой половине 1955 года был согласован габаритный и весовой Чертеж "Ивана", а также компоновочный чертеж его размещения в грузовом отсеке самолета Ту-95. Как и предполагалось, масса бомбы
составляла 15% взлетной массы самолета, а габаритные размеры по первоначальному проекту не превышали размеров грузового отсека самолета. Решено было использовать конструкцию балочного держателя
для подвески бомбы в грузоотсеке, близкую к конструкции балочного держателя БД-206 для самолета-носителя Ту-95К под ракету X-20, находившихся в то время в стадии проектирования. Для подвески
"Ивана" был разработан новый балочный держатель БД7-95-242 (БД-242) с тремя бомбардировочными замками Дер5-6 с грузоподъемностью 9 тонн каждый. Успешно была решена проблема по созданию
электроавтоматики управления сбросом бомбы, которая должна была обеспечить одновременное открытие всех трех замков, так как несимметричность в работе могла вызвать зависание "Ивана" при
отделении от самолета и, в лучшем случае, повреждение балочного держателя.
Конструктивная разработка балочного держателя БД-242 не вызывала больших трудностей, за исключением расположения третьего замка. Его пришлось устанавливать в конце грузового отсека
перпендикулярно продольной оси фюзеляжа, так как в этой части отсека не было соответствующих силовых элементов в продольном направлении. БД-242 крепился непосредственно к силовым продольным
бимсам, расположенным по бортам грузоотсека и образующим вместе с передним и задним шпангоутами фюзеляжа люк шириной 1780 мм (расстояние между бимсами) и длиной 7150 мм. По сравнению с серийным
Ту-95 на Ту-95В были удалены фюзеляжные топливные баки, так как пришлось сделать специальный вырез под изделие "202".
Система держателя с доработанными замками прошла лабораторные стендовые испытания с расчетным грузом. Электроавтоматика сброса была отработана на стенде, синхронности добивались при помощи
подбора комплектующих электрорадиоэлементов.
Одновременно с проектированием и созданием системы сброса шло переоборудование серийного самолета Ту-95 No. 302 на летно-испытательной базе ОКБ-156 в Жуковском. Работы проводились с мая по
сентябрь 1956 г. В этом же месяце Ту-95В был принят заказчиком и передан ВВС для проведения летных испытаний. Испытания системы велись под руководством полковника ВВС С.М.Куликова до 1959 года.
Была проведена имитация подвески и полеты со сбросом массогабаритного макета изделия "202". Испытания прошли без особых замечаний, и комплекс был подготовлен для сброса самой мощной в мире
термоядерной бомбы.
Задание по созданию носителя для "супербомбы" было выполнено, но до практических испытаний дело по политическим соображениям тогда не дошло, Н.С.Хрущев собирался в США, и с испытаниями решили
подождать.
Ту-95В No. 302 перегнали на аэродром в Узин, где он использовался как учебный в составе 409 ТБАП для отработки взлетов и посадок и уже не числился в ВВС как боевая единица.
В 1961 году, с началом нового витка "Холодной войны", испытания "супербомбы" снова стали актуальными.
На Ту-95В срочно провели замену всех штепсельных разъемов в системе электроавтоматики сброса изделия "202", были сняты створки грузоотсека, так как реальная бомба по габаритам и массе оказалась
несколько больше макета (масса бомбы - 24 тонны, масса парашютной системы - 800 кг) и выходила за габариты отсека. Подготовленный самолет экипаж во главе с командиром майором А.Е.Дурновцевым
перегнал на северный аэродром в Оленьей губе. Одновременно в Оленью была доставлена "супербомба", мощность которой была ограничена на уровне 50 мегатонн. Испытания решено было провести 30
октября 1961 года. Утром 30 октября Ту-95В в сопровождении Ту-16 взлетел с изделием "202" на борту и взял курс на один из островов на Новой Земле. Находясь над целью на высоте 10500 м, бомба
была сброшена и начала спускаться на парашюте до расчетной высоты подрыва. Ту-95В на максимальной скорости начал уходить от точки взрыва и к моменту подрыва был в безопасной зоне. В 11 час 32
мин на высоте 4000 м над Новой Землей грянул 50 мегатонный взрыв. Весь ход полета и сам взрыв снимались с борта Ту-95В, с сопровождавшего Ту-16 и с различных точек на земле. Световая вспышка
была настолько яркой, что, несмотря на сплошную облачность, была видна даже на тысячекилометровом удалении. Клубящийся гигантский гриб поднялся до высоты 67 км. На расстоянии в несколько сот
километров видели яркую вспышку и ощущали воздействие ударной волны. За счет ионизации, на 40 мин была потерена связь с Ту-95В и Ту-16. Что случилось с самолетами и экипажами, в Оленьей все это
время никто не знал. Через какое-то время оба самолета вернулись на базу, на фюзеляже Ту-95В виднелись подпалы. Дурновцев, улетая на задание майором, возвращался в Оленью уже подполковником.
