Еще на этапе эскизного проектирования самолета
"95" прорабатывался его высотный (с рабочим потолком 16000-17000 м)
вариант "96" (Ту-96) с крылом
увеличенной площади и ТВД ТВ-16,
способными сохранять свои
характеристики на этих высотах. 29 марта
1952 г. вышло соответствующее
постановление Совмина. Самолет
предполагалось построить в двух
экземплярах с передачей первого на
заводские испытания в июле 1954 г. и на
государственные - в декабре того же года.
ОКБ-276 обязали передать ТВ-16 на стендовые
испытания в январе, а на летные - в июне
1954 г.
Высотный двигатель ТВ-16 представлял
собой развитие ТВ-12 с проектной
максимальной взлетной мощностью 12500 э.л.с.,
максимальной мощностью на высоте 14000 м
при скорости полета 850 км/ч - 12000 э.л.с.,
удельным расходом топлива на
максимальном режиме - 0,135 кг/э.л.с. в час. "Сухой"
вес двигателя не должен был превышать 3100
кг. ОКБ-120 под руководством К.И.Жданова
поручалось изготовить новые винты с
полыми стальными лопастями взамен цельнодюралевых, применявшихся на ТВ-12.
Эскизный проект самолета "96" закончили
к марту 1953 г. По расчету бомбардировщик
при взлетной массе 155 т и крейсерской
скорости 800 км/ч имел практическую
дальность полета 16200 км (с 7% остатком
топлива), а максимальную техническую
дальность - 18000 км. Максимальная
расчетная скорость - 902 км/ч. От Ту-95
самолет отличался крылом увеличенной
площади (345,5 м2) и размаха (51,4 м) с
несколько большей стреловидностью в
средней части. Другое отличие -
увеличенная передняя кабина экипажа.
Кормовую артустановку предполагалось
оснастить новой прицельной РЛС "Ксенон". В состав навигационного
оборудования включалась система
дальней радионавигации "Меридиан" и
система слепой посадки "Материк".
Самолет предполагалось оснастить
новыми радиостанциями дальней связи (РПДС
и РПС) и системой опознавания (опросчик "Хром"
и ответчик "Никель").
Подготовка к строительству первого
экземпляра "96" на куйбышевском
авиазаводе началась еще в феврале 1953 г.,
однако после катастрофы "95-1" эти работы
приостановили, сосредоточив основное
внимание на "дублере". Срок сдачи ТВ-16
перенесли на декабрь 1954 г., а Ту-96 в целом
- на июль 1955 г., но готов он был только
через год. Опытный двигатель ТВ-16
работал в более напряженном режиме, чем
ТВ-12, в ходе его стендовых испытаний
имели место многочисленные отказы. ОКБ-276
так и не сумело довести его, и на опытный
Ту-96 вынужденно поставили НК-12. С этими
двигателями самолет летом 1956 г. начал
проходить испытания. С НК-12, а позднее с
НК-12М летные характеристики машины
оказались ниже, чем расчетные с ТВ-16.
Практический потолок составлял всего
12400 м, максимальная техническая
дальность - 15000 км, максимальная скорость
- 880 км/ч.
К тому времени сама концепция
стратегического высотного
бомбардировщика утратила актуальность.
Принимая во внимание появление в
системе ПВО вероятного противника
высотных сверхзвуковых перехватчиков и
зенитных управляемых ракет, военные
отказались от попыток получить
неуязвимый дозвуковой самолет. Их стали
интересовать стратегические самолеты-носители
ракет класса "воздух-поверхность".
Поэтому еще в марте 1956 г. правительство
приняло решение о прекращении работ по
самолету "96", а опытный бомбардировщик
использовался в качестве летающей
лаборатории до конца 50-х гг.
На базе этого самолета прорабатывался
вариант составной ударной
стратегической системы из Ту-96 и
носителя ядерного боеприпаса самолета "100",
который проектировался туполевцами как
в пилотируемом, так и в беспилотном
вариантах. По замыслу разработчиков, Ту-96
должен был доставить самолет "100" на
дистанцию до 3000 км от цели, затем
подвесной бомбардировщик отделялся и
начинал действовать самостоятельно.
После нанесения ядерного удара самолет "100" должен был возвратиться на
территорию СССР. Работы по составной
стратегической системе из стадии
технического предложения не вышли.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-96 |
Размах крыльев, м |
51.40 |
Длина, м |
46.20 |
Высота, м |
12.35 |
Площадь крыла, м2 |
345.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
92000 |
максимальная взлетная |
190000 |
Тип двигателя |
4 ТВД НК-12М |
Тяга, кгс |
4 х 15000 |
Максимальная скорость, км/ч |
880 |
Крейсерская скорость, км/ч |
720 |
Дальность полета, км |
15000 |
Практический потолок, м |
12400 |
Экипаж, чел |
8 |
Вооружение: |
6 спаренных 23-мм пушек АМ-23, расположенных 3 оборонительных установках: верхней ДТ-В12, нижней ДТ-Н12, и кормовой ДК-12. Общий боезапас - 2500 выстрелов. до 12000 кг боевой нагрузки |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|