Из-за пересекреченности и ограниченности информации реальная мощность испытанной бомбы в 50 мегатонн в отечественных СМИ и в устах наших лидеров выросла до 100 мегатонн.
Хотя еще в первый день
работы XXII съезда КПСС, 17 октября, Н.С.Хрущев с трибуны съезда заявил о предстоящих испытаниях 50 мегатонной бомбы, и что мы имеем 100 мегатонное изделие. Взрыв был произведен в предпоследний
день съезда, и Хрущев сообщил делегатам о том, что испытания "супербомбы" успешно проведены и что мощность взрыва больше расчетной. Начались "утечки" информации о мощности бомбы, начальник
полигона на Новой Земле во время испытаний "супербомбы" Г.Г.Кудрявцев обмолвился о том, что в СССР появилась 60 мегатонная и даже 100 мега-тонная бомбы. Реально 50 мегатонная бомба, испытанная
над Новой Землей, никогда не была реальным оружием. С подвешенным изделием "202" Ту-95В имел настолько малую дальность, что говорить о каких-либо стратегических операциях говорить просто не
приходилось. "50 мегатонка" являлась прототипом в два раза более мощной бомбы (в том же корпусе), но ее изготавливать и испытывать не стали. Если бы ее взорвали, то огненный смерч накрыл бы
площадь, равную всей Владимирской области. Так что все эти сверхпрограммы имели в основном больше политический прицел: запугать потенциального противника, сделать его более сговорчивым на
переговорах, в том числе и на переговорах по прекращению ядерных испытаний. Правда, 100 мегатонная бомба вписывалась в концепцию плана советского руководства по созданию с помощью подобного
взрыва у берегов США "цунами", который должен был смыть с лица планеты цитадель мирового империализма, но это уже было из области идей "кремлевских и арбатских мечтателей", поддержанных в начале
60-х годов частью ученых ядерщиков, в том числе и А.Д.Сахаровым, о чем он впоследствии вспоминал с чувством стыда.
В 1962 году экипаж Дурновцева на Ту-95В провел еще несколько термоядерных испытаний, в том числе и сброс 20 мегатонного заряда в корпусе изделия "202". Затем, после прекращения воздушных ядерных
испытаний, Ту-95В опять использовался как тренировочный.
О самолете Ту-95В снова вспомнили в 70-е годы, когда потребовалось перегнать из Москвы для проведения статических испытаний в СИБНИА в Новосибирск планер отечественного сверхзвукового
пассажирского самолета Ту-144. Ту-144 был подвешен на тот же держатель, на котором когда-то висел "Иван" и быстро и без особых проблем доставлен в Новосибирск. Закончилась карьера Ту-95В на
аэродроме в Семипалатинске (самолет числился в составе 1023 ТБАП), где он опять использовался в качестве учебного, а затем был списан и утилизирован.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-95В |
Размах крыльев, м |
50.04 |
Длина, м |
46.17 |
Высота, м |
12.50 |
Площадь крыла, м2 |
283.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
83100 |
максимальная взлетная |
172000 |
топлива |
88700 |
Тип двигателя |
4 ТВД НК-12 |
Тяга, кгс |
4 х 12000 |
Максимальная скорость, км/ч |
882 |
Крейсерская скорость, км/ч |
720-750 |
Практическая дальность полета, км |
12100 |
Практический потолок, м |
11900 |
Экипаж, чел |
8-9 |
Вооружение: |
6 спаренных 23-мм пушек АМ-23, расположенных в 3 оборонительных установках: верхней ДТ-В12, нижней ДТ-Н12, и кормовой ДК-12. Общий боезапас - 2500 выстрелов. термоядерная бомба |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|